Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 198   199   200   201   202   203   204   205   206  207   208   209   210   211   212   213   214   215   216  » »»

Португалии; 5) доньи Элеоноры, жены дона Мигеля де Гурреа-и-Арагона, герцога
де Вильяэрмосы, губернатора Сарагосы; 6)  доньи  Магдалены  де  Борха,  жены
графа д'Альменары. Дон Педро Луис был в родственной связи со всеми  грандами
Испании, княжескими домами Италии и Неаполя и даже с царствующими  фамилиями
Неаполя и Феррары. Ни одно из этих преимуществ, ни высокое, почти державное,
достоинство в ордере Монтесы не оказали на инквизиторов никакого влияния,  и
они имели смелость арестовать его, так как были  уверены  в  покровительстве
Филиппа II, родственником которого дон Педро  Луис  был  также  по  королеве
Хуанне Безумной [846], бабушке этого государя. Дон Педро старался  отклонить
правосудие инквизиторов и потребовал суда у  папы  как  гроссмейстер  ордена
Монтесы;  неразумный  шаг,  так  как  он  тем  самым  подходил  под  случай,
предвиденный буллами Климента VII 1524 и  1530  годов,  и  его  гибель  была
неизбежна. У него не оставалось другого средства, кроме интриги, унижений  и
покровительства,   чтобы   убедить,   что   процесс   против   него    может
рассматриваться лишь как заговор, составленный доносчиком  и  свидетелями  с
целью его гибели. Не нужно сообщать,  что  родственники  обвиняемого  (среди
которых мы видели столько выдающихся личностей) все  пустили  в  ход,  чтобы
избежать стыда видеть гибель гроссмейстера Монтесы на костре инквизиции. Так
как преступление содомии  не  касается  веры,  инквизиторам  было  разрешено
немного извратить смысл законов и канонов, и они  были  подкреплены  в  этом
направлении надеждой получить  почести  епископата  или  места  в  верховном
совете. Дон Педро избег смертной казни и  отметки  бесчестия;  он  продолжал
быть гроссмейстером своего ордена до самой смерти в 1592 году, согласившись,
что его достоинство после смерти будет соединено  с  короной,  как  это  уже
произошло  с  должностью  гроссмейстеров  трех  военных  орденов   Сант-Яго,
Алькантара и Калатрава. Это намерение дона Педро  было  сообщено  в  Рим,  и
Сикст V [847] в 1587 году издал буллу о соединении. При этом  обстоятельстве
Филипп II захотел показаться признательным и обещал сан  главного  командора
ордена внебрачному сыну дона Педро, который был потом облечен в этот  сан  и
стал даже кардиналом римской Церкви.
     III. Каковы бы ни были мотивы, заставившие освободить дона Педро Луиса,
поведение инквизиции Валенсии заслуживает похвалы за мягкость,  которую  она
обнаружила   по   отношению   к   нему.   Потребовалось   столь    серьезное
обстоятельство,  чтобы  заставить   забыть   суровость,   которую   проявила
валенсийская инквизиция при Карле V и которая дошла до того, что  дом  Педро
Гаска, визитатор святого  трибунала  в  1545  году,  пораженный  бедствиями,
причиненными произвольным судопроизводством и жестокостями подобной системы,
счел  себя  обязанным  образовать  хунту  из  двадцати  адвокатов,  наиболее
славившихся в королевском суде, и пересмотреть  все  процессы,  решенные  со
времени его  последней  ревизии.  Эта  работа  помогла  открыть  бесконечное
множество несправедливых приговоров, погубивших в огне вследствие  показаний
лжесвидетелей столько безупречных людей.  Жалкая  участь  этих  людей  была,
однако, бесполезна для реформы, которую необходимо было  спешно  установить.
Суеверие и фанатизм слишком ослепили Карла V, чтобы  подобные  события  были
способны просветить его политические цели и религиозные планы. Я замечу, что
дом Педро Гаска не принадлежал к тем людям,  чье  сострадание  к  обвиняемым
заставляет отказаться от  строгости  правосудия:  он  всегда  вел  себя  как
строгий судья, одинаково в  бытность  его  при  Писарро  в  Перу  или  после
назначения епископом Паленсии, когда он переехал в Вальядолид для  суда  над
лютеранами в качестве доверенного лица главного инквизитора.


       Статья пятая

ИНКВИЗИЦИЯ ЛОГРОНЬО

     I. Инквизиция города Логроньо  проявила  не  менее  активности  в  деле
преследования  еретиков.  Она  имела  ежегодно  свое   аутодафе,   состоящее
приблизительно из двадцати осужденных по делу иудаизма и  нескольких  других
еретиков, особенно лютеран. Со времени дона  Карлоса  де  Сесо,  коррехидора
города Торо (который был взят в Логроньо в 1558 году и  сожжен  в  следующем
году в  Вальядолиде),  всегда  находилось  несколько  человек,  продолжавших
исповедовать его убеждения и ухитрившихся достать  себе  лютеранские  книги,
которые они получали или  через  французскую  границу,  или  морским  путем.
Совет, узнав об этом обстоятельстве, предписал трибуналу  6  мая  1568  года
удвоить бдительность на предмет ввоза еретических книг. Он сообщил, что  дон
Диего де Гусман, посол Филиппа II при королеве Англии, писал 20 марта  этого
года, что протестанты этой страны хвастают, будто их учение хорошо принято в
Испании и будто оно там проповедуется, особенно в Наварре.
     II. В то время как инквизиторы Логроньо подготовляли свои аутодафе 1570
года, они получили порицания верховного совета за  две  резолюции,  принятые
ими в отношении Лопе де Аргинараса и Хуана Флористана Маестуса, обвиняемых в
иудаизме. Аргинарас отрекся от всего, был подвергнут пытке и  тогда  признал
свои поступки, но уверял, что он совершил  их  без  убеждений  и  верования,
которые ему приписывают. Несколько  дней  спустя  он  подписал  признания  и
просил  допустить  его  к  примирению  с  Церковью.  Судьи,  собравшись  для
голосования окончательного приговора, решили обратиться к верховному совету,
который нашел, что судьи не предлагали обвиняемому вопросов, необходимых для
познания  намерений  и  убеждений,  которые  он  имел,  совершая   действия,
заявленные  им.  Верховный   совет   приказал   вернуться   к   этой   части
судопроизводства и после этого голосовать. Инквизиторы Логроньо дали отчет в
мотивах своего поведения и сообщили, что прежде чем пойти дальше, они  будут
ждать, чтобы совет высказался относительно их соображений. Ответ,  пришедший
7 октября 1570 года, предписывал инквизиторам немедленно исполнить  отданный
им приказ, жестко упрекал за возражение  вместо  молчаливого  повиновения  и
неисполнение  обязанностей  при  допросе,  где  они  должны  были   испытать
обвиняемого относительно его учения, признав, что он в трех тезисах держался
своего собственного, явно еретического убеждения.
     III. Дурное состояние духа членов  верховного  совета  отразилось  и  в
другом письме, написанном тем же инквизиторам  по  поводу  Хуана  Флористана
Маестуса, жителя Ла-Гуардиа-д'Алавы.  Этот  человек,  будучи  арестован  как
еретик-иудействующий,  был  подвергнут  пытке  и  вынес  ее,  ни  в  чем  не
сознавшись. Судьи  собрались  для  голосования.  Мнения  разделились;  тогда
обратились к верховному совету, где  наметилось  также  разделение  голосов.
Большинство голосовало за примирение  с  Церковью;  предписали  инквизиторам
Логроньо примирить обвиняемого  как  сильно  подозреваемого,  приговорить  к
конфискации трети имущества и заключению в монастырь на срок, который сочтут
подходящим. В то же время верховный совет отметил свое изумление  по  поводу
того, что инквизиторы  не  спросили  обвиняемого  о  нескольких  еретических
тезисах, в которых он был признан виновным; но особенно  совет  был  поражен

Страницы: «« « 198   199   200   201   202   203   204   205   206  207   208   209   210   211   212   213   214   215   216  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции