Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»

разрешения. Эта милость должна была длиться во  все  время  службы  главного
инквизитора Вальдеса.
     X. Принятая система снисхождения не помешала Луису Альборасину, мориску
из Альмуньекара, быть приговоренным к сожжению. Бежав в Африку, он  вернулся
с несколькими другими ренегатами в королевство Валенсия, чтобы побудить всех
морисков к восстанию. Заговор был  открыт  и  все  заговорщики  обезоружены.
Луиса приговорили к сожжению в 1562 году.  Однако  гуманный  план,  который,
по-видимому, преобладал, был удержан.
     XI. 6 сентября 1567 года папа выпустил бреве, согласное с предыдущим, в
пользу морисков, уезжавших из королевства Валенсия. Все-таки мориски Гранады
не воспользовались предложенным благодеянием. Они восстали  во  всех  частях
королевства и избрали королем дона Фернандо Валора, одного  из  потомков  их
прежних государей из династии Абенумейя [489]. Восстание  длилось  несколько
времени, и Филипп II пытался усмирить его,  опубликовав  указы  об  амнистии
даже за все проступки,  подлежавшие  ведению  инквизиции.  Морискам  обещали
амнистию  при  условии,  что  они   явятся   просить   о   ней.   Некоторые,
действительно,  явились  и  не  только  в  королевстве  Гранада,  но   и   в
королевствах Мурсия и  Валенсия.  К  сожалению,  инквизиторы  все  испортили
примерными наказаниями, которым подвергали нераскаянных рецидивистов.
     XII. 20  марта  1563  года  инквизиторы  Мурсии  приговорили  к  позору
публичного аутодафе и к получению ста ударов кнута, с  угрозой  четырех  лет
галер [490], мориска Хуана Уртадо. Все его преступление состояло в нарушении
сделанного инквизиторами запрещения говорить по-арабски под угрозой штрафа в
два дуката и в том, что он сказал,  что  инквизиторы  грабят,  налагая  этот
штраф. Новый  пример,  доказывающий  (даже  при  допущении  действительности
факта),  как  наказания,  налагаемые  инквизицией,  были   непропорциональны
проступкам.
     XIII. В 1560 году инквизиторы королевства Мурсия сожгли  в  изображении
(фигурально) одного мориска семидесяти лет, который умер в тайной тюрьме. Он
уже был однажды разрешен без  наказания  и  покаяния,  после  сделанного  им
добровольно признания. Светский суд открыл случайно, что он  читал  арабские
книги по религии Магомета. Инквизиторы, узнав об этом, велели его арестовать
и  начали  процесс.  Обвиняемый  признал  факт,  но  оспаривал  данное   ему
толкование, чтобы доказать,  что  он  не  рецидивист.  Он  был  присужден  к
релаксации, и  верховный  совет  утвердил  приговор.  Мориск,  заболевший  в
тюрьме, умер, не прося об исповеди. Поэтому сожгли его изображение на первом
аутодафе, которое справляли. Там прочитали приговор. Он гласил, что его труп
будет вырыт, чтобы быть преданным пламени; память будет  объявлена  лишенной
чести, семья будет отмечена в реестре, а имущество конфисковано.
     XIV. На какие же результаты могли рассчитывать  инквизиторы  для  чести
религии от подобных мер и от еще худших? Как они не замечали, что  эти  меры
годились только на возбуждение народа к восстанию и  на  то,  чтобы  вызвать
стремление тысяч обитателей всей Испании избавиться от их жестокой  политики
путем эмиграции?
     XV. 6 августа 1574 года Григорий XIII дал в пользу морисков новое бреве
того же свойства,  что  и  предыдущие.  Но  эта  попытка  имела  не  большее
значение,  чем  первые,  вследствие  влияния,  которое  постоянно  оказывала
инквизиционная система. Таким образом, многие мориски Гранады, удалившиеся в
Старую Кастилию во время последних смут, явились  к  своим  пастырям,  чтобы
исповедаться  в  качестве  еретиков-магометан  и  получить  разрешение;   но
священники впали в  сомнение,  имеют  ли  они  полномочия,  достаточные  для
разрешения их, потому что апостолические бреве никогда не  опубликовывались,
но  быстро  запрятывались  в   архивах   инквизиции.   Поэтому   кастильское
духовенство не имело об этом никакого понятия. Священники  посоветовались  с
епархиальными  епископами;  те  обратились  к  инквизиторам  своих  округов,
которые  предоставили  этот  вопрос  на  усмотрение  Эспиносы  [491].   Этот
начальник после обсуждения в верховном совете  опубликовал  30  января  1571
года указ, который поручал всем трибуналам инквизиции  уведомить  епископов,
что главный инквизитор уполномочивает всех  духовников  давать  каноническое
разрешение  морискам  в  течение  года;  в  то  же  время  он   рекомендовал
инквизиторам предоставлять верный отчет в последствиях этой новой резолюции.
     XVI. Значило ли  это  согласоваться  с  намерениями  папы  и  короля  и
исполнять данные ими  приказы?  Почему  кардинал  Эспиноса  ограничил  судом
совести действие власти разрешать кающихся, данной папой, и пользование этой
властью годичным сроком? Какую выгоду извлекала религия из  предосторожности
слуг святого трибунала, с какою они скрывали римские  бреве,  предписывавшие
противоположный образ действий? Разве не наступил наконец момент для  отказа
от этой системы устрашения и конфискации?
     XVII. В 1575 году эта  система  привела  к  роковому  костру  в  городе
Логроньо одну  мориску,  по  имени  Мария,  которая,  получив  в  1571  году
каноническое разрешение,  была  затем  оговорена  и  заключена  в  секретную
тюрьму. Она признала свое новое уклонение в ересь,  но  вскоре  взяла  назад
свое признание, говоря, что только по безумию она могла заявить о том,  чего
не было в действительности, так как не после своего разрешения, а раньше его
получения она впала в ересь.  Инквизиторы  сочли  ее  безумие  притворным  и
присудили ее к релаксации. Приговор был утвержден верховным советом, и Мария
погибла в пламени.
     XVIII. Эта система господствовала и приводила к одинаковым  результатам
в течение остальной части XVI века. Король получал из Рима бреве, одобряющие
тайные разрешения при вступлении каждого нового папы на  первосвященнический
престол и  при  назначении  преемника  умершему  главному  инквизитору.  Это
причиняло  расходы  и  денежные  жертвы,  которыми   римская   курия   умела
пользоваться.
     XIX.   Король   для   воспрепятствования   эмиграции   давал   амнистию
присужденным к секвестру их  имущества.  Но  инквизиторы  всегда,  оставаясь
господами положения вследствие самой непроницаемой тайны их действий, делали
ничего  не  значащими  эти  благодетельные  распоряжения  государя.  Они  не
опубликовывали снисходительных бреве, даваемых римской  курией,  потому  что
хорошо  знали,  что  множество  вновь  впавших  в  ересь  пожелает   просить
разрешения для самих себя. Не используя  права,  о  котором  они  ничего  не
знали, они были оговариваемы, судимы и присуждаемы к сожжению.
     XX. Примеры такой страшной жестокости увеличивали ужас  морисков  перед
кровавым  трибуналом,  таким  образом  вершившим  дела.  Вместо  того  чтобы
привязаться к христианству, как они сделали бы, если бы  с  ними  обходились
человечнее,  они  все  более  и  более  ненавидели  религию,  которую   одно
принуждение заставило их  принять.  Такова  была  причина  мятежей,  которые
привели в 1609 году  к  совершенному  изгнанию  этого  народа  в  количестве
миллиона душ. Это была огромная потеря для Испании, кроме понесенных ею  уже
ранее. Таким образом, в сто тридцать девять лет инквизиция лишила  испанскую
монархию трех миллионов жителей евреев, мавров и  морисков,  потомство  коих

Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции