Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 691   692   693   694   695   696   697   698   699  700   701   702   703   704   705   706   707   708   709  » »»

15 См.: Халиков А.X. Указ.соч. С.9


XXVII. Эмпирическое обобщение

184. ОБРАЗЫ УТРАЧЕННОГО

Окинув описанное прошлое единым взглядом, мы заметим то, что в 1-м
тысячелетии, как, впрочем, и раньше, и позже, общечеловеческой культуры не
существовало. Уходящая языческая Античность, торжествующая христианская
Византия, бурно распространяющийся Мир Ислама, нарождающееся западное
Средневековье и твердо стоящая на своей земле Древняя Русь, окруженная с
запада древними балтами, с севера - финно-уграми, а с востока - рассеянными
кочевниками Великой степи, - все эти суперэтнические целостности были
весьма непохожи друг на друга. Эта несхожесть способствовала не столько
культурному обмену, сколько выработке оригинальных культур, от которых
остались только фрагменты.

И это не случайно. Любой автор творит для определенного зрителя или
читателя, т.е. для близких себе по духу. Чужим его шедевры не понятны и не
нужны. Поэтому их бросают без внимания или ломают. Только в редких случаях,
когда возникает созвучие этнических культур, возможно заимствование, но и
оно локализуется лишь в нескольких субэтносах, не распространяясь на
большую часть этноса. Так, византийская иконопись на Руси процветала за
каменными стенами городов и монастырей, а кругом шли языческие пляски,
колдовали старухи, приносили людей в жертву злым богам волхвы. Одна
культура наложилась на другую, и слились они много позднее.

Судьба памятников, оставленных этими культурами, была различна. Фрески хотя
частично уцелели, иконы и летописи были неоднократно переписаны и дошли до
потомков, церковная музыка повторяла каждый год изумительные византийские
мелодии. А то, что создавалось в степных и лесных урочищах, забывалось или
гнило в земле. И долгое время пропавшее считалось несуществовавшим.

Наш окольный путь через историю событий показал, что описанная эпоха была
творческой, напряженной и трагичной[,] и что не бесплодие души и разума
определило наблюдаемую пустоту, а наоборот, горение сердец и страстей
испепелило то, что могло сгореть. Но все же кое-какие обломки уцелели.

За последние 200 лет археологи сделали все, что могли. Собраны и изданы по
нескольку раз многие фрагменты предметов искусства 1-го тысячелетия от
Китая до Атлантики. Однако общее представление по этим публикациям
составить очень трудно.

И это не случайно! Взрыв пассионарности сначала выжигает место, на котором
он возник. При этом гибнут не только слабые люди, способные лишь любоваться
шедеврами, оставшимися в наследство от предков, но и сами шедевры. Мы видим
это на примерах Рима и Парфии, империй Хань и Гупта, скифов, сарматов и
хуннов.

Итак, археология (т.е. наука о памятниках) и история материальной и
духовной культуры создают заведомо неполное, а тем самым искаженное
представление о прошлом человечества. Необходимое уточнение можно получить,
обратившись к этнологии, где процессы этногенеза рассматриваются как
статистические, являющиеся функцией затухающей пассионарности, понимаемой
как локальная флуктуация биосферы. И даже если это не случайное возмущение,
а феномен, имеющий каузальную основу, то дело не меняется: процесс
возникает и затухает.

Статистика событий одного уровня - суперэтнического, этнического или
субэтнического - оказывается более надежным материалом для сравнения эпох и
народов, чем скрупулезное описание фрагментов памятников или обрывков
текстов. Для интерпретации тех и других исследователь должен спуститься на
уровень знаний человека, допустим, Х в., т. с. отказаться от всех
достижений науки за тысячу лет. Это явно нецелесообразно. Но, приняв за
единицу изучения проверенное сведение о событии, достоверно датированное, и
набрав их достаточное количество, можно получить, исследуя кучность
событий, объективное представление о процессах этно- и культурогенеза.
Проделав эту работу, можно поставить вопрос об объективной характеристике
этих процессов. Ответ будет напрашиваться сам собой: процессы, идущие по
ходу времени, энтропийны и инерционны, но так как они то и дело прерываются
творческими вспышками, создающими новые этносы и культуры, то конец света
не наступает. Следовательно, история культуры - это борьба Творческой силы
(энергии) с Хроносом (энтропией); таково проявление второго закона
термодинамики в историческом процессе.

Книги тоже смертны! В извечной борьбе энергии с энтропией Биосфера нашла
выход в постоянном обновлении. Но Культура - творение рук и ума людей -
стала жертвой статистического процесса энтропии, осуществляемого руками
людей. Нагляднее всего этот процесс отражается на красивых вещах и книгах,
ибо последним посвящено много серьезных исследований, показавших, что
мнение о дикости наших предков, господствовавшее в XVIII - XIX вв., было
предвзятым и ныне устарело. А ведь именно на этой предвзятости базировалось
сомнение в подлинности "Слова о полку Игореве", так как факт его
существования противоречил представлению о примитивности древних русичей
сравнительно с петиметрамиполуобразованных людей, некритически усвоивших концепцию прогресса,
применимую отнюдь не ко всем явлениям в истории.

Согласно новым исследованиям, "по всей видимости, уцелели только доли
процента былого книжного богатства Руси XI- XII вв."древних деревянных городах свирепствовали пожарынеосторожности обывателей, то при междоусобных войнах, но немало поработали
и иноземцы. В 1224 г. немцы сожгли Юрьев. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша
на Москву кремлевские церкви были полны "до строп", т.е. доверху, книгами и
иконами; все сгорело! В 1547 г. пожар в Москве уничтожил много рукописей. В
1612 г. Москву дотла сожгли поляки, а в 1812 г. - цивилизованные французы.
Это далеко не полный список пожаров, уничтожавших рукописи. А ведь так же
гибли ценные вещи из устойчивых материалов, даже стальное оружие

Страницы: «« « 691   692   693   694   695   696   697   698   699  700   701   702   703   704   705   706   707   708   709  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды