Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»

Гл. 34; кн. 9. Гл. 26.}.


       Статья вторая

ИЗГНАНИЕ МАВРОВ. НОВЫЕ ГОНЕНИЯ НА ЕВРЕЕВ

     I.  Деса  убедил  Фердинанда  и  Изабеллу  в   необходимости   учредить
инквизицию в королевстве Гранада,  несмотря  на  обещания,  данные  крещеным
маврам, потому что многие из обращенных, не опасаясь ее, стали  возвращаться
в магометанство. Королева отвергла  это  предложение;  но  от  нее  получили
нечто, что мало отличалось от согласия.  Это  было  полномочие  инквизиторам
Кордовы рапространить свою юрисдикцию на территорию  королевства  Гранада  с
запрещением  тревожить  морисков  по  маловажным  поводам  и  с  разрешением
преследовать их только в случаях формального отступничества. Начиная с этого
времени эти мавры известны в истории под именем морисков (moriscos),  как  и
другие потомки мавров.
     II. Старшим инквизитором Кордовы был  дом  Диего  Родригес  де  Лусеро.
Педро Мартир д'Англериа [424] (бывший членом совета Индии  и,  вероятно,  не
любивший  Диего)  дает  ему,  по  противопоставлению,  имя  Мрачного   [425]
(Tenebroso) {См.: письма 333,334, 342,344 и 345.}. Он был инспектором школ и
профессором при кафедральном соборе Альмерии. Исключительная жестокость  его
характера причинила большие бедствия  в  королевстве  Кордова,  как  мы  это
вскоре увидим.
     III. Сказанного мною здесь достаточно, чтобы видеть, насколько эта мера
была неприятна жителям Гранады, если сравнить ее с мерой от 31 октября  1499
года. Та давала  свободу  всем  маврам-рабам,  принимавшим  крещение,  после
выкупа их на счет королевской казны. Она устанавливала, что, если сын  хотел
принять крещение,  его  отец  (если  он  оставался  некрещеным)  обязан  был
выделить законную часть, и сын получал часть угодий, ставших  собственностью
государства вследствие завоевания королевства  и  города  Гранады  {Собрание
законов 1550 года. 10-й закон.}. Эта  умеренность  и  увещания  Хименеса  де
Сиснероса,  архиепископа  Толедо,  и  дома  Фернандо  де  Талаверы   первого
архиепископа Гранады (который был монахом-иеронимитом, духовником королевы и
епископом Авилы), обратили в христианство множество мавров. Пятьдесят  тысяч
их приняли тогда крещение; обращения были бы  еще  многочисленнее,  если  бы
некоторые священники, посланные  Талаверою,  не  предприняли  ложных  шагов,
жестоко обращаясь с маврами и тем  возбудив  среди  них  возмущение,  сильно
обеспокоившее Фердинанда и Изабеллу, у которых, однако, хватило сил  для  их
подчинения.
     IV. 20 июля 1501 года государи объявили указом, что Бог благоволил дать
им милость, чтобы не было более неверных в королевстве  Гранада.  Вследствие
этого для упрочения обращений они запрещали въезд в королевство всем маврам.
Если оставалось еще несколько рабов этой народности, никто из  них  не  имел
права говорить ни с другими маврами из опасения,  чтобы  не  замедлилось  их
обращение, ни с крещеными, чтобы не  увлечь  их  в  вероотступничество.  Для
придания большей действенности принятой государями мере было сказано, что не
сообразующиеся с этим распоряжением будут подлежать  смертной  казни,  а  их
имущество будет конфисковано в пользу государства {Там же. 11-й закон.}.
     V. 12 февраля 1502 года Фердинанд и Изабелла  повелели  всем  свободным
маврам обоего пола, свыше четырнадцати лет для мужчин и свыше двенадцати лет
для женщин, выехать из Испанского королевства до мая месяца; им предоставили
право располагать своим имуществом, как евреям в 1492 году. В то же время им
было  запрещено,  под  страхом  смертной  казни  и  конфискации   имущества,
переходить в Африку, государи коей были тогда в  войне  с  Испанией;  местом
нового поселения им были назначены земли турецкого султана и другие  страны,
с которыми Испания была в мире, и, что касается рабов,  то  им  должно  было
надевать железную цепь на ногу, как только они  будут  распознаны  {Собрание
законов 1550 года. 12-й закон.}. Впоследствии, когда увидали, что многие  из
крещеных мавров распродавали свое  имущество  и  переезжали  в  Африку,  был
опубликован королевский указ от 17 сентября 1502 года, гласивший, что  никто
ранее двухлетнего срока не может продавать своего имущества  и  выезжать  из
королевства Кастилии, исключение составляли Арагон и Португалия;  разрешение
на въезд даже в  эти  места  давалось  только  тем,  которые  дадут  поруку,
гарантирующую их возвращение, как только они окончат свои дела, имущество их
поручителей будет конфисковано, если они не выполнят этого условия  {Торрес.
Исторические заметки}.
     VI. Деса не удовольствовался возбуждением усердия Фердинанда и Изабеллы
против мавров. Он счел должным предложить меры строгости  против  евреев  по
случаю прибытия в Испанию разных чужеземцев, не бывших в числе  изгнанных  в
1492 году {Парамо. О происхождении  инквизиции.  Кн.  1.  Отд.  II.  Гл.  6;
Собрание законов 1550 года. 6-й закон.}. Он получил королевский  указ  от  5
сентября 1499 года, применявший к ним меры, установленные для других. В  том
же году, 14 августа, совет инквизиции  распорядился,  чтобы  крещеные  евреи
обязаны были доказать, что они крещены  и  живут  вперемежку  со  старинными
христианами; чтобы те, что были раввинами или учителями веры, перенесли свое
жилье в места, удаленные от тех, где они жили раньше; чтобы по праздникам  и
воскресеньям они бывали в  церкви  и  получали  старательные  наставления  в
христианском учении.
     VII. Деса не  менее  своего  предшественника  Торквемады  был  настроен
против евреев. Его редкая ревность  не  должна  изумлять,  если  события,  о
которых говорили в его  время,  действительно  происходили.  Среди  тридцати
восьми человек, которых толедская инквизиция должна была  сжечь  22  февраля
1501 года и которые жили в местечках Эррера и Пуэбла-де-Алькосер, находилась
молодая девушка; ее  признание,  подтвержденное  некоторыми  из  обвиняемых,
доказывало, что, по совету своего отца и одного из дядей, она выдавала  себя
за пророчицу. Она вложила столько искусства в свою игру, что  все  евреи  из
окрестностей Толедо признали ее вдохновленной, а  это  повело  к  тому,  что
множество крещеных отступили от  веры.  Она  выявляла  притворные  восторги,
видения, экстазы; утверждала, будто видела Моисея и ангелов, которые сказали
ей, что Христос не был истинным Мессией [426], обещанным в законе; говорила,
что, когда явится истинный Мессия, он поведет в обетованную землю [427] тех,
кто потерпит гонение, одинаковое с теперешним.
     VIII. В том  же  году  инквизиция  Валенсии  примирила  с  Церковью,  с
покаянием на публичном и общем аутодафе, Хуана Бивеса. Одна  из  статей  его
приговора гласила, что будет сровнен  с  землей  дом  его,  расположенный  в
городском квартале, называемом Старый еврейский квартал (juderia anciana)  в
приходе Св. Андрея, за то, что он служил синагогой и что в  Великую  пятницу
прошлого 1500  года  там  слышались  крики  ребенка  и  туда  входили  люди,
возобновившие над этим невинным  созданием  страдания,  некогда  причиненные

Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции