Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 303
Размер файла: 2149 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

не являются дворянами. И есть наконец далеко не всеми уважаемая литературная
аристократия, не имеющая ни шпаги,  ни золота в кармане, наделенная, однако,
"великой, чудотворной способностью  мыслить".  Появилась на свет французская
философия.  Если б вы знали, как много заключено в этих двух словах! В самом
деле, ими можно  выразить главный симптом весьма распространенной  болезни -
долой веру, да здравствует  скептицизм! Зло растет и ширится, но у людей нет
веры, чтобы противостоять ему и освободиться от него, начав с победы над ним
в  самом  себе.  Скажите, чем  руководствоваться, что  является несомненным,
когда безделье  и пустота  - удел  высших, нужда  и  голод  - низших,  когда
несомненно одно  только всеобщее отчаяние? А вот  чем: нельзя верить в ложь!
Это  ответ философии, другая  главная мысль которой - недопустима вера в то,
что называют  духовным, сверхчувственным. Какое печальное  заблуждение! Хотя
само по себе  несогласие с ложью можно в какой-то мере назвать верой, но что
останется, когда ложь будет сметена? Останутся пять требующих удовлетворения
чувств, останется также шестое, никогда не получающее удовлетворения чувство
(чувство  тщеславия),  т.  е.  останется  демоническая,  дикая сама по  себе
природа  человека,  которая  в  слепой, бешеной  злобе  вырвется  наружу  во
всеоружии изобретений и  средств нападения, предоставленных  цивилизацией, -
невиданное зрелище в истории.
     Вот  в  такой,  похожей  на  пороховую  башню,  к  которой  подбирается
непогашенный (теперь уже  нечего и думать о  том, чтобы погасить его) огонь,
все  застилающий клубами  дыма,  вот в такой Франции лежит на смертном  одре
король Людовик  XV. Благодаря  разным Помпадур и Дюбарри  королевский флаг с
лилиямистараются,  уже  ничего не могут больше выжать, и  бедность не миновала даже
королевской казны; вот уже двадцать пять лет тянется распря с  парламентом -
повсюду нужда, бесчестье,  неверие, и только одни горячие, всезнающие головы
знают, как излечить больное государство. Да, это зловещий час.
     Вот в каком  свете увидел бы все  современный  историк,  окажись  он  в
спальне умирающего  Людовика,  и  вот чего не дано  увидеть  находящимся там
придворным. Вот что писал в частном, отосланном по почте письме двадцать лет
назад, на Рождество,  лорд Честерфилдво Франции, и  давайте  обратим  внимание на  эти  слова: "Буду краток:  все
признаки,  которые  я   когда-либо  встречал  в  истории  и  которые  обычно
предшествуют государственному перевороту и  революции, существуют теперь  во
Франции и умножаются с каждым днем"12.
     монархии.
     государственный деятель и писатель.

        "Глава третья. VIATICUM
     Вот какой главный вопрос  занимает сейчас правящие круги Франции:  надо
ли соборовать (конечно, Людовика, не Францию)?
     
     Вопрос,  несомненно,  глубокий.  Если,  допустим,  соборовать,  то   не
поставить  ли предварительным условием исчезновение  ведьмы Дюбарри,  причем
без права на возвращение даже в случае выздоровления Людовика?
     Вместе с  ней  исчезнет и  герцог д'Эгийон с компанией, исчезнет дворец
Армиды, и, как уже было сказано, хаос поглотит их всех, и  ничего  после них
не останется, кроме запаха серы. Но с  другой стороны, что скажут сторонники
дофинабудет  отходить  в  твердом уме,  без  всяких  признаков бреда?  Сейчас  он,
например, целует руки Дюбарри (это мы видим из прихожей), но как дела пойдут
дальше?  Ведь  говорится  же  во  врачебных  бюллетенях,   как   и  положено
выпускаемых  регулярно,  что  болезнь "протекает  в  форме ветряной оспы"  -
кстати,  говорят,  разумеется,  шепотком,  что  той  же  болезнью  болеет  и
полногрудая дочь  привратника,  - да  и Людовик XV не  такой  человек, чтобы
умереть  без причастия.  Разве  не он любил  беседовать по вопросам  веры  с
девицами, жившими в Оленьем парке (Рагс-aux-cerfs)и   за   них,   чтобы   каждая   из   них   сохраняла...   верность   святой
церкви?13  Не правда  ли, звучит довольно странно. Но ведь бывает
же такое, тем более с таким странным животным, как человек.
     В  данный  момент было  бы  неплохо,  если  бы  архиепископ Бомон  хоть
подмигнул  одним глазом. Догадался бы кто-нибудь убедить  его, что это очень
нужно. Впрочем, Бомон сделает  это с  удовольствием,  потому что, подчеркнем
это, и церковь  и иезуиты висят  на волоске, зацепившемся  за  фартучек  той
самой женщины, имя которой не принято упоминать.  А как быть с "общественным
мнением"?  Как  может  строгий Кристоф  де  Бомон, всю  жизнь преследовавший
янсенистовто их мертвые тела обязательно), как может он открыть сейчас райские врата и
дать отпущение грехов, когда corpus delictiнапример, раздающий милостыню священник Рош-Эмон не стал бы торговаться и не
пустил  бы коронованного  грешника в рай,  но кроме него есть ведь  и другие
священники? Например, духовник короля, глупейший аббат Мудон - ведь фанатизм
и понятия о приличии в добром здравии и не думают  умирать. Ну а вообще, что
же   все-таки  делать?  Пока  надо  хорошенько  охранять  двери,  исправлять
врачебные бюллетени, а самое главное,  как  это  всегда бывает, надеяться на
время и случай.
          Версале,  где  жили  его  любовницы незнатного  происхождения. Существование
Оленьего парка  было обстоятельством, весьма компрометирующим абсолютистский
режим.
     имени голландского богослова Корнелия Янсения), направленное против папства,
церковной  иерархии   и  клерикализма.   Очагом  янсенизма  было   аббатство
Пор-Руаяль, превратившееся в  XVII в.  в  своеобразную общину вольномыслия и
борьбы с иезуитами.
     
     Двери действительно хорошо охраняются, и кто попало сюда не войдет. Да,
собственно, никто и не стремится, тем более что эта вонючая зараза добралась
даже до Oeil de BoeufДвижимые естественным  дочерним чувством жалости, у всеми покинутой и  всеми
презираемой  постели умирающего  дежурят  принцессы  Graille,  Chiffe, Coche
(Тряпка, Дешевка,  Свинья  -  клички, которые он им  дал).  Четвертая, Loque
(Пустышка),  как вы, наверно, догадались, уже в монастыре и воссылает к небу

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Каркейль Томас, Французкая революция