Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 202   203   204   205   206   207   208   209   210  211   212   213   214   215   216   217   218   219   220  » »»

     3. Альмодовар (герцог) - см. главу XXVI.
     4. Аранда (граф) - см. главу XXVI.
     5. Арельяно (дом Хосе Ксавье  Родригес),  архиепископ  Бургоса,  -  см.
главу XXIX.
     6. Авила  (достопочтенный  Хуан  д'),  белый  священник,  родившийся  в
Альмодовар-дель-Кампо и прозванный апостолом Андалусии. Я дал  отчет  о  его
процессе {См. главы XIII и XIV этого сочинения.}.
     Кроме преследований, о которых я уже говорил, он имел огорчение  видеть
запрещенным в 1559 году свой труд, озаглавленный: Христианские наставления и
правила на стих псалма Давидова: "Слыши, дщи, и виждь". Он умер  в  Монтилье
10 мая 1569 года, в семидесятилетнем возрасте. Николас Антонио дал подробную
заметку о его литературных трудах в своей Новой испанской библиотеке.
     7. Асара (дон Николас) - см. главу XXVI.
     8. Бальвоа (доктор Хуан), каноник-доктор кафедрального собора Саламанки
и профессор права в университете этого города. Он был  одним  из  выдающихся
литераторов своего века. Николас Антонио упоминает  только  один  его  труд,
озаглавленный Саламанкские чтения. Он, однако, составил несколько трудов,  и
между прочим один из них мог привести его к аресту инквизицией, если  бы  не
покровительство Кардинала  дома  Антонио  Сапаты,  главного  инквизитора,  и
нескольких членов  совета  этого  трибунала.  Это  была  докладная  записка,
которую  он  составил  и  представил  в  1627  году  Филиппу  IV  от   имени
университетов Саламанки, Вальядолида и Алькалы. Она содержала представления,
имевшие целью побуждение к отказу иезуитам в  испрашиваемом  ими  разрешении
устроить  под  их  управлением  в  университете   коллегию   под   названием
Императорской мадридской. Отцы иезуиты сделали донос на этот  труд,  обзывая
некоторые из его  тезисов  ошибочными,  оскорбительными  для  благочестивого
слуха, соблазнительными, обидными для правительства и для всех духовных лиц,
монахов Общества  Иисуса.  Они  напоминали,  что  правительство  уже  строго
поступило с другим трудом того же автора. Совет велел исследовать  докладную
записку  квалификаторам,  которые   объявили,   что   она   не   заслуживает
богословской цензуры.  Вследствие  этого  приговора  совет  прекратил  дело.
Вероятно, цензоры (которые в качестве  монахов  должны  были  заботиться  об
интересах соответствующих орденов) приняли неблагосклонно донос  иезуитов  и
это их  расположение  оказалось  благоприятным  для  Бальвоа.  Отцы  иезуиты
воспользовались доверием к графу,  герцогу  Оливаресу,  со  стороны  короля,
который велел главному инквизитору дать отчет о деле. Но эта  попытка  снова
оказалась напрасной, и Филипп не захотел заходить дальше. Он остался  только
недовольным тем, что кардинал Сапата  обнаружил  такую  снисходительность  к
университету  Саламанки,  от  имени  которого  была  представлена  докладная
записка. Инквизитop отвечал, что святой трибунал занимается только  бумагами
и трудами, подлежащими цензуре по догматическому вопросу. Если  бы  трибунал
постоянно держался  этих  принципов,  сколько  вопиющих  злоупотреблений  не
существовало бы в отправлении его юрисдикции! Но язык, которым  говорил  при
этом обстоятельстве Сапата, был внушен  ему  личными  соображениями.  Другой
труд, который считают принадлежащим Бальвоа, напечатан в 1636 году в Риме, в
типографии  апостолической  камеры.  Он  написан  по-латыни,   напечатан   в
четвертую долю листа, носит имя Альфонсо де Варгаса Толедского и имеет такое
заглавие:  Донесение  христианским  королям  и  государям   о   политических
стратагемах и софизмах Общества Иисуса для установления всемирной  монархии,
в котором объяснительными документами доказывается  неверность  иезуитов  по
отношению  к  королям  и  народам,  наилучшим  образом  их   принявшим,   их
вероломство и упрямство по отношению к самому папе и страсть к нововведениям
в деле веры. Говорили, что этот труд  был  напечатан  во  Франкфурте,  кроме
дополнения, состоящего из  оправдательных  документов.  Автор  выставляет  и
доказывает очень важные обвинения против иезуитов.
     9. Байльс (дон Бенито), профессор математики  в  Мадриде,  автор  курса
этой науки для  школьного  употребления.  В  конце  царствования  Карла  III
инквизиция  возбудила  против  него  процесс  по  подозрению  в  атеизме   и
материализме. Байльс был  разбит  параличом  и  не  в  состоянии  заниматься
делами. Это мучительное положение наряду с преклонным  возрастом,  казалось,
предохраняло его от заключения вне дома. Однако он был взят  и  отправлен  в
тюрьму святого трибунала вместе с одной из племянниц,  которая  хлопотала  и
получила разрешение разделить его плен, чтобы  продолжать  за  ним  уход,  в
котором он  нуждался.  Действительно  ли  подсудимый  высказывал  тезисы,  в
которых его обвиняли  по  доносу  свидетелей,  или  ему  показалось  слишком
трудным доказывать их ошибку, только он  подготовил,  насколько  мог  лучше,
свой способ защиты. До оглашения свидетельских показаний он сознался в своей
вине в достаточной мере для того, чтобы уверить, что  он  искренен  в  своем
сознании и раскаивается. На вопрос о его внутреннем  убеждении  он  отвечал,
что имел некоторые сомнения о бытии Божием и бессмертии души, но никогда  не
был в действительности ни атеистом, ни  материалистом,  что  одиночество,  в
котором он жил с некоторого времени,  позволяло  ему,  к  его  удовольствию,
думать и размышлять серьезно об этом предмете и о зависящих от него вопросах
и он чистосердечно готов отречься от ересей, а особенно от  той,  в  которой
его подозревают. Он попросил отпущения грехов и получения епитимьи,  которую
обещал исполнить, насколько ему позволит здоровье. Его положение приняли  во
внимание. Вместо заключения в монастыре,  где  он  не  мог  бы  пользоваться
уходом своей племянницы, его оставили на некоторое время в секретной  тюрьме
инквизиции, затем препроводили  домой,  где  теперь  была  его  тюрьма.  Его
обязали  покрыть  расходы  по  продовольствию  и   подвергнуться   некоторым
епитимьям, между прочим - исповедаться у назначенного ему священника  трижды
в год: в Рождество, на Пасху и в Троицын день.
     10.  Вальса  (Франсиско),  францисканец,  проповедник,   пользовавшийся
большой славой в эпоху Карла III. Когда иезуиты были изгнаны из Испании,  он
открыто  говорил  с  кафедры   против   царствовавшей   тогда   нравственной
распущенности; восставал против авторов, которые ее ввели и  распространили;
называл книги, учившие ей, и старался внушить отвращение к  чтению  их.  Так
как многие из авторов, с которыми он боролся, были иезуиты, он пошел  дальше
и пустился в неистовые декламации  против  лиц,  которые  дурно  говорили  о
короле и осуждали меры, принятые для изгнания этих монахов (т. е.  иезуитов)
из  государства.  На  Вальсу  донесли  в  Логроньо.  Инквизиторы  дали   ему
почувствовать,  насколько  они  считали  его   виновным   в   неосторожности
выражений, и угрожали более суровым обращением, если он  не  переменит  свой
язык. Читатели  могут  судить  по  этим  деталям,  одобряли  ли  инквизиторы
искоренение иезуитской морали.
     11. Бариоверо (доктор  Фернандо),  каноник-богослов  толедской  церкви,
адъюнкт-профессор университета этого города. Против него  возбудили  процесс
за то, что он одобрил в 1558  году  катехизическое  учение  дома  Бартоломео
Каррансы. Он отвел бурю, взяв обратно свои слова, когда получил  королевский
указ, и послал свое отречение папе, когда к этой мере  прибегли  архиепископ

Страницы: «« « 202   203   204   205   206   207   208   209   210  211   212   213   214   215   216   217   218   219   220  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции