Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 1042 Размер файла: 5316 Кб Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» "Правило о пасхе полагает два ограничения: не праздновать вместе с иудеями и праздновать только после весеннего равноденствия. К ним были по необходимости добавлены еще два: совершать праздник после первого же по равноденствии полнолуния, но не в любой день, а в первое по полнолунии воскресение. Все эти ограничения, кроме последнего соблюдаются твердо и поныне (во времена Матфея Властаря, в XIV веке --- Авт.), но теперь мы часто переходим на более позднее воскресение. Именно, мы всегда откладываем два дня от пасхи законной (т.е. иудейской пасхи, полнолуния --- Авт.) и переходим к следующему за тем воскресению. Случилось же это не по неведению или неумению утвердивших правила отцев, но из-за движения лунного..."[360], состав П, гл.7; см. также [207]. Для полноты, приведем также церковно-славянский текст по изданию [360]: "Яко два полагает устава о пасце правило: аще иудеом не сопраздновати нам и весньное пождавати равноденство. Им же ине две понужди последова: творити же праздник абие во первое по равноденстве вселуние, и по сем не в кий в годе день просто, но в первом по вселунном абие от седьмицы дни. И убо иные от устав еще и ныне твердостне соблюдаются, неделя же яже по вселунии многажды нами прелагается, еже двема прелагати днема на коеждо лето пасце законней и по онех на неделю преходити. Случися се не от невидения или от неискуства уставльших отец, иже о пасце сей закон, но течению лунно- му вина возносится сия..." [360], лист 173. Отметим, что процитированное здесь "Собрание святоотеческих правил" Матфея Властаря --- это КАНОНИЧЕСКАЯ средневековая церковная книга. Что придает особый вес ее указанием, поскольку, как известно, вплоть до XVII века православная церковь тщательно следила за сохранностью и неизменностью текста канонических книг. Любые изменения их текста были крайне затруднены, сопровождались большими спорами и в любом случае не проходили незаметно. Поэтому можно надеятся, что текст Матфея Властаря достаточно точно доносит до нас мнение константинопольских ученых XIV века по вопросу о пасхе. Итак, мы видим, что Матфей Властарь сообщает следующее. При составлении пасхалии, к двум основным апостольским правилам о пасхе: 1) не сопраздновать пасху с иудеями и 2) праздновать пасху только после весеннего равноденствия, отцами собора, установившего пасхалию, были добавлены ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ --- поскольку эти два правила еще не определяют день пасхи однозначно, --- еще два правила: 3) праздновать пасху только после первого весеннего полнолуния (т.е. после иудейской пасхи, которую в христианской святоотеческой литературе называли иногда "законной пасхой" --- то есть пасхой по закону Моисея, а иногда --- "14-й луной"), 4) причем праздновать пасху не в любой день недели, а именно в ПЕРВОЕ же воскресенье, следующее за этим полнолунием (т.е. за иудейской пасхой). 1.7. ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО Первые три из этих четырех правил соблюдаются твердо и поныне (то есть в XIV веке) --- пишет далее Властарь, --- а вот 4-е правило, состоящее в том, что пасхальное воскресенье должно быть ИМЕННО ПЕРВЫМ после полнолуния, --- уже нарушено. Матфей Властарь совершенно правильно с точки зрения астрономии объясняет это, возникшее с течением времени, нарушение. Он указывает на причину --- несоответствие пасхального "круга луне" длине юлианского года. От полнолуния до пасхи, --- говорит он, --- проходит теперь (т.е. XIV веке) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ДНЕЙ. Это случилось из-за медленного (и,по-видимому, неизвестного отцам собора) смещения полнолуний по датам юлианского календаря относительно дат полнолуний, фиксированных в "круге луне". Как было известно уже Матфею Властарю (и он прямо говорит об этом ниже), указанное смещение составляет приблизительно 1 сутки за 300 лет. По этой причине четвертое правило о пасхе стало со временем нарушаться. Например, если иудейская пасха приходится на субботу, то, согласно 4-му правилу, христианская пасха должна праздноваться на следующий день --- в воскресенье. Но из-за образовавшейся с течением времени 2-дневной отступки (см. выше), пасхалия определит празднование пасхи на ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ПО ПРОШЕСТВИИ ДВУХ ДНЕЙ после полнолуния, то есть на неделю позже, в следующее воскресенье. Замечание. Говоря о таблицах, входящих в состав пасхалии, мы используем их исходные церковно-славянские названия, как они приведены в пасхалии: "круг луне" и "круг солнцу" (то есть: цикл-круг, присущий луне и цикл, присущий солнцу). Заметим, что в современной литературе, посвященной календарным вопросам, обычно меняют падеж в этих названиях и пишут "круг луны" и "круг солнца". Последнее, возможно, привычнее современному читателю, но не совсем логично: если уж полностью переводить названия этих таблиц на современный русский язык, то получится "цикл луны" и "цикл солнца", а не "круг луны" и "круг солнца", поскольку слово "круг" в смысле "цикл" уже давно не употребляется. Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |