Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ИКИ - Экономика политика общество. Новые реалии России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 40
Размер файла: 238 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

необходимости, поскольку механизм принятия решений на предприятии оставался
прежним.

Способов добиться подобного "акционирования" у руководителей предприятий было
достаточно. В вышеуказанном положении имелась статья, в соответствии с которой
при преобразовании государственного предприятия в АО необходимо было
представление лишь двух документов: устава и соглашения трудового колектива и
высшестоящего государственного органа. Наличие последнего означало, что
"стороны договорились". Отсюда ясно, что торговля шла лишь о пропорции, в
которой распределялся пакет акций.

При этом по мере распада старой хозяйственной системы в руках отраслевых
органов оставалось все менее значимое количество рычагов давления на
руководителей предприятий. Поэтому количество предлогов, под которыми
собственность переходила в руки директоров, все время возрастало. Поначалу это
были реальные основания: если предприятие находилось на аренде, пусть даже
во-многом формальной, по имеющемуся законодательству имущество, приобретенное
за счет его средств, являлось уже его собственностью и его уже действительно
можно было не выкупать. В дальнейшем появлялись все более шаткие основания,
которые тем не менее срабатывали. Сначала появился прецедент безвозмездной
передачи в собственность трудового коллектива имущества, приобретенного на
средства, заработанные в период хозрасчета (начиная с 1986г.). Затем в
собственность безвозмездно передавали имущество, самортизированное на 70% и
более. Наконец, безвозмездно передавали все основные непроизводственные фонды
(жилье, находящееся на балансе предприятия и т.д.).

Учитывая невысокое качество статистической отчетности на предприятиях (это
относится главным образом к бухгалтерскому учету) и невозможность надежной
проверки данных, предоставленных предприятиями, вполне можно объяснить тот
факт, что объем собственности, безвозмездно передаваемой "трудовым
коллективам" (неважно, о какой форме приватизации - акционировании или др.-
шла речь) имел неуклонную тенденцию к завышению по сравнению с обоснованными
величинами.

Следует, правда, отметить, что в случае преобразования государственных
предприятий в акционерные общества приватизационные проекты как правило до
стадии завершения не доходили. Исключением является лишь "КамАЗ", да и то
второй выпуск акций еще не завершен. Это связано с целым рядом факторов,
главными из которых являются: сложный механизм учета движения акций на
предприятии; неразвитость рынка ценных бумаг; недостаточная квалификация
персонала предприятий, на который возлагается решение проблемы выпуска и
размещения акций; отсутствие достаточного количества инвестиционных фирм,
способных взять на себя данные проблемы. В итоге на отечественном рынке ценных
бумаг обращаются лишь акции банков, бирж и коммерческих структур и почти не
представлены акции приватизируемых предприятий.

Учитывая все вышесказанное, можно было бы предположить, что принятие нового
приватизационного закона, поставив все в строгие рамки, позволит избавиться от
многих из перечисленных только что проблем. Однако в настоящее время, хотя
прошло уже 4.5 месяца с момента ввода его в действие, надежды пока не
оправдываются.
Закон о приватизации в интересах предприятия: позитивный эффект

Главная ценность принятого приватизационного закона заключается
непосредственно в законодательном признании возможности трансформации
государственных предприятий в структуры иной формы собственности. Учитывая
интерес работников предприятий (естественно, речь идет прежде всего об их
высших менеджерах) к обладанию всем спектром прав собственности на их
имущество (владение, пользование, распоряжение, отчуждение и т. д.), можно
сделать вывод о том, что со стратегических позиций закон несет в себе немалый
позитивный потенциал.

В отличие от прежних законодательных актов процедуры, предусмотренные в данном
законе, снимают с повестки дня вопрос о противодействии старых хозяйственных
структур надстроечного характера. Хорошо известны факты торможения
министерскими структурами даже таких "невинных" с позиций свободного рынка
новаций как различные формы хозрасчета или даже аренда. Сейчас же достаточно
лишь оформленного надлежащим образом желания трудового коллектива,
администрации того или иного государственного предприятия, чтобы у последних
появлялись достаточно существенные права.

Кроме того, закон предоставляет широкие льготы работникам предприятий,
участвующих в их приватизации. В случае выкупа по конкурсу или на аукционе
главная из них - возможность приобретения имущества в рассрочку (до 3 лет). В
случае акционирования - реализация части совокупного пакета акций работникам
предприятий по льготным ценам. Хотя в законе есть некоторые моменты,
позволяющие говорить о наличии неопределенности (например, нет четкого
указания о том, какую часть пакета акций работники могут приобретать на
льготных условиях, а ссылка на программу приватизации этой неопределенности не
снимает), с этих позиций закон работает в интересах предприятий.

Более того, если учесть наличие в законе положения, в соответствии с которым
трудовым коллективам в ходе приватизации могут быть предоставлены и другие
льготы, то в случае широкого его использования на практике льготы могут быстро
превратиться в чрезмерные. Естественно, само упоминание в нормативном акте
потенциальной возможности льгот породит целые потоки ходатайств об их
установлении. Можно предположить, основываясь опять-таки на прецедентах, что в
практику приватизации прочно войдут многие из них. Естественно, что нельзя
исключать и развития коррупции в государственных органах, отвечающих за
проведение приватизации. Главным образом это относится к комитетам по
имуществу, которые по закону (хотя прямо это не оговаривается) обладают
полномочиями устанавливать дополнительные льготы в каждом конкретном случае.
Закон о приватизации: противоречия с интересами предприятий

Несмотря на то, что приватизационный закон, как уже указывалось, в целом
весьма благоприятен для трудовых коллективов, его реализация может повлечь за
собой целый ряд конфликтных ситуаций. Это обусловлено несколькими
обстоятельствами, вытекающими из достаточно сложного механизма приватизации,
предусмотренного данным нормативным актом.


Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ИКИ, Экономика политика общество. Новые реалии России