|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» известного количества книг, намеченных в том или другом роде литературы.
Если разрешение было общим, в него всегда помещали исключение для книг,
запрещенных указами даже для лиц, получивших привилегию. Таковы были книги,
нападавшие открыто и намеренно на католичество, как целиком составленные с
этой целью, так и те, в коих опасные тезисы были рассеяны в тексте.
XIII. В этом смысле исключены были из всякой привилегии сочинения
Жан-Жака Руссо, Монтескье, Мирабо, Дидро, Д'Аламбера, Вольтера и многих
других современных неверующих философов, к числу которых сочли нужным
присоединить Филанджьери. В последние годы инквизиции разрешения, даваемые
римской курией, не защищали нарушителей указа от активности инквизиторов, и
главный инквизитор разрешал пользование ими после многих хлопот, игнорируя
совершенно те разрешения, которые выдавала римская курия!
Глава XIV
ЧАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ВОЗБУЖДЕННЫЕ ПО ПОДОЗРЕНИЮ В ЛЮТЕРАНСТВЕ И ПО
НЕКОТОРЫМ ДРУГИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
Статья первая
УКАЗЫ О ДОНОСАХ НА ЛЮТЕРАН, ИЛЛЮМИНАТОВ и т. д.
I. Главный инквизитор, признавший необходимость вовремя задержать
успехи лютеранства [566] в Испании [567], установил в согласии с советом
инквизиции несколько новых пунктов в подтверждение ежегодного указа,
возлагавшего на каждого жителя обязанность доносить на еретиков [568] под
страхом смертного греха [569] и верховного отлучения от Церкви [570].
II. Эти пункты гласили, что каждый христианин должен объявить, если он
узнает или услышит, как кто-нибудь говорит, утверждает или думает, что секта
[571] Лютера хороша и ее приверженцы стоят на добром пути, или же считает
верными и одобряет некоторые из ее осужденных положений, например: что не
нужно объявлять своих грехов священнику и достаточно исповедовать их Богу;
что ни папа, ни священники не имеют власти отпускать грехи; что истинного
тела Иисуса Христа нет в освященной гостии; [572] что не дозволено почитание
святых и поклонение иконам [573] в церквах; что чистилища [574] нет и
бесполезна молитва за усопших; что вера и крещение достаточны для спасения и
добрые дела не суть необходимы; что каждый христианин, не будучи облечен
саном священства, может принимать исповедь другого христианина и преподавать
ему причастие под обоими видами хлеба и вина [575]; что папа не имеет
действительной власти раздавать индульгенции [576] и отпущения; что
священники, монахи и члены монашеских орденов [577] могут законно вступать в
брак; что не должно быть ни монахов, ни монахинь, ни монастырей и что Бог не
установлял монашеских духовных орденов; что брачное состояние лучше и
совершеннее, чем жизнь священников и монахов, пребывающих в безбрачии [578],
что не должно быть других праздников, кроме воскресного дня, и что не грех
есть мясо в пятницу, в Великий пост и в другие дни воздержания [579].
Широкое толкование, данное указу о доносах, возлагало на католиков также
обязанность объявлять, не знал ли или не слыхал ли христианин, как
кто-нибудь поддерживал, считал верными и защищал другие положения Лютера и
его учеников или не уехал ли кто-нибудь из королевства для принятия
лютеранства за границей.
III. Альфонсо Манрике [580] не ограничился прибавкой новых мер
предупреждения к прежним постановлениям. В письмах к провинциальным
инквизиторам [581] он позволял им присоединять к указу о доносах все, что им
покажется подходящим для открытия лиц, совратившихся в ересь иллюминатов
[582]. Эти люди, называемые также квиетистами [583], образовали секту,
главой которой был, как говорят, Мюнцер [584], уже основавший секту
анабаптистов [585].
IV. Через некоторое время совет инквизиции добавил к вышеупомянутым
предписаниям несколько пунктов, касающихся иллюминатов. По указу от 28
января 1558 года эти пункты были редактированы следующим образом:
"Каждый христианин обязан заявить, если он знает или слышал, как
кто-нибудь, живой или уже умерший [586], говорил или утверждал, что секта
иллюминатов хороша; в особенности, что духовная молитва [587] есть
божественное наставление и через нее исполняются все другие обязанности
христианской жизни; что устная молитва есть таинство, скрытое под
случайностями [588]; действенность этого таинства коренится в духовной
молитве, а все остальное маловажно; что служители Божии не должны заниматься
мирскими делами [589], что никто не обязан повиноваться ни своему отцу, ни
другому старшему, если те препятствуют упражнению в духовной молитве Или в
созерцании" [590].
V. "Христианин должен также объявить, если он слышал, как кто-нибудь
дурно отзывался о таинстве брака [591] или говорил, что никто не может
научиться тайне добродетели, если не наставлен владеющими ею; что никто не
спасется без употребления той молитвы, которую применяют и которой обучают
эти учителя, и без общей исповеди [592] им своих грехов; что возбуждение,
дрожание и обмороки, наблюдаемые у наставников этого учения и их лучших
учеников, являются выражениями божественной любви; эти признаки возвещают о
том, что, стало быть, они обрели благоволение в очах Божиих и обладают духом
святым; что совершенные не нуждаются в приобретении заслуг добрыми делами
[593]; что достигшие состояния совершенных видят существо Святой Троицы в
земной жизни; что люди, возвысившиеся до этой степени, управляются
непосредственно Святым Духом; что во всех своих поступках они
руководствуются внушениями Духа Святого, которые они непосредственно
получают; что надо закрывать глаза во время возношения гостии [594]
священнослужителя; что достигший известной степени совершенства не может уже
ни смотреть на иконы святых, ни слушать проповеди и беседы, имеющие своим
предметом рассуждения о Боге; наконец, если этот христианин видел или слышал
что-либо другое, имеющее отношение к вредному учению секты иллюминатов".
VI. Я полагаю, что первыми испанцами, последовавшими за мнениями
Лютера, были францисканские монахи, ибо папа Климент VII буллою [595] от 8
мая 1526 года разрешил генералу и провинциалам ордена миноритов св.
Франциска Ассизского помиловать на эпитимийном суде [596] тех из монахов,
которые приняли новое учение, но потом клятвенно обещали навсегда отказаться
от него. Несколько других монахов того же ордена уже сделали папе
представление, что, согласно привилегиям [597], дарованным им буллою Море
великое ("Mare magnum") и подтвержденным другими декретами святого престола,
никто посторонний не имеет права вмешиваться в их дела и они не признают
Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |