|
Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 1042 Размер файла: 5316 Кб Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »»
"Правило о пасхе полагает два ограничения: не праздновать вместе с
иудеями и праздновать только после весеннего равноденствия. К ним были
по необходимости добавлены еще два: совершать праздник после первого
же по равноденствии полнолуния, но не в любой день, а в первое по
полнолунии воскресение. Все эти ограничения, кроме последнего
соблюдаются твердо и поныне (во времена Матфея Властаря, в XIV веке
--- Авт.), но теперь мы часто переходим на более позднее воскресение.
Именно, мы всегда откладываем два дня от пасхи законной (т.е.
иудейской пасхи, полнолуния --- Авт.) и переходим к следующему за тем
воскресению. Случилось же это не по неведению или неумению
утвердивших правила отцев, но из-за движения лунного..."[360], состав
П, гл.7; см. также [207].
Для полноты, приведем также церковно-славянский текст по изданию [360]:
"Яко два полагает устава о пасце правило: аще иудеом не сопраздновати
нам и весньное пождавати равноденство. Им же ине две понужди
последова: творити же праздник абие во первое по равноденстве
вселуние, и по сем не в кий в годе день просто, но в первом по
вселунном абие от седьмицы дни. И убо иные от устав еще и ныне
твердостне соблюдаются, неделя же яже по вселунии многажды нами
прелагается, еже двема прелагати днема на коеждо лето пасце законней и
по онех на неделю преходити. Случися се не от невидения или от
неискуства уставльших отец, иже о пасце сей закон, но течению лунно-
му вина возносится сия..." [360], лист 173.
Отметим, что процитированное здесь "Собрание святоотеческих
правил" Матфея Властаря --- это КАНОНИЧЕСКАЯ средневековая церковная
книга. Что придает особый вес ее указанием, поскольку, как известно,
вплоть до XVII века православная церковь тщательно следила за
сохранностью и неизменностью текста канонических книг. Любые изменения
их текста были крайне затруднены, сопровождались большими спорами и в
любом случае не проходили незаметно. Поэтому можно надеятся, что
текст Матфея Властаря достаточно точно доносит до нас мнение
константинопольских ученых XIV века по вопросу о пасхе. Итак,
мы видим, что Матфей Властарь сообщает следующее.
При составлении пасхалии, к двум основным апостольским правилам о
пасхе:
1) не сопраздновать пасху с иудеями и
2) праздновать пасху только после весеннего равноденствия,
отцами собора, установившего пасхалию, были добавлены ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕННОСТИ --- поскольку эти два правила еще не определяют день
пасхи однозначно, --- еще два правила:
3) праздновать пасху только после первого
весеннего полнолуния (т.е. после иудейской пасхи, которую в
христианской святоотеческой литературе называли иногда
"законной пасхой" --- то есть пасхой по закону Моисея, а иногда ---
"14-й луной"),
4) причем праздновать пасху не в любой день недели, а именно
в ПЕРВОЕ же воскресенье, следующее за этим полнолунием
(т.е. за иудейской пасхой).
1.7. ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО
Первые три из этих четырех правил соблюдаются твердо и поныне (то
есть в XIV веке) --- пишет далее Властарь, --- а вот 4-е правило,
состоящее в том, что пасхальное воскресенье должно быть ИМЕННО ПЕРВЫМ
после полнолуния, --- уже нарушено.
Матфей Властарь совершенно правильно с точки зрения астрономии
объясняет это, возникшее с течением времени, нарушение.
Он указывает на причину --- несоответствие пасхального
"круга луне" длине юлианского года. От полнолуния
до пасхи, --- говорит он, --- проходит теперь (т.е. XIV веке) НЕ
МЕНЕЕ ДВУХ ДНЕЙ. Это случилось из-за медленного (и,по-видимому,
неизвестного отцам собора) смещения полнолуний по датам
юлианского календаря относительно дат полнолуний, фиксированных
в "круге луне". Как было известно уже Матфею Властарю (и он
прямо говорит об этом ниже), указанное смещение составляет
приблизительно 1 сутки за 300 лет.
По этой причине четвертое правило о пасхе стало со временем
нарушаться. Например, если иудейская пасха приходится на
субботу, то, согласно 4-му правилу, христианская пасха должна
праздноваться на следующий день --- в воскресенье. Но из-за
образовавшейся с течением времени 2-дневной отступки (см. выше),
пасхалия определит празднование пасхи на ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ПО
ПРОШЕСТВИИ ДВУХ ДНЕЙ после полнолуния, то есть на неделю позже,
в следующее воскресенье.
Замечание. Говоря о таблицах, входящих в состав пасхалии,
мы используем их исходные церковно-славянские названия, как они
приведены в пасхалии: "круг луне" и "круг солнцу" (то есть:
цикл-круг, присущий луне и цикл, присущий солнцу). Заметим, что
в современной литературе, посвященной календарным вопросам,
обычно меняют падеж в этих названиях и пишут "круг луны" и "круг
солнца". Последнее, возможно, привычнее современному читателю,
но не совсем логично: если уж полностью переводить названия
этих таблиц на современный русский язык, то получится "цикл
луны" и "цикл солнца", а не "круг луны" и "круг солнца",
поскольку слово "круг" в смысле "цикл" уже давно не
употребляется.
Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |