Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ло Гуань-Чжун - Троецарствие

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 692
Размер файла: 3173 Кб
Страницы: «« « 601   602   603   604   605   606   607   608   609  610   611   612   613   614   615   616   617   618   619  » »»

И со словами: "Для честного воина счастье -- умереть в бою!" -- швырнул он
на землю свой шлем и с обнаженным мечом отважно бросился на врага. Но силы
были слишком неравны, и он был убит вместе со своим конем.

     Потомки воспели Юй Цюаня в стихах:

     В тот год Сыма Чжао кольцом окружил Шоучунь,
     И сдавшихся много склонилось к его колеснице.
     Хоть были герои в отрядах Восточного У,
     Но кто из них мог бы в бою с Юй Цюанем сравниться?

     Войско Сыма Чжао вступило в Шоучунь. Стража привела к Сыма Чжао связанных
воинов, взятых в плен при попытке бегства из города вместе с Чжугэ Данем.

     -- Покоряетесь мне? -- спросил у них Сыма Чжао.

     -- Нет! Лучше смерть, чем позор! -- дружно отвечали те.

     Сыма Чжао в гневе велел отрубить им головы. Связанных пленников по одному
выводили за ворота и перед казнью еще раз спрашивали:

     -- Покоришься?

     Ни один из обреченных не ответил согласием, и все они погибли мужественно!

     Сыма Чжао пожалел о своей горячности и распорядился похоронить героев с
военными почестями. А потомки сложили о них такие стихи:

     Телохранитель верный и жизни не жалеет,
     А страже Чжугэ Даня чужда была измена.
     И песней погребальной их славят и поныне
     За то, что поступили, как воины Тянь Хэна.

     Больше половины воинов царства У, находившихся в городе, попало в плен.
Чжан-ши Пэй Сю советовал Сыма Чжао уничтожить их.

     -- Семьи пленных живут в Цзянхуае, и если вы отпустите воинов по домам,
они вновь подымутся против вас. Заройте их живьем в землю!

     -- Это неразумно! -- возражал Чжун Хуэй. -- Лучшие полководцы древности,
ведя войны, всегда руководствовались интересами государства и уничтожали
только тех, кто представлял для государства наибольшее зло. Зарыть в землю
ни в чем не повинных простых воинов было бы слишком жестоко. Отпустите их в
царство У, и они разнесут славу о великодушии полководца Срединного царства.

     -- Вот это прекрасная мысль! -- одобрил Сыма Чжао и приказал отпустить
пленных на родину.

     Однако некоторые пленные пожелали остаться, как, например, Тан Цзы,
боявшийся мести Сунь Линя. Они просили Сыма Чжао взять их на службу. Сыма
Чжао дал им должности и наделил землями вдоль рек.

     В Хуайнани водворился порядок, и Сыма Чжао собирался возвращаться в столицу.
Но тут он узнал, что полководец царства Шу Цзян Вэй напал на город Чанчэн.

     В это время правитель царства Шу переименовал свое правление с двадцать
первого года периода Янь-си на первый год периода Цзин-яо [258 г.].

     В Ханьчжуне полководец Цзян Вэй готовился к походу. Два храбрейших
сычуаньских военачальника, любимцы Цзян Вэя -- Цзян Шу и Фу Цянь, --
ежедневно обучали войско.

     Когда стало известно, что Чжугэ Дань в союзе с Сунь Линем восстал против
Сыма Чжао, и Сыма Чжао с большой армией пошел в Хуайнань и Цзянхуай, взяв с
собой вдовствующую императрицу и императора, Цзян Вэй радостно воскликнул:

     -- На этот раз мы победим!

     Он представил Хоу-чжу доклад, в котором просил разрешения объявить войну
царству Вэй. Только один придворный сановник Цзяо Чжоу не одобрял планов
Цзян Вэя.

     -- При дворе в последнее время никто не занимается государственными делами!
-- вздыхал он. -- Все увлекаются вином и женщинами, думают только об
удовольствиях и прислушиваются лишь к мнению евнуха Хуан Хао. Поход Цзян Вэя
не принесет ничего, кроме несчастий!

     В надежде хоть немного образумить неугомонного полководца, Цзяо Чжоу написал
трактат "Рассуждение о вражде государств" и послал его Цзян Вэю. В трактате
говорилось:

     "Спрашивают: каким образом в древности правители малых государств умели
побеждать сильных?

     Отвечаю: обеспечить безбедное существование большого государства трудно,
правителю не удается предусмотреть всех случайностей, и поэтому он часто
допускает ошибки. Легче обеспечить благополучие маленького государства,
правитель которого должен думать только о добрых делах.

     Из множества мелких упущений и ошибок рождается смута, из добрых дел
рождается порядок. Это неотвратимый закон.

     Вот почему постоянно заботившийся о народе Чжоуский Вэнь-ван с помощью
малого добивался многого, а Гоу Цзянь, оказывавший народу благодеяния,
малыми силами сокрушал могущественных. В этом и состояло искусство древних.

     Скажут: в древности княжество Чу было могущественным, а княжество Хань --
слабым, и они поделили между собой Поднебесную, установив границу по реке
Хунгоу. Но Чжан Лян понимал, что если народ охвачен единым стремлением, его
невозможно сломить; он смело повел свое войско в погоню за Сян Юем и в конце

Страницы: «« « 601   602   603   604   605   606   607   608   609  610   611   612   613   614   615   616   617   618   619  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ло Гуань-Чжун, Троецарствие