Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88   89   90   91   92   93   94  » »»

  Водолазный колокол - одно из самых древних устройств, использовавшихся
человеком для спуска в морские глубины. Выдающийся английский ученый и
философ Фрэнсис Бэкон так описал в 1620 г. некую примитивную конструкцию
на трех опорах, которую ему довелось увидеть: "Полый металлический сосуд
был осторожно опущен в воду в вертикальном положении и таким образом увлек
вместе с собой на дно морское содержавшийся в нем воздух".
  Такой сосуд позволял находившемуся под водой водолазу время от времени
всовывать голову в его отверстие и дышать заключенным в нем воздухом.
  Водолазный колокол удивительно прост по конструкции и во многом напоминает
стакан, опущенный в воду дном вверх. Главным недостатком водолазных
колоколов был чрезвычайно малый запас воздуха, который они могли нести в
себе. Знаменитый французский физик Папен в 1689 г. предложил использовать
для нагнетания воздуха насос или мехи, что помогло бы поддерживать в
колоколе постоянное давление. На следующий год Эдмунд Галлей, английский
астроном, именем которого была названа комета, сконструировал своего рода
предтечу современных водолазных колоколов - сложное сооружение, состоявшее
из собственно колокола, кожаных шлангов и двух резервуаров со свинцовыми
днищами, попеременно доставлявших в колокол воздух.
  Изобретенный Галлеем колокол мог использоваться для погружения под воду,
но отличался слишком большой массой. В 1764 г. Луи Дальма ударился в
другую крайность, предложив колокол из кожи, который должен был
удерживаться в открытом положении исключительно за счет давления
находящегося в нем воздуха. Быть может, колокол и оправдал бы
возлагавшиеся на него ожидания, однако не нашлось ни одного дурака,
который согласился бы его испытать.
  Джон Смитон, английский инженер, строитель знаменитого Эддистоунского
маяка, в 1784 г. изобрел первый пригодный для практического применения
водолазный колокол. Он представлял собой коробчатой формы конструкцию,
внутри которой был установлен насос, нагнетавший воздух. При работе крыша
колокола располагалась выше поверхности воды. Модифицированный вариант
этого колокола применяется и в наши дни наряду с кессонами или колоколами
с воздушным шлюзом. Он используется во время различных строительных работ
на небольшой глубине под водой, но давно уже не употребляется при
спасательных работах.
  Ближайшими родственниками водолазного колокола являются: батисфера Биба -
стальной шар, снабженный иллюминаторами и оборудованием для очистки
воздуха, в котором Уильям Биб неподалеку от Бермудских островов совершил в
1932 г. погружение на глубину 610 м; спасательные камеры Маккенна и
Дэвиса; капсула для транспортировки водолазов американской подводной
лаборатории "Силаб" (программа "Человек в море").
  Однако при выполнении судоподъемных или спасательных работ от водолазного
колокола толку мало. Если не считать ставшего легендой подъема в 1687 г.
испанского золота Уильямом Фипсом (причем неизвестно, пользовался ли он
вообще этим аппаратом), только одна крупная спасательная операция обязана
успехом водолазному колоколу. Это подъем в 1831-1832 гг. золота с
английского военного корабля "Тетис".
  "Тетис", 46-пушечный фрегат, покинул Рио-де-Жанейро 4 декабря 1830 г. На
борту корабля находилось 810 тыс. фт. ст. звонкой монетой. Спустя два дня,
идя под всеми парусами со скоростью 10 уз, он разбился о скалы мыса Фрио
(юго-восточная часть Бразилии). Большинство швов в корпусе корабля
разошлось, мачты обрушились. Всего несколько человек из состава команды
успели перескочить на утес и таким образом спастись. Фрегат с оставшимися
на нем людьми был отнесен в море быстрым течением и затонул в небольшой
бухте на расстоянии чуть больше 500 м от места крушения.
  Адмирал Бейкер, командовавший английской эскадрой, счел бесполезным
предпринимать какие-либо попытки спасти золото, учитывая высокие скалы,
большие глубины, быстрые течения и частые штормы, наблюдавшиеся в этом
районе. С его мнением, однако, не согласился Томас Дикинсон, капитан шлюпа
"Лайтнинг". Он был незаурядной личностью. Блестящий инженер, человек с
широким кругозором Дикинсон обладал одним "недостатком": он не раз ставил
своих начальников в неловкое положение. В конце концов Бейкер неохотно дал
согласие на проведение спасательной операции.
  В 1831 г. еще не было скафандра Зибе и выбор Дикинсона ограничивался
обнаженными ныряльщиками и водолазным колоколом. Сделать водолазный
колокол было легче, чем заполучить опытного водолаза. Дикинсон изготовил
колокол из железной водяной цистерны, взятой с другого английского
военного корабля "Уорспайт". Для подачи воздуха в перевернутую цистерну
решено было воспользоваться обычным насосом Траскотта. Чтобы шланги насоса
могли противостоять давлению воды, Дикинсон придал им достаточную
прочность: он приказал сначала расплющить их киянкой, дабы по возможности
уплотнить ткань, а затем просмолить и обернуть пропитанной дегтем
парусиной, которую потом надлежало прошить толстой ниткой. Шланги
оправдали возлагавшиеся на них надежды.
  Дикинсон со своей командой прибыл на мыс Фрио 24 января 1831 г. Мыс в
действительности оказался островом длиной в три и шириной в одну милю,
отделенным от материка протокой шириной 120 м. Обследование позволило
установить, что корпус "Тетиса" соскользнул со скал в воду глубиной от
10,5 до 21 м.
  Поскольку бухта, где лежал корабль, была очень узкой, Дикинсон сначала
намеревался закрепить колокол на канатах, пропущенных между скалами.
Вскоре, однако, он убедился, что под воздействием сильного ветра канаты
вибрируют и раскачивают колокол, из которого выходит воздух, поэтому он
решил погружать колокол в воду с помощью грузовой стрелы.
  Такое решение поставило перед ним две новые проблемы - на чем установить
стрелу и из чего ее изготовить.
  Первую задачу удалось решить, уничтожив с помощью пороховых зарядов
вершину северо-восточного утеса. После взрыва образовалась довольно ровная
площадка размером 24 Х 18 м. В четырех других местах подготовили маленькие
площадки для крепления оттяжек стрелы.
  Как показали расчеты, для того чтобы обеспечить нормальный спуск и подъем
колокола, стрела должна иметь совершенно невероятную длину - 48 м и, кроме
того, отличаться исключительной прочностью. Единственным материалом,
которым располагали спасатели для изготовления столь сложного сооружения,
являлись мачты и ванты самого "Тетиса", выброшенные волнами на берег. В
конце концов спасатели ухитрились соорудить стрелу из кусков дерева самых
различных сечений. Они были соединены на шипах и скреплены друг с другом
болтами. Каждое соединение стянули металлическими кольцами и обмотали
толстым канатом. Соединений получилось слишком много (34), и готовая
стрела обладала излишней гибкостью. Чтобы удерживать ее в нужном

Страницы: «« « 76   77   78   79   80   81   82   83   84  85   86   87   88   89   90   91   92   93   94  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей