|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 » »» к младенцу, облачены оба пышно, а левой рукой мать поддерживает себе
голову. Младенец сам собой держится на воздухе. Последнее можно понять,
лишь внимательно рассматривая икону: чудо совершено столь естественно, что
Стрига сам разглядел его через несколько лет. Однако же Алимпий-богописец
не удержался в точном подражании. Лицо богоматери не изможденно-постное,
не старообразное, но живое, молодое, здоровое, как у женщины счастливой,
удостоившейся великого дара избрания. Нет в глазах скорби, а ласковая
забота. Известно, что митрополит Киевский осуждал иконы Алимпия за
ложнокрасивость, и было прение в Киеве между митрополитом с его клиром и
Алимпием с его друзьями-мастерами. Митрополит ссылался на обычаи
вселенской христианской Церкви, богописцы - на евангелия и апостольские
послания: нигде-де не сказано, что богоматерь находилась в страданиях и
тоске. Митрополит указывал, будто бы грех изображать ее в радостной плоти,
богописцы возражали, что грех будет изображать ее тоскующей и прежде лет
старообразной, будто бы ропщущей против воли бога, она же была ликующей.
Митрополит жаловался великому князю Всеволоду Ярославичу на непокорство
богописцев. Князь Всеволод, выслушав обвиненных, их оправдал, говоря: "У
греков так, у нас иначе. Лицезрение богоматери нашего письма способно
вызывать у христиан слезы умиления, а не тоски, что будет угоднее богу".
На полу - широкий ковер мягкого дела. Вещь не простая и дорогая
вдвойне: в добыче были взяты и ковер, и будущая жена. Елене тогда шел
седьмой либо восьмой год. Знала она о себе, что захватили ее половцы
вместе с матерью под Рязанью совсем малым ребенком. Вскоре мать умерла.
Девочка запомнила из родной речи несколько слов. Возвращаясь в дружине
князя Глеба из Тмуторокани, Стрига вместе с другими поднимался на лодьях
вверх по Донцу. Зашли в реку Оскол и разорили половецкие вежи близ устья
Оскола. Дело случилось поздней осенью, при заморозках. Мстили за
нападенье: половцы напали ночью на дружину, когда, спускаясь по Донцу,
Стрига с товарищами ночевал на берегу. Ушли от половцев по воде, потеряв и
людей, и весь табун, который гнали берегом, и все, что осталось на
привале. Теперь же, подкрепив силы тмутороканскими бойцами, половцев
избили без пощады, по тмутороканскому правилу: чтоб боялись. Тмуторокань
на отшибе, держаться там можно только силой и страхом, и, воюя с ближними
соседями, тмутороканцы их мало в плен берут: все равно не удержишь. Тогда
освободили несколько десятков своих. Взяли много скота, лошадей. Из прочей
добычи Стриге достался этот ковер персидской работы, горсть дирхемов, два
серебряных кубка, кое-что из оружия. А девочку он сам подобрал почему-то.
Вечером она откуда-то выползла к стану. Он ее накормил из забавы, утром
нашел возле себя. Собирались - не отстает девчонка. Бросить на гибель не
позволила совесть. Хотел добрым людям оставить в Донце, она вцепилась, как
взрослая, и поклялась, что умрет. На пути в Переяславль и вправду чуть не
умерла. Ударили ранние, необычные морозы, и девочка выжила лишь в ковре, в
который закатывал ее Стрига.
Жена ужаснулась мужниной добыче: кожа да кости, на ногах не стоит.
Спешно окрестили маленькую язычницу, чтоб невинная душа за первородный
грех в ад не пошла. Нарекли Еленой - по имени жены Стриги, но крестной
матерью Елена-старшая быть не захотела. Боялась - священник напугал
сомненьями: крестит он-де неразумную, речи не знающую. Стрига напомнил:
наших дедов добром крестили? Оба они, духовный и дружинник, род вели из
Новгорода Великого.
Елена-маленькая от святой воды к жизни воскресла. У Стриги от жены
было двое мальчишек-погодков, с ними, как с братьями, приемка росла,
вместе грамоте училась и, надо же, власть взяла, они ее больше слушались,
чем мать. Елена-старшая ревновала, наговаривала мужу. Малая же смотрит на
Стригу, глаза - как у взрослой. Не открываясь, спрашивал жену: "Глядит она
будто бы странно, как думаешь?" - "Мнится тебе что-то, ребенок как
ребенок, мне ль не знать!"
Привыкла жена, не ревновала больше. Говорила без шутки: "Ты,
маленькая, им как мать". Но называть себя матерью не велела. "Вот тебе
мать", - приказывала она девочке, заставляя целовать няньку мальчишек,
крестную мать Елены-меньшой.
Стрига был в дружине князя Святослава Черниговского в годы, когда
половцы сделали первый набег на Русь и побили князя Всеволода вместе с
киевским князем Изяславом, а сами были истреблены Святославом.
Святослава Ярославича держался Стрига в дни его киевского княженья,
когда Изяслав бегал за русской границей, ища помощи. От Святослава в
последний год его киевского княженья Стрига отъехал к Всеволоду, досадуя
на скупость, которая прилипла к Святославовой старости. От Всеволода
Стрига добром пошел в новую дружину сына его Мономаха, Владимира по
княжескому имени. И, первого из всех, кому служил, полюбил молодого князя.
Одному трудно делать. Бревно и то легче поднять вдвоем, а вчетвером -
и подавно...
Стрига учился от людей, от русских, греческих, латинских книг,
повествующих о государствах и правителях. Князь умеет дружину собрать, в
ней выделить больших, умелых умом, а не только мечом, совещаться с
боярами, и коль поступать не по их совету, то мудро, чтоб сами советчики
соглашались - верно, что нас не послушал, - тогда они князь. Подневольная
дружина - не дружина. Хочешь, нанимай удальцов, чтоб смотрели тебе в глаза
по-холопьи. У худого князя и дружина худая, у умного - умная и словом, и
делом.
Улетел мыслями Стрига, жена вернула домой. Расчесывая на ночь косы,
Елена сказала:
- Бывает со мной, снятся густые леса с чистой речкой в белом песке,
птичий щебет, поверху ветер струится через вершины, тоже как песня. И
тянусь я туда. Хочешь? - И Елена, не вставая от столика, где она глядела в
загадочный сумрак едва освещенного зеркала, вдруг вся повернулась к
постели. - Хочешь, уйдем отсюда? Где-либо у Владимира Клязьминского либо в
верховьях Клязьмы у Дмитрова поищем себе места. Те места хвалят все.
- Что? Бросить наш Кснятин? - Стрига даже сел на постели. - Зачем?
- Затем, что покойно там. Глубинные земли. Ни половцы, никто другой
туда не достанет.
- Бросить Кснятин, всех здешних людей?! Я каждого знаю, из
кснятинской тысячи каждый знает меня! - Увлекшись, боярин встал - и дремы
как не бывало.
- Кснятин пуст не будет, у князя найдется боярин для Кснятина, -
спокойно возразила жена, опять повернувшись к зеркалу.
- Не ждал я, - только и нашелся сказать Стрига.
- И я не ждала.
- Чего?
- Услышать твои жалобы на слабость, на старость. Слышать, как ты
Страницы: «« « 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |