Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

законодательства и к установлению многих статей, касающихся разных случаев
обид и преступлений, которые влекли за собой платеж вир в различном
размере. Таким образом, различные размеры вирных платежей назначались за
разного рода оскорбления и побои, наносимые одними лицами другим, как
равно и за покражу разных предметов.
   Независимо от платежа виры за некоторые преступления, как например, за
разбойничество и зажигательство, виновный подвергался потоку и
разграблению-древнему народному способу наказания преступника. Убийство
вора не считалось убийством, если было совершено при самом воровстве,
когда вор еще не был схвачен. При Мономахе, на совете, призванном им и
составленном из тысячских: киевского, белогородского, переяславского и
людей своей дружины, постановлено было несколько важных статей, клонившихся
к ограждению благосостояния жителей.
   Ограничено произвольное взимание рез (процентов), которое при
Святополке доходило до больших злоупотреблений и вызвало по смерти этого
князя преследование жидов, бывших ростовщиками. При Владимире установлено,
что ростовщик может брать только три раза проценты и если возьмет три
раза, то уже теряет самый капитал. Кроме того, постановлен был дозволенный
процент: 10 кун за гривну, что составляло около трети или несколько более,
если принимать упоминаемую гривну гривною куна 2 .
   Частые войны и нашествия половцев разоряли капиталы, являлись
неоплатные должники, а под видом их были и плуты. Торговые предприятия
подвергали купца опасностям; от этого и те, которые давали ему деньги,
также находились в опасности потерять свой капитал. Отсюда и высокие
проценты. Некоторые торговцы брали у других купцов товары, не платя за них
деньги вперед, а выплачивали по выручке с процентами; по этому поводу
возникали обманы. При Владимире положено было различие между тем
неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, от воды или от
неприятеля, и тем, который испортит чужой товар, или пропьет его, или
"пробьется", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или
"продажу" (низший вид виры). При несостоятельности купца следовало
принимать во внимание: от какой причины он стал несостоятелен. В первых
случаях, т. е. при нечаянном разорении, купец не подвергался насилию, хотя
не освобождался от платежа долга. Некоторые брали капитал от разных лиц, а
также и у князей. В случае несостоятельности такого торговца его вели на
торг и продавали его имущество. При этом гость, т. е. человек из иного
города или чужеземец, имел первенство перед другими заимодавцами, а за ним
князь, потом уже прочие заимодавцы получали остальное. Набеги половцев,
проценщина, корыстолюбие князей и их чиновников - все способствовало тому,
что в массе народа умножались бедняки, которые, не будучи в состоянии
прокормить себя, шли в наемники к богатым. Эти люди назывались тогда
"закупами". С одной стороны, эти закупы, взяв от хозяина деньги, убегали
от него, а с другой - хозяева взводили на них разные траты по хозяйству и
на этом основании притесняли и даже обращали в рабство.
   Закон Мономаха дозволял закупу жаловаться на хозяина князю или судьям,
налагал определенную пеню за сделанные ему обиды и притеснения, охранял
его от притязания господина в случае пропажи или порчи какой-нибудь вещи,
когда на самом деле закуп был не виноват; но зато с другой стороны
-угрожал закупу полным рабством в случае, если он убежит, не выполнив
условия. Кроме закупов, служащих во дворах хозяев, были закупы "ролейные"
(поселенные на землях и обязанные работою владельцу). Они получали плуги и
бороны от владельца, что показывает обеднение народа; хозяева нередко
придирались к таким закупам под предлогом, что они испортили данные им
земледельческие орудия, и обращали в рабство свободных людей. Отсюда
возникла необходимость определить: кто именно должен считаться холопом.
Законодательство Владимира Мономаха определило только три случая обращения
в холопство: первый случай, когда человек сам добровольно продавал себя в
холопы или когда господин продавал его на основании прежних прав над ним.
   Но такая покупка должна была непременно совершаться при свидетелях.
Второй случай обращения в рабство - принятие в супружество женщины
рабского происхождения (вероятно, случалось, что женщины искали
освобождения от рабства посредством замужества). Третий случай, когда
свободный человек без всякого договора сделается должностным лицом у
частного человека (тиунство без ряду, или привяжет ключ к себе без ряду).
Вероятно, это было постановлено потому, что некоторые люди, приняв
должность, позволяли себе разные беспорядки и обманы, и, за неимением
условий, хозяева не могли искать на них управы. Только исчисленные здесь
люди могли быть обращаемы в холопы. За долги нельзя было обращать в
холопство, и всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать
свой долг и отойти. Военнопленные, по-видимому, также не делались
холопами, потому что об этом нет речи в "Русской Правде" при перечислении
случаев рабства. Холоп был тесно связан с господином: господин платил его
долги, а также выплачивал цену украденного его холопом. Прежде, при
Ярославе, за побои, нанесенные холопом свободному человеку, следовало
убить холопа, но теперь постановили, что в таком случае господин платил за
раба пеню. Холоп вообще не мог быть свидетелем, но когда не было
свободного человека, тогда принималось и свидетельство холопа, если он был
должностным лицом у своего господина. За холопа и рабу вира не полагалась,
но убийство холопа или рабы без вины наказывалось платежом князю
"продажи". По некоторым данным ко временам Мономаха следует отнести
постановления о наследстве.
   Вообще, по тогдашнему русскому обычному праву, все сыновья наследовали
поровну, а дочерям обязывались выдавать приданое при замужестве; меньшому
сыну доставался отцовский двор. Каждому, однако, предоставлялось
распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и
дружинников и в правах смердов существовала та разница, что наследство
бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство
смерда (простого земледельца) доставалось князю, если смерд умирал
бездетным. Женино имение оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова
не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и
дети не могли удалить ее. Замужняя женщина пользовалась одинаковыми
юридическими правами с мужчиной. За убийство или оскорбления, нанесенные
ей, платилась одинаковая вира, как за убийство или оскорбления, нанесенные
мужчине.
   Местом суда в древности были: княжеский двор и торг, и это означает,
что был суд и княжеский, но был суд и народный - вечевой, и, вероятно,
постановления Русской Правды, имеющие главным образом в виду соблюдение
княжеских интересов, не обнимали всего вечевого суда, который
придерживался давних обычаев и соображений, внушенных данными случаями.
Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, присяга и, наконец,

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей