Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ИКИ - Экономика политика общество. Новые реалии России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 40
Размер файла: 238 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

Прежде всего, необходимо отметить, что закон, хотя и предусматривает серьезные
льготы, все же не дает полных гарантий трудовым коллективам в том, что они
получат надежный контроль за приватизированным предприятием. На наш взгляд, в
этом заключается как раз одно из несомненных достоинств закона. Однако, и в
этом следует отдавать себе ясный отчет, данный момент серьезно тревожит
руководство предприятий, да и самих работников, которые постепенно начинают
это осознавать.

Если речь идет о небольших предприятиях, когда целесообразно использовать
главным образом аукционный механизм, то здесь гарантии вообще минимальны,
поскольку можно быть уверенным в том, что высокие цены, установившиеся на
аукционе, во многих случаях "отсекут" из числа покупателей трудовые
коллективы.

Для предприятий среднего масштаба конкурсный механизм также предполагает
серьезную конкуренцию среди потенциальных покупателей, среди которых наверняка
будут представлены коммерческие структуры, "накачавшие мускулы" на
широкомасштабных посреднических операциях. Для них суммы в 100, 200, 300
миллионов рублей уже не представляют непреодолимого барьера. Тем более, что
они будут заинтересованы в инвестировании накопившихся средств, поскольку это
будет для них эффективным способом защиты от инфляции. Не будут барьером и
конкурсные требования (необходимость соблюдения профиля предприятия, некие
социальные гарантии для членов трудового коллектива и т.д.), поскольку
подобные обещания могут быть спокойно выданы с расчетом на быстро меняющуюся
обстановку в стране.

Для крупных предприятий, которые будут приватизироваться путем акционирования,
предусмотренная в законе процедура также не дает гарантий сохранения
контрольного пакета акций. Дело в том, что в соответствии с законом
учредителем создаваемого на базе государственного или муниципального
предприятия открытого акционерного общества (к сожалению, в законе четко не
оговорены случаи, когда могут, и могут ли вообще предприятия приватизироваться
путем превращения в закрытые общества) является территориальный комитет по
имуществу. Продавцом же является соответствующий фонд имущества.

Единственное, что в состоянии сделать в таком случае трудовой коллектив в
целях сохранения контроля над предприятием, так это выкупить у фонда какое-то
количество акций на льготных условиях. Да и то это количество ограничено
определенными рамками (как указывалось выше, здесь сохраняется
неопределенность, поскольку пределы покупки акций на льготных условиях
подвижны и определяются ежегодно в программе приватизации).

Остальные акции продаются на аукционе (10%), размещаются на первичном рынке
ценных бумаг (неясно, правда, кто будет этим заниматься, однако на этом мы
остановимся ниже). В результате для крупных фондоемких предприятий можно
однозначно предположить, что доля трудового коллектива в уставном капитале,
полученная в строгом соответствиии с законом (то есть когда нет
злоупотребления в вопросе предоставления широких дополнительных льгот), будет
весьма невысока - 5-20%. Опять-таки следует подчеркнуть, что в
действительности это как раз позитивный момент, поскольку общепринятым фактом
в практике хозяйствования крупных западных корпораций является участие
работников в управлении как акционеров, однако степень участия ограничена их
невысокой долей в уставном капитале.

Тем не менее, ныне в трудовых коллективах и особенно в администрации
предприятий, как крупных, так и небольших, однозначно негативно воспринимают
саму возможность установления контроля за их деятельностью со стороны
потенциальных собственников-акционеров, готовых приобрести акции в случае их
размещения в соответствии с законодательной процедурой. Именно здесь могут
возникать конфликты, а также предприниматься попытки обхода закона.

Второй важный момент, весьма тревожащий предприятия оценка имущества, по
которой будет осуществляться выкуп.

В законе имеется лишь довольно общее положение относительно необходимости
оценки имущества приватизируемых предприятий на основе принципа доходности. В
методике оценки имущества, подготовленной еще коллективом под руководством
М.Малея и не утвержденной до сих пор, даются два варианта.

Первый из них основан на последовательной оценке всех активов предприятий с
использованием информации, содержащейся в существующей системе бухгалтерской
отчетности. Естественно, что итогом является балансовая оценка имущества
(правда, по восстановительной стоимости, что позволяет учесть инфляционные
тенденции). Данный подход реализовать достаточно просто с содержательной точки
зрения. Хотя он и требует довольно кропотливой технической работы, справиться
с нею может любой бухгалтер средней квалификации.

Второй вариант базируется на т.н. "рыночном" подходе, когда берется балансовая
(почему не чистая?) прибыль предприятия за предшествующий приватизации период
(это также трудно понять, поскольку прибыль в условиях регулируемых
государством цен может резко изменяться по причинам, совершенно не зависящим
от эффективности работы предприятия) и делится на усредненную величину сьавки
депозита для РСФСР (и также вопрос: кто и каким образом рассчитывает подобный
индикатор?).

Но даже если не обращать внимания на эти оговорки, и использовать данный
подход для оценки имущества предприятий, то многие более или менее сносно
хозяйствующие предприятия становятся совершенно недоступными для выкупа
трудовым коллективом даже на льготных основаниях (в методике также указано,
что из двух оценок, полученных по двум вариантам, за основу принимается
максимальная). Другие же предприятия, которые в прошлом хозяйствовали весьма
эффективно, но из-за заниженных цен не были в состоянии получать высокую
прибыль, могут получить минимальную оценку. В будущем же при освобождении цен
прибыль их возрастет в существенных масштабах. В результате их трудовые
коллективы получат необоснованные привилегии.

Если же предприятие приватизируется путем акционирования, то по аналогичной
причине доля трудового коллектива в уставном капитале снижается до минимума.
Отсюда вытекает еще одна возможность возникновения конфликтных ситуаций.
Очевидно также, что администрация предприятий пойдет на всяческие ухищрения с

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ИКИ, Экономика политика общество. Новые реалии России