Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 218   219   220   221   222   223   224   225   226  227   228   229   230   231   232   233   234   235   236  » »»

заключает  права,  чуждые  первой.  Законы  королевства   всегда   запрещали
употреблять светскую юрисдикцию, придавая ей силу церковных  цензур.  Однако
инквизиторы настойчиво обходили  это  правило:  они  утверждали,  что,  если
конфликт и казался возникшим из-за расширения привилегии, речь тем не  менее
шла в сущности о защите духовной юрисдикции, которую они  получили  от  папы
для преследования и наказания еретиков как единственное средство  достигнуть
этой цели.
     XX. Когда испанские короли решили  обуздать  этот  род  посягательства,
инквизиторы довели свою дерзость до отрицания того, что они получили  власть
от монарха. Они изложили свое учение в книгах и  брошюрах,  распространенных
по всему свету. Только вялость Филиппа IV и слабость  Карла  II  [904]  были
способны терпеть такую дерзкую отвагу, хотя  легко  было  бы  доказать,  что
церковная юрисдикция даже не нужна  для  того,  чтобы  судить  и  наказывать
еретиков, кроме богословского решения квалификаторов.
     XXI. Церкви принадлежит право объявлять, является ли еретическим данное
учение или нет. Но если кому-нибудь доведется устно или письменно  высказать
еретическое мнение или  совершить  некоторые  действия,  которые  указывают,
предполагают  или  доказывают  внутреннее  усвоение  ереси,   это   является
основанием для дела,  суждение  о  котором  по  праву  принадлежит  светской
власти, поскольку она не соглашается выпустить  его  из  своих  рук;  с  тем
большим основанием она может наказывать человека,  объявленного  виновным  в
совершении этих действий или в произнесении этих слов.
     XXII. Фердинанд и Изабелла основали трибунал инквизиции.  Они,  однако,
хорошо сознавали истину, о которой я только что говорил, потому  что  видели
осуждение и казнь еретиков при Хуане II [905], отце Изабеллы. Они  объявили,
что юрисдикция верховного совета инквизиции принадлежит им, и доказали  это,
когда кардинал Хименес де Сиснерос отказался принять дона  Ортуньо  Ибаньеса
д'Агирре, назначенного членом совета инквизиции, под предлогом,  что  он  не
духовное лицо. Что сделал Фердинанд V? Указом от 17  февраля  1509  года  он
обязал кардинала принять этого советника, говоря, что "он был очень  изумлен
поступком  кардинала,  так  как  последний  хорошо  знает,  что  если  совет
пользуется юрисдикцией, то он получил ее от самого монарха, и таким  образом
Агирре должен участвовать в  ней  и  подавать  свое  мнение,  как  и  другие
советники".
     XXIII. Наш век гораздо более просвещен, и  нет  теперь  более  никакого
сомнения насчет этого предмета. Но  торжество  достигнуто  не  без  сильного
сопротивления со стороны инквизиторов.  Они  всегда  старались  преследовать
испанцев, которые осмеливались напоминать это учение, когда оно затмилось  и
почти погибло в ночи времен. Среди этих  отважных  людей  называют  Херонимо
Севальоса и других ученых XVII века, просвещение которых подобно  блестящему
светилу среди мрака и дурного вкуса, царивших в кругу их современников.
     XXIV. Следуя этой системе  упразднения  здравых  идей,  трибунал  успел
замять жалобы, обращенные представителями наций, собравшимися на кортесы,  к
государям при разных обстоятельствах, а особенно  в  годы  1518,1520,  1525,
1534, 1537, 1579, 1586, 1607 и 1611, когда занимались делами Кастилии. Такая
же   участь   постигла   протесты   представителей   арагонских   провинций,
собиравшихся в 1510, 1512, 1515, 1518, 1585 и 1646 годах.
     XXV. Трибунал инквизиции успел также убедить монархов,  что  учреждение
инквизиции препятствует отнятию у них государств в Европе, как это случилось
во Фландрии. Однако  неоспоримо,  что  эти  владения  отделились  от  короны
вследствие употребленных королями неразумных усилий ввести там инквизицию. Я
приведу несколько примеров этих  конфликтов  юрисдикции,  которые  причинили
столько зла Испании.


       Статья вторая

ПОЗОРНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ,  ВОЗНИКШИЕ  ПО  ПОВОДУ  НЕКОТОРЫХ  СПОРОВ  МЕЖДУ
ИНКВИЗИТОРАМИ И ДРУГИМИ СУДАМИ

     I. Инквизиторы  Калаоры  отлучили  и  велели  арестовать  в  1553  году
лиценциата Искиердо, старшего алькальда города Арнедо, который хотел  начать
уголовное  преследование  Хуана  Эскудеро,  чиновника   святого   трибунала,
обвиняемого в убийстве солдата. Они не побоялись даже наложить интердикт  на
церкви  и  приказать  прекращение  божественной  службы  в  городе   Арнедо.
Апелляционный суд  Вальядолида  потребовал  документы  судопроизводства,  но
инквизиторы обошли распоряжение этого суда  от  8  марта  и  второй  приказ,
декретированный 29 апреля.  В  ожидании  они  позволили  виновному  свободно
прогуливаться по городу Калаора, который назначили ему  вместо  тюрьмы;  тот
бежал, и преступление осталось безнаказанным.
     II. В 1567  году  инквизиторы  Мурсии  отлучили  капитул  кафедрального
собора и муниципалитет этого города.  Права  подсудности  были  оспорены,  и
верховный  совет  решил,  что  некоторые  члены  капитула  и  муниципалитета
принесут публичное покаяние в столице королевства и  получат  отпущение.  Их
подвергли унижению слушать  перед  всем  народом  торжественную  мессу;  они
присутствовали на ней в положении кающихся, стоя  близ  главного  алтаря  на
глазах   огромного   количества   верующих.    Они    получили    отпущение,
сопровождавшееся церемониями,  способными  поразить  народную  душу  и  дать
народу самое высокое понятие о могуществе инквизиции.
     III. Королевский указ 1568 года предписал исполнить конвенцию кардинала
Эспиносы. Она была составлена  по  поводу  того,  что  инквизиторы  Валенсии
присвоили себе право расследовать дела, касающиеся городской полиции, и  ряд
других, каковы дела  о  контрибуциях,  контрабанде,  торговле,  мореходстве,
искусствах  и  ремеслах,  уставах  ремесленных  цехов,  охране  лесов.   Они
утверждали, что суждение об этих делах  принадлежало  им,  особенно  если  в
числе преследуемых судом или замешанных в дело лиц находится  один  человек,
связанный с инквизицией, хотя бы это был просто дворник или кто-либо  другой
в этом роде, служивший некоторое время в  трибунале.  Храмы  перестали  быть
священным  убежищем  для  тех,  кого  инквизиторы  пожелали  арестовать  как
ставящих преграды действиям святого трибунала.  В  то  же  самое  время  они
противились,  чтобы  какой-нибудь  уголовный  преступник,  даже   вор,   был
арестован в домах инквизиторов в городе или на даче.
     IV. В 1569 году трибунал Барселоны, отлучил от Церкви и велел заключить
в  тюрьму  двух  главных  должностных   лиц   города   (один   был   военным
представителем, а другой гражданским вице-губернатором) и  некоторых  из  их
служащих. Преступление состояло в требовании от пристава инквизиции торговой
пошлины, называемой товар. Королевский совет Арагона затеял спор  с  советом
инквизиции  относительно  подсудности.  Филипп  II  положил  конец   распре,
приказав  выпустить  узников,  но  не  наказал   непослушания,   в   котором
инквизиторы оказались  виновными,  так  как  регламенты  запрещали  поражать

Страницы: «« « 218   219   220   221   222   223   224   225   226  227   228   229   230   231   232   233   234   235   236  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции