|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 » »» - Слыхать было, как он тебе говорил. Но что - не расслышали мы.
- Он хотел меня обидеть, чтобы я в гнев пришел. И обидел...
- Нужна я ему, старуха, - подала голос боярыня.
И все взглянули на нее, и никто не возразил, ибо не полагается, по
русскому обычаю, чужую жену в глаза да при муже славить. Елене тридцать
лет, темно-русая, сероглазая, на ясном лице нет ни одной морщинки, только
сейчас в гневе брови сдвинулись и меж ними врезались две складки. В тонких
пальцах держит платочек. Не думая, рванула, и с треском разорвалась нежная
ткань.
Задумавшись, Стрига опустил голову, и концы усов легли на грудь
рубахи, вышитой красными нитками. Такие усы у него одного - по старинному
обычаю. Ныне все с бородами, подстриженными, или, как принято говорить,
подщипанными. Седины много в усах и на голове боярина, и кажется он сейчас
вышедшим из старого времени былого Святослава или первого Владимира. И
серьга у него в одном ухе тоже по-старинному, ныне так не ходят мужчины.
- Вот так, - опомнился Стрига. - Не легко мне пришлось с Долдюком.
Силы у него не меньше, моложе он меня лет на двадцать, коль не более. Уж
очень я был ему ненавистен, слишком был он злобен, спешил, кровь мою хотел
поскорее увидеть, и сам растратился... Я же был спокоен и дрался на своем
месте. Вот и сказке конец, дорогие гости.
Двое слуг вносят разварную белужину на деревянном блюде такой длины,
что одному не унести - руки коротки. Третий тащит серебряную миску, полную
икры. Свежая икорка, сегодня вынута, промыта и в меру посолена самой
хозяйкой. Кто понимает - нет ничего вкуснее икры, но вкус ее - от соли.
Несоленую икру собака голодная есть будет, человек же в рот не возьмет.
Лекарь Соломон отказался от икры - закон Моисея не позволяет есть
икру, ибо в каждой икринке заключена целая жизнь. Соломон был в русском
платье, только стрижен не по-русски. На висках отпущены длинные пряди
волос, а сама голова покрыта черной ермолкой - Соломон лыс, ему уже давно
бог лба прибавил. Это человек, известный и в Киеве, и в Чернигове, и в
Переяславле. Лечит он раны, переломы, и от его лечения кости становятся
как были, а от ран остаются малые рубцы. Знает Соломон и травы, хорошо
пользует от боли в сердце, от головной боли, даже женщинам помогает в
трудных родах, и многие матери обязаны ему жизнью своей и детской.
Впервые прославился он, когда жена князя Изяслава Ярославича не могла
разрешиться князем Святополком, и нынешний великий князь киевский ему
обязан жизнью. Лекаря повсюду любили, как доброго человека. За труд брал
он немного и отказывался, когда иной от радости хотел ему лишнее дать; сам
же всем помогал, не рядясь о деньгах, и неимущему мог сам помочь не только
наукой своей, но и деньгами. За то слыл бессребреником и по давности жизни
своей среди русских был всем известен так, что встречал друзей везде,
стоило ему лишь назваться. Любил Соломон ездить, повсюду оказывая помощь,
для того он и в Кснятин приехал вместе с русским другом своим, тоже
лекарем, ровесником, Жданом по русскому имени, в крещении - Парфентий.
- Сильно ограничивает Моисеев закон, - заметил отец Петр. - Белуга
поймана не для икры, оказалась с икрою. Что ж? Бросать, что ли, добро? В
евангелии сказано: не в уста, а из уст. Телятину есть грешно, с этим
согласен. Соломон, Соломон! Имя-то у тебя знаменитое! Святой ты человек во
всем, одно в тебе - вера ложная, обряды обременительные у тебя.
- Вера у меня праотеческая, - возразил Соломон. - Мы, иудеи,
подвергались многим гонениям за веру. Вера - от совести, от предания, от
глубины человеческой души. Однако же бог, разметав нас в страны рассеяния,
сохранил народ.
- Да, римляне-язычники жестоко вас гнали, но не за веру: Греки и
латиняне воздвигали на вас гонения за веру, став христианами, но начали
гонения через пять сотен лет по пришествии Христа. Стало быть, было у вас
время избрать себе веру на полной свободе. А что от гонителя, от врага
веру, даже истинную, стыдно принимать, в этом ты прав. Но гнали вас не
только за веру...
- Отец Петр! - прервал священника боярин. - Прение о вере, коль наш
добрый гость захочет, устраивай во время иное. Ныне же мы за столом.
Пора было вмешаться хозяину. Жадный князь киевский Святополк казну
набивал с помощью иноземцев, имея советников среди иудеев. Они давние
жители Киева, в Киеве есть улица, ими заселенная, и ближние к ним
городские ворота называются Иудейскими, по старому обычаю, как есть в
Киеве Ляшские ворота по имени улицы, где живут ляхи - поляки. Боярин
Стрига не хотел допустить неприятного разговора об иудейских помощниках
князя Святополка. И, чтоб пресечь подобное под корень, добавил:
- Каждый из нас за себя отвечает и перед людьми, и перед богом. Что,
отец Петр, не так ли нас Церковь учит? А также отвергает насилие в делах
веры!
- Боярин, боярин, - ответил священник, - с тобой не поспоришь, ты
ученый человек, хоть в Печерскую лавру игуменом можешь идти. Не сердись,
Соломон, прости, если в чем тебе сгрубил. Скучно мне бывает. Боярину не до
споров со мной, другие тоже охотнее железом с половцами спорят, у меня
язык ржавеет, как заброшенный серп.
Соломон кивнул, улыбаясь, и вдруг поднял палец, призывая к вниманию.
Откуда-то донеслась заунывная песня. Все прислушались. Прерывая молчанье,
Стрига поднялся.
- Елена, любушка, - позвал он. - Прикажи-ка подать нам греческого
вина, выпьем мы за нынешний день. Половцы-то мои запели наконец-то. Стало
быть, уладились и меж собою, и со мной. Им невдомек, что я по-половецки
понимаю. А Бегунок, что мне светил, и вовсе как половец. Там, - боярин
указал вниз, - Долдюков неродной брат сидит. Испугавшись продажи в
Константинополь, кто-то грозился его мне выдать. Теперь наменяю на них
пленников будто из милости, а ведь скажи им прямо... Что, Бегунок?
Придется тебе в Шарукань ехать купцом за пленными нашими.
- Поеду, боярин, - охотно согласился боярский закуп.
- А раненые каковы? - спросил Стрига лекарей.
- Будут живы, - ответил Парфентий, - коль к ранам огневица не
прикинется. Четыре дня выждать нужно. У тебя, боярин, порез чистый и
кровью омылся обильно, за тебя мы с друг-Соломоном поручаемся перед
боярыней.
- А мы с отцом Петром будем молиться о здравии больных половцев, -
отозвалась боярыня, - не из корысти, но потому, что за каждого из них
выкупится сколько-то наших из половецкого плена.
- Да, красавица, да, сердце золотое, - вдохновенно сказал Соломон. -
Изучаю всю жизнь, от раннего отрочества, болезни тела. Нет болезни тяжелее
злобы; дух мятущийся, беспокойный есть болезнь, он тело ослабляет. Человек
омраченной души чаще болеет, раньше умирает. Бог благословил древнейшего
Страницы: «« « 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |