Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Фоменко А.Т. - Новая хронология

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 1042
Размер файла: 5316 Кб
Страницы: «« « 256   257   258   259   260   261   262   263   264  265   266   267   268   269   270   271   272   273   274  » »»

532-летнего периода, и т.д.
     Надо, впрочем,  оговорить, что  западноевропейская христианская
церковь  перешла  на   григорианский  календарь;   но   православная
церковь  не  сделала  этого,  и  православная  Пасха до сих пор, без
сдвигов, отсчитывается  по кругу  дней и  лет, заданному  пасхалией.
Поэтому-то мы и видим, что нынешние празднования  Пасхи  отклоняются
от соблюдения тех изначально заданных четырех условий  (точнее,
четвертого из них).
     Для нас же, исследователей, в этом минусе (неточность пасхалии)
есть и плюс:  мы можем обсчитать постепенно увеличивающееся (а  если
пойти во времени назад,  то - постепенно уменьшающееся)  расхождение
между теми исходными четырьмя условиями и реальным временем
празднований Пасхи и сделать отсюда некоторые выводы.
     Неточность пасхалии, конечно же, была замечена довольно быстро.
Одной из  причин этой  неточности оказался  тот печальный  факт, что
Метонов цикл  постепенно накапливает  ошибку:   1 день  за 304 года.
Это  значит,  что  уже  через  300  лет после начала отсчета Пасх по
пасхалии обнаружилось:  полнолуния  происходят на сутки раньше,  чем
"предсказано"  в  ее  таблицах.   И  так  далее  - век за веком этот
разрыв увеличивался.
     Константинопольский ученый XIV  века Матфей Властарь  в работе,
посвященной пасхалии и правилам,  положенным в ее основу,  отмечает,
что уже в его  время при отсчете Пасх  по пасхалии одно из  4 правил
(а именно четвертое) приходится  регулярно нарушать.  Там  требуется
назначать Пасху  на первое  же воскресенье  после первого  весеннего
полнолуния;   но  современникам  Властаря  приходилось   отсчитывать
после этого  полнолуния двое  суток, и  лишь после  такого выжидания
ближайшее  воскресенье  оказывалось  Пасхой (соответственно таблицам
пасхалии).
     Ну, а теперь  пора высказать два  утверждения, которые едва  ли
кто станет оспаривать.
     Первое.  Математики того далекого века, когда составлялась
пасхалия, хоть и вынуждены были довериться не очень точному исходному
материалу (юлианский календарь  и Метонов цикл),  наверняка работали
добросовестно  и  составили  таблицы  пасхалии  так, что в ближайшие
первые  десятки  лет  (и  в  предыдущие  последние десятки лет - для
контроля) никаких нарушений указанных 4 правил эти таблицы не  давали.
Да и  канонизация -  дело весьма  серьезное, так что наверняка
если не сами отцы церкви,  заседавшие в Соборе, то иные  математики,
приглашенные ими,  проверяли и  перепроверяли составленные  таблицы.
Не будем забывать, что  по принципиальной важности для  христианской
церкви установление  правильного отсчета  Пасх было  близко к другой
проблеме:  отбору священных текстов перед их канонизацией.  Так  что
можно смело утверждать:   пасхальные таблицы никаких огрехов  в
обозримом окрестном времени (вокруг момента их канонизации) не имели.
     Второе.  Пасхальные таблицы - инструмент, служивший (и служащий)
сугубо практической необходимости:   церковь остро нуждалась  в
том, чтобы  во всех  храмах христианского  мира Пасха  праздновалась
одновременно;   и  коль  уж  появился  (и  тем более - был высочайше
утвержден)  инструмент,  позволяющий  это  осуществить,  то  следует
вводить его в  употребление как можно  быстрее - в  ближайшие месяцы
(время, необходимое на  размножение таблиц).   Но уж никак  не через
годы, тем более не через десятки лет.
     Можно, конечно,  задать осторожный  вопрос:   а что,  если были
какие-то  технические  сложности,  понудившие  начать  таблицы  не с
ближайшего года, а  через полвека?   Ответ:  когда  эти таблицы были
уже готовы,  заведомо никакого  труда не  составляло переписать  их,
начав с любого  года, который отцы  церкви избрали бы  как исходный.
Для  этого  не  требовалось  даже  никакой  арифметики.   Работа для
простого писца.
     Отсюда и дополнение ко второму утверждению:  год, когда
канонизированная пасхалия начала действовать, наверняка был Первым годом
Великого Индиктиона.  (Именно 1-м годом, а не каким-нибудь - с
середины таблицы - 416-м.)
     Если согласиться с  этими утверждениями, то  неизбежно придется
согласиться и со  следующим:  на  основе свойств пасхалии  и на базе
этих утверждений мы можем проверить, действительно ли пасхалия  была
канонизирована в 325 году н.э., и если окажется, что - нет, мы можем
на этой же основе определить время, хотя бы приблизительно, когда на
самом деле  состоялись канонизация  пасхалии и  когда начался Первый
Великий  Индиктион  (имеется  в  виду:   первый  -  по практическому
применению, а не по формальной их нумерации "от сотворения мира").
     И что же получается?
     В IV веке, когда якобы состоялся Первый Вселенский Собор,
канонизировавший пасхалию, христианская Пасха,  назначаемая  по   ее
таблицам,  совпала бы с иудейской  8 раз, и еще 5 раз  состоялась бы
даже на 2 дня раньше ее:  в 306, 326, 346, 350 и 370 годах!
     Понятно, что быть этого  никак не могло.   Не можем мы также  и
предположить, будто таблицы пасхалии, которыми пользуются сейчас,  -
иные, чем те, которые были канонизированы в Никее. Такой принципиально
важный  шаг, как  изменение пасхальных  таблиц, потребовал  бы
новой канонизации их, и это событие отразилось бы в истории  Церкви,
как одна из  значительнейших ее вех  (наравне с Никейским  Собором).
Но этого  в истории  нет.   Ни намеком,  ни отголоском.   Пасхальные
таблицы - заведомо такие, какими они и были изначально.
     Если  обратиться  к  первому  апостольскому  правилу, то расчет
показывает:  Первый  Великий Индиктион никак  не мог начаться  ранее
785  года  н.э.,  поскольку  лишь  начиная с этого года христианская
Пасха (по пасхалии) перестает совпадать  с Пасхой иудейской.  В  784
году они  совпали в  последний раз,  после чего  даты христианской и
иудейской Пасх навсегда разошлись.   Если же предположить, как  было
уже сказано, что и предыдущие десятилетия авторам пасхальных  таблиц
следовало проверить  (для контроля)  на соблюдение  4 правил,  тогда
начало Первого Великого Индиктиона  приходится отнести не ранее  чем
к середине IX века.
     Теперь обратим внимание на 4-е правило, о нарушении которого  в
его  время  писал  еще  Матфей  Властарь.  Неточность Метонова цикла
такова, что лишь в некий трехвековой период - ни раньше, ни позже  -
это правило строго соблюдалось при праздновании Пасх  соответственно
пасхальным таблицам.  Уже из самого двухдневого "отступа", о котором

Страницы: «« « 256   257   258   259   260   261   262   263   264  265   266   267   268   269   270   271   272   273   274  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фоменко А.Т., Новая хронология