Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»

косвенное  отношение  к  догматам,  морали  и  мнениям,  принятым   в   деле
благочестия и набожности. Каким  образом  прекратится  в  Испании  опасность
суеверий  и  пустых  верований,   если   продолжают   останавливать   успехи
просвещения? Еще теперь имеется  в  этой  стране  великое  множество  людей,
которые  предаются  всем  излишествам  суеверий  и  живут   в   невозмутимом
убеждении, что им позволительно продолжать свою преступную жизнь,  не  боясь
ни Бога  ни  черта,  если  они  постоянно  носят  на  шее  нарамник  Мадонны
Кармельской и читают Богородицу;  [861]  они  убеждены,  что  не  умрут  без
покаяния и пойдут в чистилище, откуда с помощью Матери  Божией  в  следующую
субботу вместе с нею взойдут на Небо.
     22. Канталапьедра (Мартин Мартинес де),  профессор  богословия,  весьма
сведущий в восточных языках. Инквизиция возбудила против  него  процесс  при
Филиппе II за то, что он напечатал труд, озаглавленный Образцы,  запрещенный
и внесенный в 1583 году в Индекс кардинала де Кироги. Автор был заподозрен в
лютеранстве, потому что настаивал на необходимости  обращаться  к  подлинным
текстам Священного Писания, и утверждал, что следует предпочитать  подлинный
текст священных книг  тексту  переводчиков,  авторитет  которых  ничтожен  в
сравнении с подлинником. Он произнес легкое отречение, подчинился епитимье и
запрещению писать. Я предоставляю читателям  поразмыслить,  должен  ли  этот
пример дать высокую идею о рассудительности судей и квалификаторов?
     23. Карранса (дом Бартоломео), архиепископ города Толедо. - Историю его
процесса см. в главах XXXII, XXXIII и XXXIV.
     24. Касас (дом Бартоломео де Лас), доминиканец, сначала  епископ  Чиапы
[862], потом Куско, наконец - заштатный с правом пребывания  в  Испании.  Он
был защитником прав и свобод туземцев.  Он  написал  несколько  превосходных
трудов, о которых упоминает Николас Антонио. В одном  из  них  он  старается
доказать, что короли не имеют власти располагать имуществом и свободой своих
американских подданных для  порабощения  их  другими  низшими  властями  под
именем лена, командорства  или  каким-либо  другим  образом.  На  этот  труд
донесли совету инквизиции как на противоречащий тому, чему учат св.  Петр  и
св. Павел относительно  подчинения  рабов  и  вассалов  их  господам.  Автор
испытал большие огорчения, узнав о намерении преследовать его. Однако  совет
потребовал от него только выдачи судебным порядком книги и рукописи, что  он
исполнил в 1552 году. Затем книга была напечатана несколько раз вне Испании,
как   заметил   Пеньо   [863]   в   своем   Критическом,   литературном    и
библиографическом словаре замечательных книг,  сожженных,  уничтоженных  или
запрещенных цензурой. Лас Касас умер в Мадриде в 1566 году,  девяноста  двух
лет от роду. Среди своих скорбей  он  получил  удовлетворение,  увидав,  что
цензоры, назначенные для разбора другого  труда,  написанного  им  в  пользу
туземцев  Америки,  одобрили  его,  несмотря  на  критику  Хуана  Хинеса  де
Сепульведы. Карл V приказал уничтожить сочинение его  противника,  хотя  оно
было благоприятно королевской власти.  Он  отдал  много  приказов  в  пользу
свободы туземцев Америки и  пожелал,  чтобы  вкладывали  больше  мягкости  в
обращение с ними. Если бы эти распоряжения, внолне согласные  с  видами  Лас
Касаса и составляющие часть  собрания  законов  для  жителей  Америки,  были
исполняемы, то не стали бы  делать  столько  упреков  испанцам,  управлявшим
Америкой.
     25. Кастильо (брат Фернандо дель), доминиканец, один  из  знаменитейших
членов ордена. В 1559 году он был замешан в процесс лютеран в Вальядолиде по
доносу некоторых подсудимых, среди которых  были:  брат  Доминго  де  Рохас,
доминиканец; Педро Касалья, приходский священник из Педросы; дон  Карлос  де
Сесо, коррехидор города Торо. Эти три человека,  желая  доказать  правоверие
своих убеждений относительно оправдания,  объявили  в  1558  году,  что  они
думали на этот счет, как и дом Фернандо Кастильо, которого везде  признавали
человеком, выдающимся своим умом и  добродетелью.  Кастильо  (бывший  членом
коллегии Св. Григория в Вальядолиде, затем  профессором  философии  в  своем
отечестве, в Гранаде, а позднее профессором богословия в том же городе)  был
в то время в Мадриде и пользовался  там  великой  славой  проповедника.  Три
свидетеля подписали свои показания 3, 4 и 5 октября 1559 года, по  настоянию
фискала трибунала в процессе дом Фернандо. 8 октября они  должны  были  быть
сожжены. К счастию для того, на кого поступил донос, случилось, что эти  три
свидетеля не объявили положительно, что он держался учения об оправдании так
же и в том же смысле, как они, но излагал это учение  так,  что  можно  было
этому верить. Дом Фернандо, по получении приказания вернуться в  Вальядолид,
был заключен в коллегии Св. Григория и вызван в суд. Он оправдался  по  всем
пунктам  обвинения  и   был   освобожден.   Он   даже   получил   формальное
удостоверение, что не причастен к делу,  чтобы  не  было  нанесено  никакого
ущерба его чести, репутации и достоинству. Он вернулся  в  Мадрид,  где  был
приором; затем послали его на такую же должность в Медину; наконец,  он  был
назначен на должность проповедника при Филиппе II.  Этот  государь  оказывал
ему честь советоваться с ним в щекотливых делах и часто разделял его мнения.
Вскоре он поручил ему сопровождать герцога д'Оссуну, посла при  лиссабонском
дворе. Кастильо был одним из принимавших участие в решении  кардинала-короля
Энрике передать после себя  корону  Португалии  Филиппу  II,  который  затем
назначил Кастильо преподавателем инфанта дона Фернандо. Он  написал  историю
ордена св. Доминика с такой точностью и так правдиво, что современные ученые
очень дорожат ею. Он умер  29  марта  1593  года  с  репутацией  знающего  и
добродетельного монаха. Его жизнь была образцом суровости: он  постился  три
дня в неделю,  вкушая  только  хлеб  и  воду.  Если  бы  действия  трибунала
инквизиции были  покрыты  меньшей  тайной  и  были  менее  сокровенны,  этот
знаменитый человек и много невинных, подобно ему, не были бы жертвами самого
несправедливого обвинения. Было бы достаточно сообщить ему улики свидетелей,
и он скоро доказал бы их заблуждение или  недоброжелательность.  Инквизиторы
должны были бы подражать примеру, о котором идет речь в евангельской притче,
повторяя после отказа  от  суровых  форм  действия:  "Воздаждь  мне  радость
Спасения Твоего". Это средство помогло бы им избегнуть многих  процессов,  а
для  обвиняемых  послужило  бы  гарантией  пробив  огорчений  и  опасностей,
угрожающих их существованию.
     26. Сентено (брат Педро), августинец. Он был одним из  ученейших  людей
своего ордена и одним из выдающихся литераторов Испании в царствование Карла
III  и  Карла  IV.  Началось  с  того,  что   он   подвергся   ненависти   и
злонамеренности монахов, священников  и  мирян,  которых  он  сделал  своими
врагами через свое периодическое издание: Всемирный защитник всех несчастных
писателей. Сентено  сильно  нападал,  при  помощи  оружия  самой  деликатной
иронии, на дурной вкус, царивший в духовной и светской литературе. Произошло
то, что схоластические богословы, не знающие правил хорошего  вкуса  или  не
желавшие им следовать, трепетали, как бы не попасть под перо  этого  монаха:
расточаемые им иронические похвалы  заставляли  больше  бояться,  чем  самые
острые стрелы. Все читали с удовольствием, что  он  писал,  и  его  суждения
становились   скоро   достоянием   всех   читателей.   Дух    предубеждения,

Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции