Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 492
Размер файла: 3212 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

- и  вдруг в  руках Крука и  Ратибора осталась стрела.  Отныне ей  суждено
храниться в  избе воеводы вместе с  мечом и  другими заветными вещами,  по
которым росская слобода помнит своих вождей и знатных воинов.
     Встал  Всеслав,  распрямился,  расправился.  С  ужасом,  стараясь  не
попадаться на  глаза,  слобожане поглядывали на  своего  воеводу.  Каждый,
примеряя к себе подвиг,  пережил,  перечувствовал и спросил: "А сам ты мог
бы совершить такое?" Ответить нелегко.
     От Турьего урочища, растянувшись длинной цепью, скакали верховые. Это
слобожане везли мотыги и заступы, чтобы копать хазарскую могилу.
     Все люди одного языка,  как жившие на Рось-реке,  так и самые дальние
обитатели заприпятских болот,  все  славяне до  самого  Холодного моря  на
севере  твердо  знали,  что  забота  о  человеческом теле  совершается для
устройства души.  При жизни душа и тело -  одно. Как вода наполняет землю,
как влагой полон живой лист дерева, как в кремне таится огонь, извлекаемый
ударом твердого железа,  так душа живет в теле. Но и после разрушения тела
сохраняется тайная связь останков с душой.  Сжигается труп на погребальном
костре -  и очищенная огнем душа легко возносится на небесную твердь.  Там
мать и отец ждут детей,  там друг находит друга, там конец всем разлукам и
- свершение каждой мечты.
     Покинь тело на добычу птице, зверю, червям - и будет душа неприкаянно
скитаться близ мест,  где умер человек.  За лишение обряда она постарается
мстить не одним виновникам смерти тела,  но всем людям без различья.  Душа
человека,  тело которого будет брошено в  воду,  последует за ним,  и горе
тому,  кто,  найдя такое тело,  не  возложит его на костер или не зароет в
землю.
     Зарытое  тело  избавляет  людей  от  мести  души,  но  по-иному,  чем
сожженье.  В земле душа остается под гнетом,  не вырваться ей ни под живой
свет дня,  ни под колыбельное мерцание звезд. Как спеленатый младенец, как
зверь в тенетах или как раб, навечно прикованный к жернову, так бессильна,
неподвижна душа того,  чье тело зарыто в земле. По времени подземный холод
и мрак разъедают душу, тоска и голод по дневному свету истощают надежды, и
она,  растворенная,  гаснет,  как уголь под пеплом, забывает себя, подобно
зажившемуся старцу, и замирает навечно в земном покое.
     Поэтому  враг  нигде  не  воздаст  врагу  погребенья.  Поэтому  лучше
погибнуть в бою, чем умереть рабом и лишиться погребения.
     Россичи остерегались просто бросать тела врагов,  чтобы бродячие души
не  мстили,  обратясь в  нетопырей,  не сосали бы кровь росских младенцев,
чтобы не навевали врагам сны,  указывая путь к Рось-реке,  соблазняя чужих
славянским богатством.
     Нечестно  и  подвергать  беззащитный  труп  поруганию.  Срезав  дерн,
слобожане вырыли глубокую яму в  ближней к  привалу лощинке и уложили тела
хазаров в общую могилу. Считали, чтоб знать, скольких победили.
     В  куст густой полыни заполз раненый и  там отдал дух.  Вытащив тело,
Ратибор начал было его раздевать -  и  отпрянул.  Не мужчина,  а женщина в
мужском платье была  перед  ним.  Женщина-воин.  И  смерть приняла грудью:
левое плечо рассечено.  Смуглое лицо чуть исказило желанье что-то сказать.
Глаза были открыты,  громадные,  глубокие.  Обманутый их живостью, Ратибор
наклонился и увидел себя отраженным в глубине. Будто он сам глядел оттуда.
Он смотрел, не будучи в силах оторваться. Сейчас она оживет!
     Длинная коса,  черная,  как перо ворона,  лежала,  скрываясь в  кусте
полыни,  и  казалась бесконечной.  На груди едва поднимались два маленьких
полушария,  девственно нежные. Впервые перед Ратибором была женщина, в его
власти, но безгранично чужая - ее унесла смерть. Сломленное деревце. И уже
летела муха к глазам, где остался Ратибор.
     Кто  же  срубил  хазаринку,   кто  загубил  такую  красоту?!  В  поле
встречаются,  не смотрят на лица.  Сама ли ты пошла на Рось-реку, повез ли
тебя кто, будучи не в силах расстаться с твоей лаской?
     Полжизни отдал  бы  Ратибор за  горсть мертвой воды,  чтобы  срастить
порушенное тело,  да за горсть живой, которая вернет душу. Что - полжизни!
В  странном безумии он  отдал бы  всю,  оставив себе  день,  пусть час,  с
воскресшей хазаринкой.
     А  там  уже  заполнили  общую  могилу,   засыпали  землей  желтоватые
хазарские тела.  Крепко уминают землю -  не дороются звери,  - закладывают
сбереженными ломтями дернин,  чтобы  могила  поскорее слилась со  степью и
никто не нашел места, даже те, кто рыл могилу.
     Ратибор же  чего-то  ждал  в  тоске  неутолимых желаний,  томился без
надежды. Рог звал. Ратибор слышал, но не шел к сбору.
     Незамеченным подошел Всеслав.  Вещий  воевода,  сорокалетний мужчина,
понял двадцатилетнего, не знавшего еще женской любви.
     - Не дам ее зарывать,  -  сказал Ратибор, закрыв своим щитом от чужих
грудь и лицо хазаринки.
     - Да,  -  глухо согласился князь-воевода.  Ему  мешала рана,  набухал
язык, горло спирало. - Положи ее на костер вместе с нашими...
     Добыча досталась богатая -  будут делить слободские.  Получат нужное,
не обременяя себя излишним запасом, Воевода заботится обо всех. В слободе,
как  и  в  родах,  общее хозяйство,  общие вещи.  Есть  у  каждого и  свое
собственное, нужное для жизни. Износилось, испортилось - дадут новое, если
не в  силах сделать сам.  Роды вместе возделывают поля,  разводят скотину,
собирают медовые  борти,  ловят  рыбу,  охотятся за  зверем,  ткут  ткани,
выделывают кожи,  орудия труда.  Разные дела делают разные люди по  силе и
умению,  каждый в  роде имеет право на  все  ему  нужное.  Князь-старшины,
указывая,  какую  делать работу,  по  обычаю соображают общее  всем  дело,
советуясь со старшими по летам.
     Взятое с бою принадлежит слободским,  но не тому, кто взял, а всем. В
этом сила слободских обычаев.  Иначе сильный станет еще сильнее,  а слабый
не дотянется до сильного. Каждая цепь не крепче самого слабого звена.
     Дико,  норовисто шел  к  Роси взятый с  бою  табун.  Хазарские лошади
волновались,  слыша чужую речь,  чужие голоса, путались незнакомого запаха
россичей.  Привыкнут. Иной слобожанин отметил особо приглянувшегося коня в
надежде,  что  при дележе князь-воевода внемлет просьбе.  У  такого коня в
гривку вплетен ремешок с узелками или заплетен косицами жесткий волос.
     Закутав в  хазарские плащи,  слобожане везли  своих  мертвых.  Вот  и
Сварог на  зубе  сделался виден.  Каждый воин протягивает богу оружие,  на
котором нынче получил успех, каждый славит Огненного Отца.
     Всеслав не мог приветствовать Сварога голосом.  Вещий воевода предрек
налет хазаров,  но не мор узнать, когда самому закрыться щитом. Хотя он не
сходит с  коня -  ему  плохо.  Кровь больше не  течет,  облегчая тело,  из
запекшихся ран. Отекло лицо, набухло во рту. На горло легла петля, и грудь
тянет воздух всем усилием ребер и плеч. Не слова, а шипение проходит через
воспаленные губы.

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов В.Д., Русь Изначальная 1-3