Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»

известного количества книг, намеченных в том  или  другом  роде  литературы.
Если разрешение было общим, в него  всегда  помещали  исключение  для  книг,
запрещенных указами даже для лиц, получивших привилегию. Таковы были  книги,
нападавшие открыто и намеренно на католичество, как целиком  составленные  с
этой целью, так и те, в коих опасные тезисы были рассеяны в тексте.
     XIII. В этом смысле  исключены  были  из  всякой  привилегии  сочинения
Жан-Жака Руссо, Монтескье, Мирабо,  Дидро,  Д'Аламбера,  Вольтера  и  многих
других современных  неверующих  философов,  к  числу  которых  сочли  нужным
присоединить Филанджьери. В последние годы инквизиции  разрешения,  даваемые
римской курией, не защищали нарушителей указа от активности инквизиторов,  и
главный инквизитор разрешал пользование ими после многих  хлопот,  игнорируя
совершенно те разрешения, которые выдавала римская курия!


       Глава XIV

ЧАСТНЫЕ  ПРОЦЕССЫ,  ВОЗБУЖДЕННЫЕ  ПО  ПОДОЗРЕНИЮ  В  ЛЮТЕРАНСТВЕ  И  ПО
НЕКОТОРЫМ ДРУГИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ


       Статья первая

     УКАЗЫ О ДОНОСАХ НА ЛЮТЕРАН, ИЛЛЮМИНАТОВ и т. д.

     I.  Главный  инквизитор,  признавший  необходимость  вовремя  задержать
успехи лютеранства [566] в Испании [567], установил  в  согласии  с  советом
инквизиции  несколько  новых  пунктов  в  подтверждение  ежегодного   указа,
возлагавшего на каждого жителя обязанность доносить на  еретиков  [568]  под
страхом смертного греха [569] и верховного отлучения от Церкви [570].
     II. Эти пункты гласили, что каждый христианин должен объявить, если  он
узнает или услышит, как кто-нибудь говорит, утверждает или думает, что секта
[571] Лютера хороша и ее приверженцы стоят на добром пути,  или  же  считает
верными и одобряет некоторые из ее осужденных положений,  например:  что  не
нужно объявлять своих грехов священнику и достаточно исповедовать  их  Богу;
что ни папа, ни священники не имеют власти отпускать  грехи;  что  истинного
тела Иисуса Христа нет в освященной гостии; [572] что не дозволено почитание
святых и поклонение иконам [573]  в  церквах;  что  чистилища  [574]  нет  и
бесполезна молитва за усопших; что вера и крещение достаточны для спасения и
добрые дела не суть необходимы; что каждый  христианин,  не  будучи  облечен
саном священства, может принимать исповедь другого христианина и преподавать
ему причастие под обоими видами хлеба  и  вина  [575];  что  папа  не  имеет
действительной  власти  раздавать  индульгенции  [576]  и   отпущения;   что
священники, монахи и члены монашеских орденов [577] могут законно вступать в
брак; что не должно быть ни монахов, ни монахинь, ни монастырей и что Бог не
установлял монашеских  духовных  орденов;  что  брачное  состояние  лучше  и
совершеннее, чем жизнь священников и монахов, пребывающих в безбрачии [578],
что не должно быть других праздников, кроме воскресного дня, и что  не  грех
есть мясо в пятницу, в Великий  пост  и  в  другие  дни  воздержания  [579].
Широкое толкование, данное указу о доносах,  возлагало  на  католиков  также
обязанность  объявлять,  не  знал  ли  или  не  слыхал  ли  христианин,  как
кто-нибудь поддерживал, считал верными и защищал другие положения  Лютера  и
его учеников  или  не  уехал  ли  кто-нибудь  из  королевства  для  принятия
лютеранства за границей.
     III.  Альфонсо  Манрике  [580]  не  ограничился  прибавкой  новых   мер
предупреждения  к  прежним  постановлениям.  В  письмах   к   провинциальным
инквизиторам [581] он позволял им присоединять к указу о доносах все, что им
покажется подходящим для открытия лиц,  совратившихся  в  ересь  иллюминатов
[582]. Эти люди,  называемые  также  квиетистами  [583],  образовали  секту,
главой  которой  был,  как  говорят,  Мюнцер  [584],  уже  основавший  секту
анабаптистов [585].
     IV. Через некоторое время совет  инквизиции  добавил  к  вышеупомянутым
предписаниям несколько пунктов,  касающихся  иллюминатов.  По  указу  от  28
января 1558 года эти пункты были редактированы следующим образом:
     "Каждый христианин обязан  заявить,  если  он  знает  или  слышал,  как
кто-нибудь, живой или уже умерший [586], говорил или  утверждал,  что  секта
иллюминатов  хороша;  в  особенности,  что  духовная  молитва   [587]   есть
божественное наставление и через  нее  исполняются  все  другие  обязанности
христианской  жизни;  что  устная  молитва  есть   таинство,   скрытое   под
случайностями [588];  действенность  этого  таинства  коренится  в  духовной
молитве, а все остальное маловажно; что служители Божии не должны заниматься
мирскими делами [589], что никто не обязан повиноваться ни своему  отцу,  ни
другому старшему, если те препятствуют упражнению в духовной молитве  Или  в
созерцании" [590].
     V. "Христианин должен также объявить, если он  слышал,  как  кто-нибудь
дурно отзывался о таинстве брака [591]  или  говорил,  что  никто  не  может
научиться тайне добродетели, если не наставлен владеющими ею; что  никто  не
спасется без употребления той молитвы, которую применяют и  которой  обучают
эти учителя, и без общей исповеди [592] им своих  грехов;  что  возбуждение,
дрожание и обмороки, наблюдаемые у наставников  этого  учения  и  их  лучших
учеников, являются выражениями божественной любви; эти признаки возвещают  о
том, что, стало быть, они обрели благоволение в очах Божиих и обладают духом
святым; что совершенные не нуждаются в приобретении  заслуг  добрыми  делами
[593]; что достигшие состояния совершенных видят существо  Святой  Троицы  в
земной  жизни;  что  люди,  возвысившиеся  до  этой   степени,   управляются
непосредственно  Святым   Духом;   что   во   всех   своих   поступках   они
руководствуются  внушениями  Духа  Святого,  которые   они   непосредственно
получают;  что  надо  закрывать  глаза  во  время  возношения  гостии  [594]
священнослужителя; что достигший известной степени совершенства не может уже
ни смотреть на иконы святых, ни слушать проповеди и  беседы,  имеющие  своим
предметом рассуждения о Боге; наконец, если этот христианин видел или слышал
что-либо другое, имеющее отношение к вредному учению секты иллюминатов".
     VI. Я  полагаю,  что  первыми  испанцами,  последовавшими  за  мнениями
Лютера, были францисканские монахи, ибо папа Климент VII буллою [595]  от  8
мая  1526  года  разрешил  генералу  и  провинциалам  ордена  миноритов  св.
Франциска Ассизского помиловать на эпитимийном суде [596]  тех  из  монахов,
которые приняли новое учение, но потом клятвенно обещали навсегда отказаться
от  него.  Несколько  других  монахов  того  же  ордена  уже  сделали   папе
представление, что, согласно привилегиям [597], дарованным  им  буллою  Море
великое ("Mare magnum") и подтвержденным другими декретами святого престола,
никто посторонний не имеет права вмешиваться в их дела  и  они  не  признают

Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции