Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 693   694   695   696   697   698   699   700   701  702   703   704   705   706   707   708   709   710   711  » »»

молитве тем, что дает им силу преодолеть зло и страдания, чем вытесняет
Сатану "во тьму внешнюю" (по отношению к материальному миру). Славьте Имя
Его".

Интерпретация цитированной философемы крайне затруднительна. Ее нельзя
назвать дуалистической, так как отсутствует симметрия двух начал и акт
творения ограничивает возможности Создателя. Метафизическое зло
рассматривается как воздействие постороннего фактора, но последний обретает
эту возможность только благодаря контакту с материей. Отношение к
гностицизму и махаяническому буддизму четко отрицательное, но сам
жизнеутверждающий теизм напоминает сочетание "желтой веры" Тибета с
несторианскими реминисценциями ранней Византии и восточными вариантами
митраизма. В истории культуры Центральной Азии такая концепция неизвестна,
хотя она логична и оригинальна.

По-видимому, приведенная философема была плодом индивидуального творчества
какого-то турфанского вольнодумца, а текст попал в музей с материалами
наших великих путешественников. Но это гипотеза, которую невозможно
подтвердить. Нам остается считать концепцию неизвестного автора и анонимный
перевод апокрифом, как в средние века называли недостоверные тексты. Для
книги по истории Великой степи данная публикация всего лишь вставная
новелла.

186. МЕХАНИЗМ ПАССИОНАРНОГО ТОЛЧКА

Пассионарный толчок, или микромутация, - условие, без которого не возник бы
ни один этнос, как ныне живущий, так и древний, от котором даже имени не
сохранилось. И теперь уместно поставить вопрос: общий ли здесь закон
природы или ряд случайных сочетаний социальных флуктуаций? Второе
предположение можно отбросить сразу, так как географическое распространение
полос, где возникает пассионарность, никак не связано с уровнем развития
производительных сил, кризисами производственных отношений, как и с
вариациями этнического самосознания, что предполагает академик Ю.В.
Бромлей, и даже с ландшафтами планеты, безразлично, природными или
антропогенными.

Очевидно, следует искать аналогии на клеточном и молекулярном уровнях
биосферы. Действительно, там роль мутаций несомненна и не требует
дополнительных доказательств. Однако она прослеживается и на атомарном
уровне. Здесь пассионарному толчку соответствует удар пучка нейтронов по
массе вещества. Последнее может быть либо инертным, подобно монотонному
ландшафту, с единообразным способом хозяйства и однородным населением, либо
радиоактивным, содержащим изотопы урана или плутония, что сходно со стыком
разнообразных кормящих, точнее - вмещающих, ландшафтов, со своеобразными
формами быта и оригинальными приемами хозяйства, а следовательно, и
культурными типами.

В первом случае начальный импульс затухает как на популяционном, так и на
атомарном уровне, во втором - вызывает цепную реакцию, которая продолжится
до тех пор, пока не иссякнет источник вторичных нейтронов и содержание
изотопов не упадет до определенной нормы для данной массы и формы. Иногда
это завершается взрывом, нарушающим структуру вмещающего вещества.

Заметив это, вернемся к интересующему нас популяционному уровню, лежащему
на четыре порядка выше атомарного. Здесь будет обнаружена та же
закономерность.

Облучение, вызывающее мутацию, проходит по разнообразным регионам.
Редконаселенные, например пустыни, крайне слабо реагируют на мутагенный
импульс, который затухает на уровне персон. Монотонные ландшафты, даже
густонаселенные, гасят импульсы медленнее, но тоже радикально, потому что
сами обладают инерцией покоя, вектор которой всегда не тот, что в
мутагенном импульсе. Зато разнообразные ландшафты с разным этническим
наполнением лабильны, вследствие чего на стыках их легко образуются новые
этнические системы, имеющие много шансов на выживание.

Однако если этногенез идет очень быстро, он может разорвать непрочные
системные связи; тогда процесс обрывается в акматической фазе. Происходит
надлом, при котором этнос может либо погибнуть, "рассыпаться розно", либо
сохраниться в оптимальном при данных условиях состоянии, при котором
энтропия замедляется, хотя и не исчезает полностью. Лимит этногенеза -
гомеостаз, характеризующийся отсутствием свободной энергии. В силу этого
гомеостатические этносы не агрессивны, хотя достаточно резистентны.

Таким образом, оказывается, что "начало" этнической истории реально как
натуральный феномен. Поэтому оно несопоставимо с условными точками отсчета:
основанием Рима, первой Олимпиадой, новой эрой, неправильно сопоставленной
с рождением Христа, хиджрой и т.п. Равным образом не годятся для начала
отсчета даты политической истории, например образование национального
Французского королевства - избрание Гуго Капета. Ему предшествовал длинный,
свыше 150 лет, процесс пассионарного подъема этносов, заселявших территорию
нынешней Франции. В 986 г. этот процесс не начался и не завершился, но стал
очевиден, не более того.

В определении начальной точки отсчета этногенеза не обязательно стремиться
к точности до года. Нашими наблюдениями могут быть установлены только
инкубационный период вызревания нового поведенческого стереотипа и
организация новой структуры, ломающей обветшалые рамки старой. Этой степени
точности достаточно, чтобы установить тождество мутаций атомарных,
молекулярных, клеточных и популяционных. Но место организменных, т.е.
персональных, норм поведения следует уточнить.

187. ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И "ПОЛОСА СВОБОДЫ"

Как непредсказуемо движение единичного атома в камере Вильсона или характер
реакции одноклеточного организма на изменение вмещающей среды, будь оно
термическим, химическим или электромагнитным, так вариабельно и поведение
высших млекопитающих на организменном уровне, а людей - на уровне
персональном. Во всех случаях в вероятностных изменениях существует "полоса
свободы".

Страницы: «« « 693   694   695   696   697   698   699   700   701  702   703   704   705   706   707   708   709   710   711  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды