Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 213   214   215   216   217   218   219   220   221  222   223   224   225   226   227   228   229   230   231  » »»

его обязали являться в трибунал каждый раз, когда  позовут.  Он  оправдался,
был  освобожден  и  некоторое  время  спустя  умер   настоятелем   монастыря
Эскуриала. Если бы в судебном следствии  соблюдались  более  простые  формы,
завистники  не  были  бы  так  дерзки,  невинные  пользовались  бы   большим
спокойствием и не составилось бы такого дурного мнения об инквизиции.
     100. Сованос- см. главу XXVI.
     101. Сопорсано - см. главу XXVI.
     102. Сото (брат Доминго) - см. главу XXIX.
     103. Сото (брат Педро) - см. главу XXIX.
     104. Сотомайор (брат Педро), доминиканец; он  принадлежал  к  тем,  кто
одобрил в 1558 году катехизис Каррансы. Вальядолидская инквизиция  возбудила
против него  процесс  в  1559  году  как  против  подозреваемого  в  тех  же
еретических убеждениях, которые приписывали архиепископу. Он был заключен  в
монастыре Св. Павла и затем получил  строжайший  выговор.  Он  не  подвергся
более сильному наказанию, потому что заявил, как и все другие, что доверие к
добродетели и учености автора катехизиса заставило его поступать  без  злого
умысла.
     105.  Тавира  (дом  Антпонио),  епископ  Саламанки,  а  ранее   епископ
Канарских островов и Осмы, рыцарь ордена Сант-Яго,  раздаятель  милостыни  и
проповедник короля, автор нескольких  ненапечатанных,  но  достойных  печати
трудов.  Выдающиеся  добродетели,  литературные   таланты   и   превосходная
рассудительность сделали его  украшением  испанской  Церкви  в  царствование
Карла III и Карла IV.  Правительство  неоднократно  советовалось  с  ним  по
вопросам огромной важности, и его мнения  заслужили  одобрение  просвещенных
людей столько же, сколько и его проповеди, слывшие в Испании за лучшие в эту
эпоху. В 1809 году я напечатал ответ этого прелата на  вопрос,  предложенный
ему в 1799 году и  касавшийся  действительности  браков,  заключенных  перед
гражданской властью, как  это  практикуется  во  Франции.  В  ответе  блещет
благочестие и ученость Тавиры {См. Собрание сочинений о  брачных  льготах.}.
Невозможно было, чтобы бывшие  иезуиты  не  воспользовались  доверием  своих
приверженцев для преследования прелата, который отдавал предпочтение решению
Церкви, законно собравшейся на Вселенский собор, перед буллою,  изданной  ее
главой, даолированным от  множества  ее  членов  и  окруженным  советниками,
заинтересованными в обмане. Интриганы Кальво, Герреро  и  другие  иезуиты  в
коротком платье напали на Тавиру как на янсениста и донесли на него  святому
трибуналу. Они не получили ожидаемого успеха, потому что не могли  приписать
ему ни одного факта и ни  одного  тезиса,  еретического  или  клонящегося  к
ереси. Папский нунций подкрепил происки врагов Тавиры окольными способами, о
которых я дам некоторые подробности. Как только Пий VI [892] умер,  Карл  IV
издал декрет 5 сентября 1799  года,  в  котором  приказал  епископам  своего
королевства употребить свою юрисдикцию, чтобы  разрешить  брачные  и  другие
льготы, из-за которых его подданные обращались до тех пор к  римской  курии.
Епископ Тавира повиновался указу короля и сообщил его приходским священникам
епархии предписанием от 14 сентября 1799 года. Вскоре схоластики  из  партии
иезуитов восстали против этой меры; один из  них  написал  очень  заносчивое
анонимное письмо, которое я напечатал в 1809 году  вместе  с  двумя  другими
документами,   подкрепляющими   предписание.   Тавира   написал   сообщение,
адресованное королю в 1797 году и  касающееся  власти,  которую  инквизиторы
хотели присвоить себе по установлению места и формы  исповедален  в  церквах
Гранады. Наконец, Тавира, будучи епископом  Канарских  островов,  представил
королю в 1792 году докладную записку об отказе инквизиторов его наместнику в
разрешении голосовать в трибунале, прежде  чем  он  докажет  чистоту  своего
происхождения, что он считал напрасным, так как наместник уже  исполнил  это
при принятии в орден Сант-Яго в качестве каноника-монаха. Легко видеть,  что
эти сочинения  не  могли  согласоваться  с  принципами  и  мнениями  святого
трибунала. Прелат имел другой случай раздражить этих нетерпеливых людей. Это
произошло во время избрания Пия VII [893]. Нунций затеял утверждение  особым
бреве Его Святейшества браков, заключенных в силу епископских  распоряжений.
Тавира не хотел на это согласиться  из  боязни  обеспокоить  своих  прихожан
сомнением, которое эта  мера  не  замедлила  бы  произвести  в  их  совести.
Понятно, что столько сочинений и поступков Тавиры  должны  были  подвергнуть
его преследованиям инквизиции, которая старалась наложить тень  сомнения  на
его веру,  учение,  мнения.  Все  усилия  врагов  были  напрасны;  никто  не
осмелился отметить как еретическое ни одно из его предположений;  вследствие
этого преследование было приостановлено и не дано было никакого официального
отчета в Рим о происшествии.
     106. Талавера (дом Фернандо де),  первый  архиепископ  Гранады,  -  см.
главу X.
     107. Товар (Бернардино де) - см. главу XIV.
     108. Тордесильяс (брат Франсиско де), доминиканец,  член  коллегии  Св.
Григория в Вальядолиде и ученик Каррансы, архиепископа Толедского.  Это  был
учений богослов. Он был заключен в тюрьму через некоторое время после своего
учителя как подозреваемый в разделении его мнений и сильной привязанности  к
нему.  По-видимому,  он  оправдывал  эти  подозрения  старанием,  с  которым
списывал все его богословские трактаты и другие труды.  Он  произнес  легкое
отречение, подчинился епитимье и принужден был прекратить свои  богословские
лекции.
     109. Тормо (дом Габриэль де), епископ Ориуэлы, - см. главу XXVI.
     110. Уркихо (дон Мариано-Луис де), министр, государственный секретарь в
царствование короля Карла IV, - см. главу XLIII.
     111. Вальдес (Хуан де),  автор  трудов,  о  которых  упоминает  Николас
Антонио, например, Толкования на первое Послание  Св.  Павла  к  Коринфянам,
внесенного в Индекс.  Возбужденный  против  него  процесс  был  вызван  этим
трактатом и другим, который был найден в  бумагах  архиепископа  Каррансы  и
принят за  его  произведение,  пока  не  открылась  истина.  Этот  труд  был
озаглавлен: Мнение о переводчиках Священного Писания, Вальдес составил также
другой трактат на эту тему, под заглавием Ахаро, о котором будет идти речь в
процессе Каррансы. Все эти труды были отмечены как лютеранские, а автор  был
объявлен формальным еретиком. Его не могли заключить в тюрьму, потому что он
выехал из Испании. В 1559 году брат Луис де ла  Крус,  узник  вальядолидской
инквизиции, заявил, что  Вальдес  живет  в  Неаполе,  что  его  Мнение  было
адресовано двадцать лет тому назад Каррансе  в  форме  письма,  но  что  его
основные положения существуют в  Христианских  наставлениях  Таулера  [894].
Брат Доминго де Рохас (другой узник инквизиции) говорил  об  этом  Вальдесе,
предполагая, что он одно лицо с секретарем Карла V. Если бы это была правда,
его следовало бы  называть  Хуаном  Алонсо  де  Вальдесом.  Николас  Антонио
упоминает о нем в своей Библиотеке как о другом лице.
     112. Вергара (Хуан де) - см. главу XIV.
     113. Висенте (доктор дом Грегорио де), священник и профессор  философии
в Вальядолидском университете. Трибунал этого города  возбудил  против  него

Страницы: «« « 213   214   215   216   217   218   219   220   221  222   223   224   225   226   227   228   229   230   231  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции