Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93   94   95   96   97   98   99   100  » »»

более сильной тревоги, что Лусеро велел во время его процесса  арестовать  и
привлечь к суду нескольких из его родственников, между прочим его племянника
дома Франсиско Эрреру, декана митрополичьей церкви  Гранады,  хотя  все  они
были невинны {Вермудес де Педраса. История  Гранады.  Ч.  IV;  Педро  Мартир
д'Англериа. Книга писем. Письма 333,334,342,344,345.}.
     VI. В  крайне  трогательном  письме  архиепископ  жаловался  королю  на
преследование, которому подвергся.  Он  объяснял,  что  после  обращения  им
множества мавров  сомнения,  возникшие  насчет  его  веры,  должны  принести
большой  вред  религии,  так  как  можно  было  бы  подумать,   что   вместо
католического учения он проповедовал им ересь. Он давал понять  королю,  как
жестоко с ним обращались, чего нельзя было допустить, даже если  бы  он  был
заподозренным, а между тем этого нельзя о нем сказать.
     Фердинанд остался нечувствителен к мольбам архиепископа и в этом случае
забыл о его больших заслугах: королевы Изабеллы не было более на свете, и он
женился на Жермене Фуа.
     VII. Государь выставлял напоказ такое  большое  усердие  к  вере,  что,
замечая   множество   апелляций,   направлявшихся   в   Рим,   несмотря   на
вышеупомянутые буллы, писал папе 14 ноября 1505 года, желая побудить его  не
принимать их, потому что без этой  меры  испанские  еретики  станут  так  же
многочисленны и так же могущественны, какариане.
     VIII. Не менее жестоко было преследование, от которого пострадал  умный
Антонио де Лебриха. Он был учителем королевы  Изабеллы.  Архиепископ  Толедо
Хименес де Сиснерос питал к нему  особенное  уважение  и  почтил  его  своим
покровительством. Глубоко сведущий в еврейском и греческом языках, он открыл
и исправил в латинском тексте Вульгаты [429] много  ошибок,  которые  попали
туда  по  вине   переписчиков   до   изобретения   удивительного   искусства
книгопечатания [430]. Он  был  обвинен  схоластическими  богословами  [431].
Арестовали его бумаги; с ним  самим  обращались  жестоко,  и  вскоре  он  со
скорбью увидал, что заподозрен в ереси. В этой своеобразной опале  он  дожил
до момента, когда Деса перестал быть главным инквизитором,  и  мог  написать
свою апологию при покровительстве кардинала  Хименеса  де  Сиснероса.  Между
прочим он писал там следующее: "Если целью законодателя должны быть  награда
людей честных и ученых и наказание злых, которые покинули путь  добродетели,
- что сказать, когда награды даются тем,  кто  искажает  Священное  Писание,
между тем как бесчестят, отлучают от Церкви и осуждают  на  позорную  смерть
тех, кто восстанавливает текст,  замечая  в  нем  ошибки,  если  они  упорно
защищают свои мнения? Разве не  довольно,  что  я  подчиняю  свой  разум  по
послушанию воле Иисуса Христа в том, что повелевает  моя  религия?  Надо  ли
еще, чтобы я отбросил как ложное то, что во всех  пунктах  кажется  мне  так
ясно, так истинно, так очевидно, как свет и сама истина? Надо  ли,  чтобы  я
решился на это относительно вещей, которые считаю  возможным  утверждать  не
как безумно озаренный свыше, не  по  каким-то  выкладкам,  но  как  человек,
убежденный   непреоборимыми   доводами,    непреклонными    аргументами    и
математическими доказательствами? О, преступное торжество! Что  же  означает
этот род рабства? Какой несправедливый  деспотизм,  при  помощи  жестокостей
препятствующий  говорить,  что  думаешь,  хотя   можно   это   сделать   без
пренебрежения и без насмешки над религией! Что мне сказать?  Этот  деспотизм
запрещает даже писать одному и без свидетелей,  в  одиночестве  тюрьмы,  как
говорить и мыслить. Для какой же  цели  нужно  нам  иметь  мысли,  если  нам
запрещается  размышлять  о  книгах  христианской  религии?  Не   сказал   ли
псалмопевец, что в этом должно  состоять  важнейшее  занятие  праведного?  В
законе Господа воля его, и о законе его размышляет он  день  и  ночь"  [432]
{Альвар Гомес де Кастро. О  деятельности  кардинала  Франсиско  Хименеса  де
Сиснероса. Кн. 4; Николас Антонио. Испанская библиотека.  Литера  А.  Статья
Антонио.}.


       Статья четвертая

ЖЕСТОКОСТЬ ИНКВИЗИТОРА ЛУСЕРО. СКАНДАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В  КОРДОВЕ,  БЫВШИЕ
ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЕМ

     I. Бесчеловечность инквизитора Лусеро имела самые тяжелые  последствия.
Так как он объявлял почти всех обвиняемых виновными в запирательстве  и  так
как он осуждал их как лжекающихся, случилось, к сожалению, что некоторые  не
удовлетворились объявлением правды, но  еще  прибавили  к  своим  показаниям
вымышленные подробности фактов и  обстоятельств.  Некоторые,  усвоившие  эту
систему, ложно уверяли, что в Кордове, Гранаде и  других  городах  Андалусии
имеются синагоги в названных ими  домах.  Они  говорили,  что  многие,  даже
монахи и монахини, совершают туда паломничества из всех частей Кастилии  для
отравления  праздников  иудейской  религии  и  произнесения   проповедей   в
торжественной обстановке. По их словам, дело дошло до  того,  что  испанские
семейства старинных христиан присутствовали при этом; они поименовывали  их,
чтобы запутать в эту клевету  большое  количество  уважаемых  людей,  будучи
убеждены,  что  в  результате  последует  общее  прощение  для  всех,  а   в
особенности для доносчика, или,  по  крайней  мере,  они  при  помощи  этого
средства могут отомстить своим врагам.
     II.  Лусеро  приказал  арестовать  такое   большое   количество   людей
вследствие этих показаний, что город  Кордова  дошел  до  возмущения  против
инквизиции. Муниципалитет, епископ, капитул кафедрального  собора  и  высшая
знать, во главе с маркизом де  Приэго  и  графом  де  Каброй  (которые  были
близкими   родственниками   главнокомандующего   Фернандеса   Кордуанского),
отправили депутатов к главному инквизитору с  требованием  отозвать  Лусеро.
Деса отказался уважить  эти  протесты  до  тех  пор,  пока  ему  не  докажут
жестокостей, в которых укоряли инквизитора. Только монах был  способен  дать
подобный ответ, ибо Деса менял ежедневно по  своей  прихоти  инквизиторов  и
заставлял их переходить с одного места на другое.
     III. Узнав о положении вещей, Лусеро имел дерзость отметить пособниками
иудаизма кавалеров, дам, каноников, монахов, монахинь  и  уважаемых  лиц  из
всех классов.
     IV. Между тем 27 июня 1506 года Филипп I [433] принял бразды  правления
Кастилией. Епископ Кордовы дом Хуан Деса уведомил его  о  положении  дел,  а
родственники многочисленных узников, с  своей  стороны,  потребовали,  чтобы
процессы обвиняемых были отосланы в другой трибунал.  Филипп  приказал  дому
Диего Десе удалиться  в  свою  Севиль-скую  епархию  и  передать  полномочия
главного инквизитора дому Диего Рамиресу де Гусману, епископу Катаны [434] в
Сицилии, который был тогда при дворе. В то же время он  велел  передать  все
документы, относящиеся к этому делу,  на  просмотр  верховному  королевскому
совету Кастилии. Рамирес де Гусман отрешил  от  должности  Лусеро  и  других
судей кордовского трибунала. Дело окончилось бы счастливо, если бы не смерть

Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93   94   95   96   97   98   99   100  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции