Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 303
Размер файла: 2149 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

получил от нее ответа, который нельзя  выразить словами, который проникает в
тайное  тайных  души  твоей.  Какую  же силу  дает она  человеку,  когда  он
опирается на нее! Не боится он тогда ни беспредельности, ни потока вечности;
мужественно  глядит  он  в  глаза  богу  и  людям, и  неведомая,  бескрайняя
Вселенная становится знакомым городом или  домом,  в котором он  живет.  Вот
какую силу дает  Вера,  вот как много  заключено в  одном искренне сказанном
слове: Верую. И неудивительно, что люди прославляли  свою Веру, воздвигали в
честь нее величественные храмы, создавали глубоко чтимые иерархии и отдавали
ей десятую часть своего имущества.  Ради  нее стоило жить, за нее можно было
умереть.
     ткацким и другими ремеслами и добычей алмазов.

     Отнюдь не тривиальным был и тот момент, когда дикари, потрясая оружием,
подняли над собой человека, сидящего на сделанном из щитов троне, и под звон
оружия  и стук  сердец  торжественно  поклялись: "Будь же  отныне сильнейшим
среди нас!"  Этот  акт выбора сильнейшего (как  бы  его ни называли: король,
Kon-ning, Can-ning,  т.  е.  человек, который может) был глубоко символичен,
велико  было  его значение для судеб всего мира. Это был символ руководства,
которому можно довериться  и с любовью  повиноваться. Собственно говоря, это
была самая  первая  потребность человека, хотя,  быть может,  он этого  и не
сознавал.  Весьма возможно,  что символ  стали называть священным, поскольку
нерушимая святость ведь и состоит в глубоком уважении к тому, что лучше нас.
В  свою очередь  акт  выбора  сильнейшего повлек  за  собой  так  называемое
божественное право; разумеется, тут многое зависело  от самого сильного  (не
важно, избранного или нет), от его личных качеств. И вот в обстановке смут и
неслыханных беспорядков (именно так все новое и появляется) возникла и росла
королевская власть. Поддерживаемая верными людьми, действуя где силой, а где
убеждением, так, как подсказывала жизнь, она стала  наконец фактом  мирового
значения, одним из главных факторов современности. Потому-то так  характерен
ответ   Людовика  XIV(Государство? Я и есть государство)как  потупить взор  и замолчать.  То случай,  то  явная  преднамеренность  -
вспомним хотя бы королей вроде Людовика XIсвинца  фигурку  богородицы и  спокойно смотревшего  на  распятых на колесе,
замурованных  заживо;  вспомним  людей,  поедавших  от  голода  друг  друга;
вспомним  и таких  королей,  как  Генрих  IVсчастливая и  зажиточная  жизнь, "когда каждый крестьянин будет есть  суп из
курицы", - вообще  все, что так богато произрастает на этой богатейшей почве
(на почве добра и зла, конечно), все вносило свою лепту, помогало развитию и
усилению  королевской власти.  Но  вот что  самое потрясающее! Не правда ли,
когда  мы видим,  как катится и растет эта огромная масса зла,  нам невольно
приходит мысль, что где-то внутри этой массы, запертая в ней, как в темнице,
обязательно есть крупица добра, стремящаяся высвободиться и победить.
                    первый король из династии Бурбонов.

     Как такого  рода  идеалы  осуществляются,  как  они  каким-то  чудесным
образом  появляются в этом  вечно  флюктуирующем  хаосе действительности - в
том-то и  состоит  мировая история, этому она и учит  нас, если  она  вообще
чему-нибудь учит.  Посмотрите,  как, возникнув, эти  идеалы  начинают  бурно
развиваться, достигнув зрелости, распускаются пышным цветом и (пора цветения
кратка) быстро приходят  в упадок - сохнут, увядают и превращаются  в  прах!
Так  приходится целый век ждать, когда кактус  распустится и, покрасовавшись
всего несколько  часов, опадет.  Точно  так же  с того  дня, когда волосатый
Хлодвигразмахнувшись,  рассек  секирой  голову другому волосатому франку,  злорадно
прибавив:  "Вот так ты разбил  священный сосуд (св. Реми и мой) в Суассоне",
до дней Людовика Великогодвести лет,  и  вот  в  лице  следующего за  ним  Людовика умирает не просто
человек  -  умирает нечто гораздо большее! Точно так  же  в нашей английской
истории  эпоха  феодализма и  католицизма  (они были то союзники,  то враги)
подготовила эпоху Шекспира, после которой пышный цветок католицизма увял.
     Меровингов. Объединил почти всю Галлию  под властью франков, в 496 г, принял
христианство.
     
     Но  как  нам  быть  с эпохами  упадка, когда пора  развития и  цветения
миновала и место исчезнувших преданности  и веры заняла  лживая фразеология,
когда  торжества  сменили,  пышные  спектакли, а  принцип  доверия  к власти
превратился  в тупое равнодушие или  же  макиавеллизм?  Увы! Такие эпохи  не
представляют для мировой истории интереса,  в анналах человечества  записи о
них будут все короче и короче, пока не будут вычеркнуты совсем, как лживые и
ненужные.  Какое же  несчастье родиться в такую эпоху!  Родиться только  для
того, чтобы на собственном примере узнать, что миром правит не Бог, а ложь и
Сатана и что на верху  общественной лестницы  сидит  Верховный Шарлатан!  Вы
только  представьте  себе,  как  безотрадно-мрачно  мировоззрение нескольких
(двух, иногда  трех)  живущих  в  такую эпоху  поколений,  с их точки зрения
живущих, на самом же деле в сущности уничтожающих себя и при этом сознающих,
что второй жизни для них не будет.
     Вот в  такую-то эпоху и  родился наш бедный  Людовик. Надо сказать, что
если уж Французскому королевству (по самой природе вещей) недолго оставалось
жить,  то наш Людовик  был именно тем человеком, который мог только ускорить
естественный ход событий. Когда он родился, пора расцвета королевской власти
во Франции, подобно кактусу,  была в самом разгаре. Например, в дни Меца еще
ни  один лепесток  не  упал из  цветка,  хотя, конечно,  регентство  герцога
Орлеанскогоувяданию,  но  вот к 1774 году все лепестки уже опали,  и  цветок  почти что
засох.
     Бурбонов. Эпоха регентства  - время правления Филиппа Орлеанского, который с
1715 по 1723 г. был регентом при несовершеннолетнем Людовике XV.

     Посмотрите, как ужасно, уверяю  вас, ужасно обстоит дело с теми  самыми
"осуществленными  идеалами",  причем  всеми  до  единого!  Церковь,  которая
семьсот лет  тому назад была на вершине своего могущества и  могла позволить

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Каркейль Томас, Французкая революция