|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» одеваясь чище, чем обыкновенно; оборачивают лицо к востоку, произнося
Висмилей [472], связывают ноги животным, которых будут есть, перед тем как
их зарезать; отказываются есть мясо тех животных, которые не были зарезаны
или же были зарезаны женщиной; обрезывают своих детей, давая им арабские
имена, или высказывают желание, чтобы этот обычай соблюдался другими;
утверждают, что надо верить в Бога и его пророка [473] Магомета; произносят
клятвы Корана или соблюдают пост рамазан, и свою Пасху, творя милостыню и
принимая пищу в питье только при восходе первой звезды; делают зохор,
поднимаясь до света, чтобы поесть, и, выполоскав рот, снова ложатся в
постель; соблюдают гвадок, моя себе руки от кистей до локтей, лицо, рот,
ноздри, уши, ноги и половые части, или делают сала, оборачиваясь лицом к
востоку [474], садясь на циновку или ковер, поднимая и опуская попеременно
голову, произнося некоторые арабские молитвы и вычитывая андулилей, коль,
алагухат и другие формулы магометанского обряда; справляют пасху барана,
убивая это животное после обряда гвадок; женятся по магометанскому обычаю;
поют песни мавров и исполняют замбры, или танцы, и леилы, или концерты, при
помощи запрещенных инструментов; соблюдают святые заповеди Магомета и
возлагают руку на голову своих детей или других лиц в качестве обряда,
предписанного законом; моют мертвецов и хоронят их в новом саване; погребают
их в девственной земле или кладут в каменные гробницы лежащими на боку, с
головой на камне; покрывают могилу зелеными ветвями, поливают медом, молоком
и другими напитками; призывают Магомета в своих нуждах, называя его пророком
и посланником Божиим и говоря, что святилище Мекки (где, по их уверению,
погребен Магомет) есть главный храм Бога; заявляют, что они крестились не по
вере в нашу святую религию; что их отцы и их предки наслаждаются вечным
блаженством в награду за устойчивость в религии мавров; что можно спастись,
оставаясь мавром (или в Моисеевом законе, если говорящий принадлежит к
евреям). Наконец, христиане обязывались указом о доносах объявлять, если
слышали о переселении кого-нибудь в Варварию [475] или другие страны, чтобы
отступить от христианства или по другому подобному мотиву.
V. Нетрудно видеть, что среди действий и слов, переданных мною, есть
много таких, которые настоящий добросовестный католик не поколеблется
сделать или сказать как безразличные по существу и которые становятся
еретическими или навлекающими подозрение в ереси в соединении с
обстоятельствами, придающими им этот характер. Это новое предписание
инквизиционного кодекса и презрение, которое вообще питали к морискам в
Испанском королевстве, открывали путь клевете, которую возбуждали дух
ненависти и мести и другие столь же свирепые настроения.
VI. Надо, впрочем, отдать справедливость Манрике, что он жалел о
положении, до которого были доведены мориски, и противился, насколько мог,
преследованию, помня обещание, данное Фердинандом и Изабеллой, что они не
будут подчинены инквизиции и не будут ею наказываться по маловажным делам.
28 апреля 1524 года Манрике был в Бургосе, когда мориски доложили ему, что
получили от его предшественников гарантии, что инквизиция не будет их
привлекать к суду и преследовать по маловажным мотивам; однако вскоре
инквизиторы начали сурово с ними обращаться, арестовывая и предавая суду без
достаточных оснований для такого обхождения; поэтому они умоляют о милости,
чтобы при его служении им было оказано не меньше покровительства, чем при
его предшественниках.
VII. Манрике передал их просьбу на обсуждение верховного совета и снова
велел опубликовать и подтвердил благоприятные для них распоряжения. Он
приказал быстро закончить начатые процессы к выгоде обвиняемых, если только
не будет констатирована приписываемая им ересь; в таком случае до
произнесения приговора должны были запросить верховный совет.
Статья вторая
МОРИСКИ КОРОЛЕВСТВА ВАЛЕНСИИ
I. Мы видели, что приказ Фердинанда и Изабеллы обязал в 1502 году
мавров, не желавших принимать христианскую религию, покинуть Испанию. Хотя
этот закон получил силу в Кастилии, он нисколько не задел мавров Арагона,
потому что король счел нужным уступить настояниям частных владетелей,
представивших ему громадный урон, который следовал бы для них от ослабления
населения в их владениях, где почти не было крещеных жителей. Оба государя
возобновили свое обещание в Монсоне в 1510 году [476], а Карл V на собрании
кортесов в Сарагосе в 1519 году обязался присягою не делать на этот счет
никаких нововведений.
II. Вскоре гражданская война разразилась в королевстве Валенсия.
Началось восстание, подобное тому, которым в то время была охвачена
Кастилия. Мятежники были почти все люди из народа, питавшие величайшую
ненависть к дворянам, а особенно к сеньорам, пользовавшимся некоторой
властью над жителями. Повстанцы старались причинить им как можно больше
ущерба. Они знали, что для сеньоров будет огромным бедствием, если сделают
их мавров-вассалов христианами, так как различие в религии обязывало мавров
уплачивать своим сеньорам более обременительные повинности, чем платили лица
христианского вероисповедания.
III. Вследствие этого повстанцы заставляли креститься всех мавров,
попадавших к ним в руки; таким способом было крещено более шестнадцати
тысяч. Так как насилие более, чем убеждение, принимало участие в этой
перемене, они не замедлили вернуться к своему прежнему верованию. Император
велел казнить главных вожаков восстания. Много мавров (которых эта суровость
заставила опасаться подобного же обращения с ними) уехало из Испании и
удалилось в королевство Алжирское [477], так что в 1523 году более пяти
тысяч домов осталось без жителей {Сауяс. Летопись Арагона. Гл. 100;
Сандовал. История Карла V. Кн. 13. п. 28.}.
IV. Раздраженный этим, Карл V убедил себя, что не следует терпеть
мавров в государстве, и попросил папу освободить его от присяги, данной на
собрании кортесов в Сарагосе. Папа сначала ответил, что подобная уступка
будет скандалом. Император настаивал, и она была ему дана 12 марта 1524
года. Папа только обязал его своим отдельным бреве поручить инквизиторам
ускорить обращение мавров, объявив им, что в случае отказа перейти в
христианскую веру их обяжут выехать из королевства под страхом быть
обращенными в пожизненное рабство. Они подпадут под исполнение этой угрозы,
если пропустят предоставленный им срок, не крестившись или не выехав из
Испании.
V. В то же время папа другим бреве рекомендовал обратить в церкви все
мечети и решил, что десятина, получаемая с земель, обрабатывавшихся раньше
маврами, будет отдаваться владетелям этих земель как возмещение двойных
Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |