Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 99   100   101   102   103   104   105   106   107  108   109   110   111   112   113   114   115   116   117  » »»

придумать  для  распространения  христианства  меры,  более  противоположные
апостольским, чем принятые в этом случае?
     XVIII. В местечке Корреа мавры  убили  местного  сеньора  и  семнадцать
христиан, которые с его согласия принуждали их принимать крещение.  Наконец,
вспыхнул общий мятеж среди мавров королевства Валенсия, где их было не менее
двадцати   шести   тысяч   семейств;   мавры    укрепились    в    местечках
Сьерры-д'Эспадан, где королевская  армия  спустя  долгое  время  одолела  их
{Сандовал. История Карла V. Кн. 13. п. 28 и сл.}. Оставшиеся в местечках или
удалившиеся оттуда при приближении рокового срока умоляли о  покровительстве
управлявшую Валенсией королеву Жермену де Фуа,  вторую  жену  Фердинанда  V,
вышедшую тогда замуж за дона Фернандо Арагонского, герцога Калабрии, который
лишился прав  на  Неаполитанское  королевство.  Она  дала  охранную  грамоту
двенадцати депутатам, которых они посылали ко двору, чтобы в точности узнать
намерения императора, в принудительном характере коих они  сомневались.  Они
просили у государя отсрочки в пять лет для того, чтобы стать христианами или
выехать из королевства через порт Аликанте. Обе эти просьбы были отвергнуты.
Они согласились на принятие крещения при условии, что инквизиторы  будут  их
преследовать лишь по истечении сорока лет, - но и  в  этом  им  было  сурово
отказано.
     XIX. Они обратились к  главному  инквизитору  Манрике.  Тот  принял  их
любезно. Предполагая, что они легко  согласятся  на  принятие  крещения,  он
предложил им,  как  и  всем  исповедующим  их  религию,  свое  содействие  у
императора и в то же время посоветовал изложить письменно свою  просьбу.  16
января 1526 года они вручили ему докладную записку, в которой просили:
     1) чтобы в течение сорока лет они не были подсудны инквизиции;
     2) чтобы в течение этого времени они могли сохранять свою одежду и свой
язык;
     3) чтобы им разрешили иметь особое от старинных христиан кладбище;
     4) чтобы в этот промежуток они могли жениться на  своих  родственницах,
даже  на  двоюродных  сестрах,  и  не  испытывать  никаких  неприятностей  в
отношения брачных союзов, заключенных до сей поры;
     5) чтобы все их бывшие служители культа остались и получали  доходы  от
мечетей, ставших церквами;
     6)  чтобы  употребление  оружия  было  разрешено  им,  как   и   прочим
христианам;
     7) чтобы оброки  и  повинности,  которые  они  платили  сеньорам,  были
уменьшены и не превышали степени обложения прочих христиан;
     8) чтобы в  королевских  городах  их  не  обязывали  платить  сборы  на
муниципальные расходы,  если  только  им  не  дадут  права  на  общественные
должности и на пользование почестями, как и старинным христианам.
     XX. Эти статьи были представлены на рассмотрение императорского совета,
который ответил:
     1) что относительно морисков Валенсии и королевства Арагон  ограничатся
мерами, принятыми для морисков Гранады:
     2) что им будет разрешено сохранить в течение десяти  лет  употребление
их одежды и их языка;
     3) что их будут хоронить согласно  их  просьбе,  при  условии,  что  их
кладбища будут находиться по соседству с церквами, и что старинные  коренные
христиане могут также здесь погребаться;
     4) что не будет никаких нововведений насчет заключенных уже браков,  но
что они должны согласоваться с обычаем старинных христиан;
     5) что обратившиеся магометанские служители культа  будут  пользоваться
более или менее  значительным  доходом,  по  степени  усердия,  которое  они
употребят для  того,  чтобы  сделать  более  искренним  обращение  остальных
мавров;
     6) что разрешение носить оружие будет им дано, как и прочим христианам;
     7) что оброки,  которые  они  обязаны  платить  своим  сеньорам,  будут
уменьшены, насколько позволят буква и оговорки договоров, и что они не будут
платить больше других жителей;
     8) что в отношении королевских городов все остается  по-прежнему  и  не
будет установлено никакого налога на мавров там, где они  до  этого  времени
ничего не платили.
     XXI. Получив эти условия, мавры крестились, за  исключением  нескольких
тысяч человек, которые бежали в горы. Против них пришлось отправить  военный
отряд, употребивший весь 1526 год для покорения беглецов. Когда  дело  дошло
до конца, они приняли  крещение,  и  угрожавшее  им  рабство  было  заменено
штрафом в двенадцать тысяч дукатов {Сапатер. Летопись Арагона.  Кн.  3.  Гл.
38; кн. 4. Гл. 9 и 14.}.


       Статья третья

МОРИСКИ АРАГОНА И ГРАНАДЫ

     I. Опасаясь, как бы рассеянные среди них мавры не были  подчинены  тому
же закону, что и мавры Валенсии, арагойцы  сделали  императору  через  графа
Рибагорсу, его родственника, представление, что  мавры  этой  страны  всегда
были спокойны и никогда не причиняли ни политической смуты, ни  религиозного
скандала; их нельзя  упрекнуть  в  совращении  к  отступничеству  ни  одного
христианина, и, наоборот, они так  хорошо  настроены,  что  помогают  трудом
своих рук поддержке многих священников и мирян; они рабы или  прикреплены  к
земле  короля  и  сеньоров  королевства,  и  нет  никаких  опасений   насчет
какой-либо связи их с африканскими маврами, потому что они живут на  большом
расстоянии от моря; среди них имеется множество отличных рабочих для выделки
оружия, что доставляет государству выгоду,  потеря  которой  была  бы  очень
чувствительна, если бы их принудили покинуть  Арагонское  королевство;  хотя
они и приняли крещение, чтобы избегнуть угрожавшего изгнания, они  не  стали
христианами более, чем прежде, и, напротив, если их оставят  жить  в  покое,
они не преминут сами собою обратиться к христианской вере, как  доказал  это
опыт, от счастливого влияния их сношений  с  христианами;  легко  предвидеть
неисчислимые бедствия, если Его  Величество  не  сдержит  обещания,  данного
кортесам, и не будет подражать поведению своего деда, который верно исполнил
свое обещание {Там же. Гл. 36; Сауяс. Летопись Арагона. Гл. 130.}.
     II. Представления арагонцев были тщетны.  Когда  соглашение  с  маврами
королевства Валенсия было исполнено, император приказал инквизиции подчинить
условиям этого соглашения и  мавров  Арагона,  в  результате  чего  они  без
сопротивления были крещены в 1526 году.
     III. В 1528 году Карл созвал в Монсоне генеральные кортесы  королевства
Арагон.  Депутаты  этой  страны,  Каталонии  и  Валенсии   жаловались,   что
инквизиторы не соблюдают  статей  конкордата  1512и1519  годов  и  судят  за

Страницы: «« « 99   100   101   102   103   104   105   106   107  108   109   110   111   112   113   114   115   116   117  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции