Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

   Уже рассветало. Убийцы нашли Прокопия, княжеского любимца, и убили его.
Оттуда опять взошли они на сени, набрали золота, драгоценных камней,
жемчуга, разного имущества и отправили, взложивши на приготовленных их
соумышленниками коней, а сами, надев на себя княжеское вооружение, собрали
своих: "Что, - говорили они, - если на нас приедет дружина владимирская?"
- "Пошлем во Владимир", - порешили злоумышленники.
   Они послали к владимирцам, извещали о случившемся и велели сказать:
"Если кто из вас что-нибудь помыслит на нас, то мы с теми покончим. Не у
вас одних была дума; и ваши есть в одной думе с нами".
   Владимирцы отвечали: "Кто с вами в думе, тот с вами пусть и будет, а
наше дело сторона".
   Весь дом Андрея был разграблен. Так поступали, сообразно тогдашним
обычаям и понятиям. Имущество казненного общею волею все отдавалось на
"поток и разграбление". Обнаженное тело князя было выброшено в огород.
   Был между слугами князя один киевлянин Кузьмище. Узнавши, что князь
убит, он ходил и спрашивал то того, то другого: "Где мой господин?" Ему
отвечали: "Вон там в огороде лежит, да не смей его трогать. Это тебе все
говорят; хотим его бросить собакам. А кто приберет его, тот наш враг и
того убьем".
   Но Кузьмище не испугался угроз, нашел тело князя и начал голосить над
ним. К нему шел Амбал.
   "Амбал, враг, - закричал, завидевши его, Кузьмище, - сбрось ковер или
что-нибудь - постлать или чем-нибудь прикрыть нашего господина!"
   "Прочь, - сказал Амбал, - мы его выбросим псам". "Ах ты еретик, -
воскликнул Кузьмище, - как псам выбросить? А помнишь ли, жид, в каком
платье ты пришел сюда? Ты весь в бархате стоишь, а князь лежит голый!
Сделай же милость, брось что-нибудь".
   Амбал бросил ему ковер и корзно (верхний плащ). Кузьмище обернул ими
тело убитого и пошел в церковь.
   "Отоприте божницу!" - сказал Кузьмище людям, которых там встретил. Эти
люди были уже на радости пьяны. Они отвечали: "Брось его тут в
притворе.Вот нашел еще себе печаль с ним!"
   Кузьмище положил тело в притворе, покрыв его корзном, и причитывал над
ним так:
   "Уже, господине, тебя твои паробки не знают, а прежде, бывало, гость
придет из Царьграда или из иных сторон русской земли, а то хоть и латинин,
христианин ли, поганый, ты, бывало, скажешь: поведите его в церковь и на
полаты, пусть видят все истинное христианство и крестятся; и болгары, и
жиды, и всякая погань - все, видевшие славу Божию и церковное украшение,
плачут о тебе; а эти не велят тебя в церкви положить".
   Тело Андрея лежало два дня и две ночи в притворе. Духовенство не
решалось отпереть церковь и совершать над ним панихиды. На третий день
пришел игумен монастыря Козьмы и Дамиана, обратился к боголюбским
клирошанам и говорил:
   "Долго ли нам смотреть на старейших игуменов? Долго ли этому князю так
лежать?
   Отомкните божницу, я отпою его; вложим его в гроб, пусть лежит здесь,
пока злоба перестанет: тогда приедут из Владимира и понесут его туда".
   По совету его, отперли церковь, положили тело в каменный гроб, пропели
над ним панихиду. Этому, как видно, никто уже не мешал.
   Между тем оказалось, что убийцы совершили поступок, угодный очень
многим.
   Правление Андрея было ненавидимо. Народ, услыхавши, что его убили,
бросился не на убийц, а напротив, стал продолжать начатое ими. Боголюбцы
разграбили весь княжий дом, в котором накоплено было золота, серебра,
дорогих одежд, перебили его детских и мечников (посыльных и стражу),
досталось и мастерам, которых собирал Андрей, заказывая им работу.
   Грабеж происходил и во Владимире, но там одно духовное лицо, по имени
Микулица (быть может, тот самый поп Никола, который помог в 1155 году
Андрею похитить в Вышгороде икону Богородицы), в ризах прошел по городу с
чудотворною иконою; это произвело такое впечатление, что волнение
улеглось. Весть об убиении Андрея скоро разошлась по земле: везде народ
волновался, нападал на княжеских посадников и тиунов, которые всем
омерзели способами своего управления; их дома ограбили, а иных и убили.
   Не ранее как через шесть дней после смерти князя, владимирцы, как бы
опомнившись, порешили привезти тело убитого. 5 июля они отправили игумена
Богородицкого монастыря Феодула с деместником (уставщиком) Лукою и с
носильщиками за телом в Боголюбово, а Микулице сказали: "Собери всех
попов, облачитесь в ризы, станьте с образом Богородицы перед Серебряными
воротами и ждите князя!" Серебряными воротами назывались те ворога города,
которые выходили на дорогу в Боголюбово; с противоположной стороны были
Золотые ворота.
   Народная толпа вышла из города. Когда похоронное шествие стало
приближаться, показалось княжеское знамя, послышалось погребальное пение,
тогда злоба уступила место печали; вспомнили, что за умершим были не одни
дурные дела, но были и добрые, вспомнили его усердие к храмам и оплакивали
князя.
   Его погребли в церкви Св. Богородицы. Несомненно, что ненависть к
Андрею не была уделом одной незначительной партии, но была разделяема
народом. Иначе нельзя объяснить того обстоятельства, что тело князя
оставалось непогребенным целую неделю, и народ, услыхавши о насильственной
смерти своего князя, обратился не на убийц его, а на его доверенных и
слуг. Но, с другой стороны, если поступки этого князя, руководимого
безмерным властолюбием, возбудили к себе злобу народа, то все-таки его
деятельность в своем основании согласовалась с духом и характером той
земли, которой он был правителем. Это всего яснее можно видеть из
последующих событий и всей истории ростовско-суздальского края до самого
татарского нашествия.
   Ростовцы и суздальцы, в особенности первые, были недовольны Андреем за
предпочтение, оказываемое городу Владимиру, и чувство досады тотчас
прорвалось после смерти Андрея. Первые пригласили племянников Андрея,
Ростиславичей, которые, не смея явиться во владениях дяди, проживали в
рязанской земле; а владимирцы пригласили брата Андреева Михаила,
проживавшего в Чернигове. Дошло было дело до междоусобия: ростовцы взяли
верх, принудили владимирцев принять одного из Ростиславичей, Ярополка, и
отзывались о владимирцах так: "Они наши холопы и каменьщики: мы их город
сожжем или посадника в нем от себя посадим". Но посаженные князья
Ростиславичи, угождая одним ростовцам, вооружили против себя
несправедливыми поборами и владимирцев, и всю землю. "Мы вольных князей
принимаем к себе", - говорили владимирцы. По этой причине, когда

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей