Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»

репутацией хорошего католика, имели полную и совершенную силу, даже если  бы
было объявлено впоследствии  по  приговору,  что  договаривающийся  был  уже
еретиком, когда вступал в сделку, только бы ересь его была скрытою.
     V. Король вскоре  пожалел,  что  связал  себя  словом  по  отношению  к
кортесам. При содействии инквизиторов он  хлопотал  и  получил  от  папы  30
апреля 1513 года освобождение  от  присяги,  данной  кортесам  в  исполнении
статей конвенции. Одна из оговорок этого  освобождения  специально  гласила,
что трибуналы  инквизиции  вступают  во  все  права,  которыми  пользовались
раньше. Это поведение короля навело ужас на  все  королевство.  Народ  всюду
восстал, и государь принужден был отвергнуть вышеупомянутое бреве и  просить
папу утвердить  распоряжения  кортесов,  причем  папа  должен  был  угрожать
церковными  наказаниями  всем  ослушникам  этого  папского  повеления.  Папа
признал необходимость разрешить то, о чем его просили, и исполнил это буллой
от 12 мая 1515 года. Только боязнь общего  мятежа  была  способна  принудить
короля к этой  мере,  столь  же  позорной,  сколь  и  чрезвычайной.  Он  был
расположен действовать иначе, хотя ему и говорили, что  инквизиторы  лишь  с
явным нарушением закона могут вмешиваться в процессы по обвинению в содомии,
потому что они карают виновных смертной казнью, хотя  они  и  не  повинны  в
ереси; но инквизиторы превращают это преступление в грех и присваивают  себе
право судить его. Король думал, однако, исправить  свою  политику,  вводя  в
силу папское бреве от 28 января 1515 года, объявлявшее, что  инквизиторы  не
подпадают под обвинение в каноническом беззаконии,  присуждая  к  релаксации
виновников этого проступка или всякого другого,  постороннего  ереси.  Какую
сообразность можно найти  между  подобным  учением  и  учением,  объявляющим
виновным в беззаконии за отсутствие  кротости  священника,  который  даже  в
случае справедливой и сдержанной самозащиты законно убивает своего обидчика?


       Глава XI

ПОПЫТКА РЕФОРМЫ  СВЯТОГО  ТРИБУНАЛА,  СДЕЛАННАЯ  КОРТЕСАМИ  КАСТИЛИИ  И
АРАГОНА. О ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЯХ, ПРОИСШЕДШИХ ПРИ КАРДИНАЛЕ АДРИАНЕ,  ЧЕТВЕРТОМ
ГЛАВНОМ ИНКВИЗИТОРЕ


       Статья первая

ТРЕБОВАНИЕ РЕФОРМЫ КАСТИЛИЕЙ

     I. Никогда испанская инквизиция столько не рисковала быть упраздненной,
как при главном инквизиторе Адриане, кардинале, епископе Тортосы,  в  первые
годы царствования Карла V.
     II. Когда этот юный монарх прибыл в Испанию,  он  склонялся  упразднить
инквизицию и был убежден, что, по крайней мере,  следовало  организовать  ее
судопроизводство, согласно нормам естественного  права  и  по  образцу  всех
остальных судов. Его наставник  Гильом  де  Круа,  герцог  де  Сора,  маркиз
д'Ариско, владетель Шевра (под этим именем он более известен),  его  великий
канцлер Хуан Сельвахио и другие  ученые  юрисконсульты,  пользовавшиеся  его
доверием, внушили ему это решение, получившее новую  силу  благодаря  мнению
нескольких коллегий и университетов Испании и Фландрии, с  которыми  молодой
государь советовался.
     III. В феврале  1518  года  в  Вальядолиде  состоялось  общее  собрание
кортесов  королевства  Кастилия,  на  котором  представители  нации  заявили
государю:  "Мы  умоляем  Ваше  Высочество  {Титул  Величество  стали  давать
испанским королям с тех  пор,  как  Карл  V  стал  германским  императором.}
повелеть  трибуналу  святой  инквизиции  вести  себя  таким  образом,  чтобы
соблюдалась справедливость; чтобы  дурные  люди  наказывались,  а  невинные,
охранялись от всякой несправедливости, сообразно  святым  канонам  и  нормам
уголовного права,  установленным  для  этой  цели;  чтобы  избираемые  судьи
происходили  из  благородной  расы,  были  людьми  совестливыми,  с  хорошей
репутацией и в возрасте, требуемом законами, и верными своему долгу, и чтобы
епархиальным епископам было разрешено разделять их  обязанности  в  пределах
предоставленных им прав" {Королевская библиотека в Мадриде. Полка D. N  153,
и реестр кортес В.}.
     IV. Кортесы не ограничились  этими  средствами.  Они  послали  канцлеру
Сельвахио десять тысяч золотых дукатов и обязались подарить такую же  сумму,
когда просимый декрет будет приведен в исполнение {Сандовал.  История  Карла
V. Т. I. Кн. 3. 10; Педро  Мартир  д'Англерш.  Книга  писем.  Письмо  620.}.
Король ответил, что будет наблюдать за точным соблюдением  справедливости  и
примет нужные меры для  уврачевания  зла,  на  которое  жаловались  кортесы.
Вследствие этого король обязал кортесы расследовать подробно все происшедшие
злоупотребления и наметить средства,  которые,  по  мнению  кортесов,  более
всего годны для их прекращения.
     V. Когда вальядолидское собрание  закончило  свои  труды,  Карл  созвал
собрание кортесов Арагона в Сарагосе, куда  он  отправился  в  сопровождении
канцлера Сельвахио. Тот заготовил проект королевского указа, который  должен
был быть опубликован по просьбе кортесов королевства Кастилия. Он состоял из
тридцати  девяти  статей.  В  них  были  урегулированы  организация  святого
трибунала, возраст, качества, жалованье судей и  второстепенных  служащих  и
формы судопроизводства.
     VI. Результат нового кодекса был таков:

     1. Более не будет  происходить  ни  одного  судебного  преследования  в
порядке службы, и свидетелям, приглашенным для дачи показаний  по  делу,  не
будут предлагаться общие вопросы для получения ответов насчет других лиц.
     2.  Каждый  доносчик  будет  подвергнут  критическому  рассмотрению  по
правилам, установленным в указе, чтобы узнать мотив  доноса  и  понять,  как
следует поступить с доносом.
     3. Приказ о заключении  в  тюрьму  может  быть  дан  лишь  при  участии
епархиального епископа и юрисконсультов, и только после того, как  последние
сами подвергнут новому допросу каждого свидетеля.
     4. Тюрьмы будут доступны для посетителей, чисты и удобны, одним словом,
они будут домами предварительного заключения, а не  застенками,  как  места,
предназначенные для наказания преступников.
     5. Узники будут иметь возможность свидания  со  своими  родственниками,
друзьями, защитниками и всеми интересующимися их участью.
     6. Узники могут избрать себе адвоката и доверенного попечителя.
     7. Обвинение будет им  сообщаться  быстро,  с  обозначением  времени  и
места, когда свидетели дали свое показание относительно совершения  узниками
преступления, для того чтобы арестованные имели ясное представление о  своем

Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции