Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

Святополком разбили его 19 мая; сам Тугоркан пал в битве, и его зять
Святополк привез тело тестя в Киев: его похоронили между двумя дорогами:
одною, ведущею в Берестово, и другою - в Печерский монастырь. В июле Боняк
повторил свое нападение и 20 числа утром ворвался в Печерский монастырь.
Монахи, отстояв заутреню, почивали в кельях; половцы выломали ворота,
ходили по кельям, брали что попадалось под руки, сожгли церковные южные и
северные двери, вошли в церковь, таскали из нее иконы и произносили
оскорбительные слова над христианским Богом и законом. Тогда половцы
сожгли загородный княжеский двор, называемый красным, построенный
Всеволодом на выдубичском холме, где впоследствии выстроен был Выдубицкий
монастырь.
   Олег не думал исполнять договора и являться в Киев на княжеский съезд.
Вместо того он явился в Смоленск (где тогда неизвестно каким путем сел
брат его Давид), набрал там войска и, вышедши оттуда, пошел вниз по Оке,
ударил на Муром, который достался в управление сыну Мономаха Изяславу,
посаженному на княжение в соседней ростовской земле. (Отец Олега
Святослав, сидя в Чернигове, был в то же время на княжении и в Муроме, и
потому Олег считал Муром своею отчиною). 6 сентября 1096 года Изяслав был
убит в сече. Олег взял Муром и оковал всех найденных там ростовцев,
6елозерцев и суздальцев: видно, что князь Изяслав управлял муромцами при
помощи людей своей земли. В Муроме и его волости в то время еще
господствовало язычество; край был населен народом финского племени,
муромою, и держался за князьями только посредством дружины, составлявшей
здесь, вероятно, еще единственное славянское население в те времена. В
Ростове, Суздале и Белозерске, напротив, славяно-русская стихия уже прежде
пустила свои корни, и эти края имели свое местное русское население.
   Олег, отвоевавши Муром, взял Суздаль и поступил сурово с его жителями:
одних взял в плен, других разослал по своим городам и отнял их имущество.
Ростов сдался Олегу сам. Возгордившись успехами, Олег затевал подчинить
своей власти и Новгород, где на княжении был другой сын Мономаха Мстислав,
молодой князь, очень любимый новгородцами. Новгородцы предупредили
покушение Олега и, прежде чем он мог встать с войском на новгородской
земле, сами отправились на него на ростовско-суздальскую землю. Олег
убежал из Суздаля, приказав в досаде сжечь за собою город, и остановился в
Муроме. Мстислав удовлетворился тем, что выгнал Олега из
ростовско-суздальской земли, которая никогда не была уделом ни Олега, ни
его отца; предложил Олегу мир и предоставлял ему снестись со своим отцом.
   Мстислава располагало к уступчивости то, что Олег был его крестным
отцом. Олег притворно согласился, а сам думал внезапно напасть на своего
крестника; но новгородцы узнали об его намерении заблаговременно и вместе
с ростовцами и белозерцами приготовились к бою. Враги встретились друг с
другом на реке Колакше в 1096 году. Олег увидел у противников распущенное
знамя Владимира Мономаха, подумал, что сам Владимир Мономах пришел с
большою силою на помощь сыну, и убежал. Мстислав с новгородцами и
ростовцами пошел по его следам, взял Муром и Рязань, мирно обошелся с
муромцами и рязанцами, освободил людей ростовско-суздальской области,
которых Олег держал в городах Муроме и Рязани пленниками; после того
Мстислав послал к своему сопернику такое слово: "Не бегай более, пошли с
мольбой к своей братьи; они тебя не лишат русской земли". Олег обещал
сделать так, как предлагал ему победитель.
   Мономах дружелюбно обошелся со своим соперником, и памятником тогдашних
отношений его к Олегу осталось современное письмо его к Олегу, очень
любопытное не только потому, что оно во многом объясняет личность князя
Владимира Мономаха, но и потому, что вообще оно составляет один из
немногих образчиков тогдашнего способа выражения: "Меня, - пишет он, -
принудил написать к тебе сын мой, которого ты крестил и который теперь
недалеко от тебя: он прислал ко мне мужа своего и грамоту и говорит так:
сладимся и примиримся, а братцу моему суд пришел; не будем ему мстителями;
возложим все на Бога; пусть они станут пред Богом, мы же русской земли не
погубим. Я послушался и написал; примешь ли ты мое писание с добром или с
поруганием, - покажет ответ твой. Отчего, когда убили мое и твое дитя
перед тобою, увидавши кровь его и тело его, увянувшее подобно едва
распустившемуся цветку, отчего, стоя над ним, не вник ты в помыслы души
своей и не сказал: зачем это я сделал? Зачем ради кривды этого
мечтательного света причинил себе грех, а отцу и матери слезы? Тебе было
бы тогда покаяться Богу, а ко мне написать утешительное письмо и прислать
сноху мою ко мне... она тебе не сделала ни добра, ни зла; я бы с нею
оплакал мужа ее и свадьбу их вместо свадебных песен. Я не видел прежде их
радости, ни их венчания; отпусти ее как можно скорее, я поплачу с нею
заодно и посажу на месте, как грустную горлицу на сухом дереве, а сам
утешусь о Боге. Так было и при отцах наших. Суд пришел ему от Бога, а не
от тебя! Если бы ты, взявши Муром, не трогал Ростова, а прислал бы ко мне,
мы бы уладились; рассуди сам, тебе ли следовало послать ко мне или мне к
тебе? Если пришлешь ко мне посла или попа и грамоту свою напишешь с
правдою, то и волость свою возьмешь, и сердце наше обратится к тебе, и
будем жить лучше, чем прежде; я тебе не враг, не мститель".
   Тогда, наконец, состоялось то, что долго замышлялось и никак не могло
прийти к исполнению. В городе Любече съехались князья Святославичи - Олег,
Давид и Ярослав, киевский Святополк, Владимир Мономах, волынский князь
Давид Игоревич и червонорусские князья Ростиславичи: Володарь и Василько.
С ними были их дружинники и люди их земель. Цель их совещания была -
устроить и принять меры к охране русских земель от половцев. Всем делом
заправлял Мономах.
   "Зачем губим мы русскую землю, - говорили тогда князья, - зачем
враждуем между собою? Половцы разоряют землю; они радуются тому, что мы
друг с другом воюем.
   Пусть же с этих пор будет у всех нас единое сердце; соблюдем свою
отчину".
   На этом съезде князья решили, чтобы все они владели своими волостями:
Святополк Киевом, Владимир уделом отца своего Всеволода: Переяславлем,
Суздалем и Ростовом; Олег, Давид и Ярослав - уделом Святослава, отца их:
северскою землею и рязанскою; Давид Игоревич - Волынью, а Василько и
Володарь городами: Теребовлем и Перемышлем с их землями, составлявшими тот
край, который впоследствии назовется Галичиною. Все целовали крест на том,
что если кто-нибудь из князей нападет на другого, то все должны будут
ополчиться на зачинщика междоусобия. "Да будет на того крест честный и вся
земля русская". Такой приговор произнесли они в то время.
   До сих пор Владимир находился в самых приятельских отношениях к
Святополку киевскому. Последний был человек ограниченного ума и слабого
характера и подчинялся Владимиру, как вообще люди его свойств подчиняются

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей