Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 697   698   699   700   701   702   703   704   705  706   707   708   709   710   711   712   713   714   715  » »»

познающего субъекта.

9 Манихейство - вариант антиохийской школы гностицизма, признававшей две
стихии: Свет и Мрак. Мир, по Сатурнилу и Мани, - разорванное тучами мрака
тело Первочеловека (вероятно, Ормузда), страдающее в тенетах мрака. Свет
приравнивается к Духу, Мрак - к материи; обе стихии безличны.

10 Все три учения пессимистичны, т.е. жизнеотрицающи, и атеистичны.

11 Атман, согласно философской системе Веданты, - бессмертная душа,
подвластная карме - закону причинности.

12 Учение о сатане как о возмутившемся ангеле идет из книта Еноха и
распространилось как попытка связать строгий, примитивный монизм с духовным
опытом христиан и мусульман.

13 Шуньята - пустота, которую можно увидеть лишь в момент смерти, как
"ясный свет чистой реальности", - учение тантричсского буддизма.

14 В древности люди не считали себя "венцом творения" и "царями природы".
Предполагалось, что они занимают промежуточное положение, а выше и ниже их
есть существа, которых они называли "демоны". Существа на порядок ниже ныне
обнаружены - это микроорганизмы и вирусы. Те, которые на порядок выше, не
открыты и потому считаются несуществующими. Сведения о них присутствуют
только в фольклоре и фантастической литературе.

15 См.: Вернадский В.И. Химическое строение биосферы...§200.

16 См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.С.388.

17 Там же.С-390-391.

18 См.: Гумилев Л.Н. Гуманитарные и естественные аспекты исторической
географии. Л., 1984. С. 42-57.


Часть седьмая. Тохтамыш и его время

XXVIII. Меркнущее величие (Приближение первое - уровень суперэтноса)

189. В ИРАНЕ

Вспомним, что монголы пришли в Иран как защитники христианской веры.
Несториане и примкнувшие к ним якобиты (монофизиты) были в Центральной Азии
весьма многочисленны и влиятельны. В 1260 г. они освободили от мусульман
Сирию и были недалеко от стен Иерусалима, но предательство европейских
крестоносцев и отрыв Золотой Орды, где воцарился мусульманин Берке-хан,
повели к поражению при Айн-Джалуде (в Галилее), после которого монголы
откатились за Евфрат и перешли к обороне.

Воевать пришлось на два фронта: с египетскими мамлюками и с Золотой Ордой,
где подавляющее большинство населения составляли те же половцы, так что
фактически война шла между тюрками и монголами. Помощи иранские монголы не
могли получить, так как их единственный союзник, великий хан Хубилай, вел
сорокалетнюю войну со своим народом - западными монголами, которыми правил
его кузен Хайду. Поэтому Иран оказался в изоляции.

Монгольские ильханы держались только благодаря поддержке христиан - армян,
айсоров, сирийцев - и мусульман-шиитовв Персии было много. Но это была слабая поддержка. Попытка хана Аргуна
(1284- 1291) договориться с французским королем Филиппом Красивымничего, потому что Европа уже охладела к крестовым походам. Монголам
приходилось опираться на местное персидское население, а оно было
мусульманским.

В XIII веке, переполненном кровопролитиями, монгольское могущество в Иране
таяло постепенно и неравномерно. Принятие ислама Газан-ханом и его младшим
братом, Олджейту, несколько смягчило отношения между правящей династией и

народными массами, но не устранило своеволия эмиров как монгольского, так и
персидского происхождения. Сыну Олджейту-хана Абу Сайду при вступлении на
престол было 12 лет. Поэтому от его имени страной управлял наместник
Хорасана эмир Чобан. Этому энергичному честолюбцу 11 лет удавалось
подавлять восстания и интриги эмиров, завидовавших ему, но в 1327 г. этот
последний монгольский пассионарий в Иране был убит своим ханом,
тяготившимся его опекой. Судьбу Чобана разделили два его сына, а третий,
успевший убежать в Египет, был убит там султаном Насиром по просьбе Абу
Сайда, которого в свою очередь отравила в 1335 г. любимая жена, дочь эмира
Чобана. Красавица хотела отомстить тирану за гибель отца и братьев. Вместе
с мужем она погубила все государство, потому что все стало можно.

Через год после смерти ильхана в Хорасане вспыхнуло восстание против
монголов, под лозунгом: "Cap ба дар" ("Пусть голова на воротах висит"),
призывавшим к крайнему риску, отчаянности.

Было бы соблазнительно видеть в сарбадарах (сербедарах) наследников персов
эпохи Сасанидов, но если бы это было так, то ни арабы, ни тюрки, ни монголы
не смогли бы захватить Иран. Видимо, субэтнос сарбадаров - новообразование
в зоне монголо-персидского контакта, ибо за 100 лет монгольский генофонд
был рассеян и среди персов.

Монголы не могли справиться с сарбадарской республикой, и наконец передний
ильхан - Туга Тимур-хан, кочевавший в Гургане, пригласил сарбадарских
вождей для переговоров. Те, придя в Орду, заподозрили предательство и
решили опередить монголов. На пиру один сарбадар внезапно убил хана, прочие
напали на пьяных монголов и тех, кто не успел убежать, убили. Так 13
декабря 1353 г. закончилось владычество монголов в Иране. Наследники
ильханов, Джелаиры, хотя и были по происхождению монголы, но не Чингисиды,
не защитники Ясы и не богатыри. Они не заслуживают внимания историка и
этнолога.

Страницы: «« « 697   698   699   700   701   702   703   704   705  706   707   708   709   710   711   712   713   714   715  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды