Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»

   1. По одним известиям, был один купол, по другим-пять; вероятнее
первое, потому что в те времена обыкновенно строились церкви с одним
верхом.
   2. Ссора началась из-за того, что слуги Ростиславичей украли
Мстиславовых коней и наложили на них свои клейма. Бояре Бориславичи, Петр
и Нестор, уверили Давида, что Мстислав в отмщение за то хочет, зазвавши их
на обед, взять под стражу.
   Через несколько времени Мстислав действительно призвал на обед Давида и
Рюрика.
   Эти князья, возбужденные наговорами бояр, прежде всего потребовали,
чтобы Мстислав поцеловал крест, что им не будет ничего дурного. Мстислав
обиделся; оскорбилась за него и его дружина. "Не годится тебе крест
целовать, - говорили его дружинники, - без нашего ведома тебе нельзя было
ни замыслить, ни сделать того, что они говорят, а мы все знаем твою
истинную любовь к братьям, ведаем, что ты прав перед Богом и людьми. Пошли
им и скажи: я целую вам крест в том, что не мыслил ничего дурного против
вас, только вы мне выдайте того, кто на меня клевещет". Обе стороны
поцеловали на этом друг другу крест, но Давид потом не исполнил желания
Мстислава. "Если я выдам тех, которые мне говорили, - сказал он, - то
вперед мне никто ничего не скажет". От этого возникла холодность между
Мстиславом и Ростиславичами.
   3. В гривне 20 нагат. По исчислению Карамзина, 6 нагат приблизительно
равняются 50 к. Т. II. прим. 79.


               Первый отдел: Господство дома Св. Владимира.
                      Выпуск первый: X-XIV столетия.


                                 Глава 6.


                           КНЯЗЬ МСТИСЛАВ УДАЛОЙ


   В первой четверти XIII века выдается блестящими чертами деятельность
князя Мстислава Мстиславича, прозванного современниками "Удатным", а
позднейшими историками "Удалым". Эта личность может по справедливости
назваться образцом характера, какой только мог выработаться условиями
жизни дотатарского удельно-вечевого периода. Этот князь приобрел
знаменитость не тем, чем другие передовые личности того времени, которых
жизнеописания мы представляем. Он не преследовал новых целей, не дал
нового поворота ходу событий, не создавал нового первообраза общественного
строя. Это был, напротив, защитник старины, охранитель существующего,
борец за правду, но за ту правду, которой образ сложился уже прежде. Его
побуждения и стремления были так же неопределенны, как стремления,
управлявшие его веком. Его доблести и недостатки носят на себе отпечаток
всего, что в совокупности выработала удельная жизнь. Это был лучший
человек своего времени, но не переходивший той черты, которую назначил
себе дух предшествовавших веков; и в этом отношении жизнь его выражала
современное ему общество.
   В те времена сын наследовал в глазах современников честь или бесчестие
своего отца. Каков был отец, таким заранее готовы были считать сына. Этим
определялось нравственное значение князя при вступлении его в
деятельность. От него всегда ожидали продолжения отцовских дел, и только
дальнейшая судьба зависела от его собственных поступков. Отец этого князя
Мстислав Ростиславич приобрел такую добрую память, какой пользовались
редкие из князей. Он был сын Ростислава Мстиславича, смоленского князя,
правнук Мономаха, прославился богатырской защитой Вышгорода, отбиваясь от
властолюбивых покушений Андрея Боголюбского, а потом, будучи призван
новгородцами, одержал блестящую победу над чудью, храбро и неутомимо
отстаивал свободу Великого Новгорода и пользовался восторженной любовью
новгородцев. В 1180 году он умер в молодых летах в Новгороде и был
единственный из выбранных новгородских князей, которым досталась честь
быть погребенным в Св. Софии. Память его до такой степени была драгоценна
для новгородцев, что гроб его стал предметом поклонения, и он впоследствии
причислен был к лику святых. Современники прозвали его "Храбрым", и это
название осталось за ним в истории. И не только храбростью - отличался он
и благочестием и делами милосердия, - всеми качествами, которыми в глазах
его века могла украшаться княжеская личность. До какой степени
современники любили этого князя - показывает отзыв летописца; кроме общих
похвал, воздаваемых и другим князьям по летописному обычаю, говоря о нем,
летописец употребляет такие выражения, которые явно могут быть отнесены
только к нему одному: "Он всегда порывался на великие дела. И не было
земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила его. И не
может вся земля русская забыть доблести его. И черные клобуки не могут
забыть приголубления его". Эта-то слава родителя, эта-то любовь к нему
новгородцев и всей русской земли проложили путь к еще большей славе его
сыну.
   Мстислав Мстиславич делается известен в истории тем, что, помогая дяде
своему Рюрику против черниговского князя Всеволода, храбро защищал против
него Торческ, но принужден был уйти из южной Руси. Он получил удел в
Торопце, составлявшем часть смоленской земли, и долго проживал там, не
выказав себя ничем особенным.
   Он был уже не первой молодости и имел замужнюю дочь, когда новгородские
смятения вывели его на блестящее поприще.
   Великий Новгород давно вошел в тесную связь, но вместе и в столкновение
с суздальско-ростовской землею и с владимирскими князьями, получившими
первенство в этой земле. Со времени Андрея Боголюбского князья эти
стремились наложить руку на Новгород, стараясь, чтобы в Новгороде были
князья из их дома и оставались их подручниками. Новгород упорно отстаивал
свою свободу, но никак не мог развязаться с владимирскими князьями, потому
что в самом Новгороде была партия, ради выгод тянувшая к суздальской
земле. К этому побуждали новгородцев их торговые интересы. Новгородская
земля была до крайности бедна земледельческими произведениями.
Благосостояние Новгорода опиралось единственно на торговлю.
   Поэтому для Новгорода было насущной потребностью находиться в добрых
отношениях с такой землей, откуда он мог получать хлеб для собственного
продовольствия и разные сырые произведения, служившие предметом вывоза за

Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей