|
Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 1042 Размер файла: 5316 Кб Страницы: «« « 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 » »» 532-летнего периода, и т.д.
Надо, впрочем, оговорить, что западноевропейская христианская
церковь перешла на григорианский календарь; но православная
церковь не сделала этого, и православная Пасха до сих пор, без
сдвигов, отсчитывается по кругу дней и лет, заданному пасхалией.
Поэтому-то мы и видим, что нынешние празднования Пасхи отклоняются
от соблюдения тех изначально заданных четырех условий (точнее,
четвертого из них).
Для нас же, исследователей, в этом минусе (неточность пасхалии)
есть и плюс: мы можем обсчитать постепенно увеличивающееся (а если
пойти во времени назад, то - постепенно уменьшающееся) расхождение
между теми исходными четырьмя условиями и реальным временем
празднований Пасхи и сделать отсюда некоторые выводы.
Неточность пасхалии, конечно же, была замечена довольно быстро.
Одной из причин этой неточности оказался тот печальный факт, что
Метонов цикл постепенно накапливает ошибку: 1 день за 304 года.
Это значит, что уже через 300 лет после начала отсчета Пасх по
пасхалии обнаружилось: полнолуния происходят на сутки раньше, чем
"предсказано" в ее таблицах. И так далее - век за веком этот
разрыв увеличивался.
Константинопольский ученый XIV века Матфей Властарь в работе,
посвященной пасхалии и правилам, положенным в ее основу, отмечает,
что уже в его время при отсчете Пасх по пасхалии одно из 4 правил
(а именно четвертое) приходится регулярно нарушать. Там требуется
назначать Пасху на первое же воскресенье после первого весеннего
полнолуния; но современникам Властаря приходилось отсчитывать
после этого полнолуния двое суток, и лишь после такого выжидания
ближайшее воскресенье оказывалось Пасхой (соответственно таблицам
пасхалии).
Ну, а теперь пора высказать два утверждения, которые едва ли
кто станет оспаривать.
Первое. Математики того далекого века, когда составлялась
пасхалия, хоть и вынуждены были довериться не очень точному исходному
материалу (юлианский календарь и Метонов цикл), наверняка работали
добросовестно и составили таблицы пасхалии так, что в ближайшие
первые десятки лет (и в предыдущие последние десятки лет - для
контроля) никаких нарушений указанных 4 правил эти таблицы не давали.
Да и канонизация - дело весьма серьезное, так что наверняка
если не сами отцы церкви, заседавшие в Соборе, то иные математики,
приглашенные ими, проверяли и перепроверяли составленные таблицы.
Не будем забывать, что по принципиальной важности для христианской
церкви установление правильного отсчета Пасх было близко к другой
проблеме: отбору священных текстов перед их канонизацией. Так что
можно смело утверждать: пасхальные таблицы никаких огрехов в
обозримом окрестном времени (вокруг момента их канонизации) не имели.
Второе. Пасхальные таблицы - инструмент, служивший (и служащий)
сугубо практической необходимости: церковь остро нуждалась в
том, чтобы во всех храмах христианского мира Пасха праздновалась
одновременно; и коль уж появился (и тем более - был высочайше
утвержден) инструмент, позволяющий это осуществить, то следует
вводить его в употребление как можно быстрее - в ближайшие месяцы
(время, необходимое на размножение таблиц). Но уж никак не через
годы, тем более не через десятки лет.
Можно, конечно, задать осторожный вопрос: а что, если были
какие-то технические сложности, понудившие начать таблицы не с
ближайшего года, а через полвека? Ответ: когда эти таблицы были
уже готовы, заведомо никакого труда не составляло переписать их,
начав с любого года, который отцы церкви избрали бы как исходный.
Для этого не требовалось даже никакой арифметики. Работа для
простого писца.
Отсюда и дополнение ко второму утверждению: год, когда
канонизированная пасхалия начала действовать, наверняка был Первым годом
Великого Индиктиона. (Именно 1-м годом, а не каким-нибудь - с
середины таблицы - 416-м.)
Если согласиться с этими утверждениями, то неизбежно придется
согласиться и со следующим: на основе свойств пасхалии и на базе
этих утверждений мы можем проверить, действительно ли пасхалия была
канонизирована в 325 году н.э., и если окажется, что - нет, мы можем
на этой же основе определить время, хотя бы приблизительно, когда на
самом деле состоялись канонизация пасхалии и когда начался Первый
Великий Индиктион (имеется в виду: первый - по практическому
применению, а не по формальной их нумерации "от сотворения мира").
И что же получается?
В IV веке, когда якобы состоялся Первый Вселенский Собор,
канонизировавший пасхалию, христианская Пасха, назначаемая по ее
таблицам, совпала бы с иудейской 8 раз, и еще 5 раз состоялась бы
даже на 2 дня раньше ее: в 306, 326, 346, 350 и 370 годах!
Понятно, что быть этого никак не могло. Не можем мы также и
предположить, будто таблицы пасхалии, которыми пользуются сейчас, -
иные, чем те, которые были канонизированы в Никее. Такой принципиально
важный шаг, как изменение пасхальных таблиц, потребовал бы
новой канонизации их, и это событие отразилось бы в истории Церкви,
как одна из значительнейших ее вех (наравне с Никейским Собором).
Но этого в истории нет. Ни намеком, ни отголоском. Пасхальные
таблицы - заведомо такие, какими они и были изначально.
Если обратиться к первому апостольскому правилу, то расчет
показывает: Первый Великий Индиктион никак не мог начаться ранее
785 года н.э., поскольку лишь начиная с этого года христианская
Пасха (по пасхалии) перестает совпадать с Пасхой иудейской. В 784
году они совпали в последний раз, после чего даты христианской и
иудейской Пасх навсегда разошлись. Если же предположить, как было
уже сказано, что и предыдущие десятилетия авторам пасхальных таблиц
следовало проверить (для контроля) на соблюдение 4 правил, тогда
начало Первого Великого Индиктиона приходится отнести не ранее чем
к середине IX века.
Теперь обратим внимание на 4-е правило, о нарушении которого в
его время писал еще Матфей Властарь. Неточность Метонова цикла
такова, что лишь в некий трехвековой период - ни раньше, ни позже -
это правило строго соблюдалось при праздновании Пасх соответственно
пасхальным таблицам. Уже из самого двухдневого "отступа", о котором
Страницы: «« « 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |