Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 207   208   209   210   211   212   213   214   215  216   217   218   219   220   221   222   223   224   225  » »»

ересях, возникших в XV веке, и в ереси иконоборцев.  Большинство  доносчиков
были невежественные  и  предубежденные  монахи,  которых  он  сделал  своими
врагами через великие истины, отмеченные в его Критическом театре, и протест
против ложной набожности, ложных чудес и некоторых  суеверных  обычаев.  Для
автора было счастьем, что совет инквизиции  основательно  знал  чистоту  его
принципов и католическое исповедание. Во времена Филиппа II он, наверное, не
избег бы тюрьмы святого трибунала как подозреваемый в лютеранстве.  Прогресс
просвещения в Испании медленно и туго подвигался вперед; однако все  же  его
можно было заметить, и он стал во вторую  половину  восемнадцатого  столетия
проникать даже в тайники святого трибунала.
     38.  Фернандес  (Хуан),  доктор  богословия,  настоятель  кафедрального
собора в Паленсии. Его  преследовала  вальядолидская  инквизиция  вследствие
показаний нескольких лютеран, казненных  в  1559  году,  в  частности  брата
Доминго де Рохаса. Последний привел ряд тезисов  Фернандеса,  в  которых  он
имел притязание заметить те же мнения, что и его  собственные,  относительно
оправдания. Фискал инквизиции представил 3 октября брата Доминго  де  Рохаса
свидетелем  в  процессе,  возбужденном  против  Фернандеса.   Брат   Доминго
настаивал на своем показании: он был уже приговорен к релаксации, но  ничего
не знал об этом и ожидал примирения  с  Церковью  как  кающийся.  Настоятель
Фернандес не  был  заключен  в  секретную  тюрьму,  но  получил  выговор  за
несоблюдение в своих беседах  осторожности,  приличной  доктору  богословия,
особенно в то время, когда ересь старается утвердиться в королевстве.
     39. Фраго (дом Педро), епископ города Хаки, - см. главу XXIX.
     40. Гонсало (дом Викториан Лопес), епископ Мурсии, - см. главу XXIX.
     41. Горрионеро (дом Антонио), епископ Альмерии, - см. главу XXIX.
     42. Герреро (дом Педро), архиепископ Гранады, - см. главу XXIX.
     43. Гранадский (брат Луис) - см. главу XXX.
     44. Грасиан (брат Херонимо), кармелит, уроженец Вальядолида, сын  Диего
Грасиана, секретаря Карла V и Анны  Данциг-ской,  дочери  посла  Польши  при
дворе этого императора. Он был доктором богословия и профессором философии в
университете  Алькалы.  Он  написал  несколько  мистических  и  литературных
трудов, о которых упоминает Николас Антонио. Он  был  настоятелем  монастыря
босоногих кармелитов в Севилье, им основанном, когда  инквизиция  напала  на
Св. Терезу и ее монахинь, духовником которых он был.  Севильская  инквизиция
преследовала  его  как  еретика  секты  иллюминатов.  Его  процесс  не  имел
продолжения за неимением улик. Карьера брата Херонимо  полна  превратностей;
так как об этом говорили историки, я освобождаю себя от этого труда.
     45. Гудиэль де Перальта - см. главу XXVI.
     46. Гонсалес (Хиль), иезуит, родился в Толедо в 1532 году. В 1559  году
его преследовала вальядолидская инквизиция за то, что он начал переводить на
латинский  язык  напечатанный  на  кастильском  языке  катехизис   Каррансы.
Последний, узнав от некоторых лиц, что его  труд  будет  переведен  на  язык
богословов, сделал в  нем  несколько  исправлений,  так  как  текст  не  был
достаточно ясен для людей, не владевших этим знанием, и просил в  июле  Хиля
Гонсалеса взять на себя этот труд. Св. Франсиск де Борха, услыхав о процессе
архиепископа, приказал Гонсалесу уведомить инквизицию обо всем, что ему было
поручено сделать. Хиль повиновался и сообщил 28 августа главному инквизитору
о данном ему приказе и о своей готовности ему  подчиниться.  5  сентября  он
возобновил  свое  заявление,  передал  напечатанный  по-испански  экземпляр,
исправления Каррансы и часть перевода,  исполненную  им.  Таким  образом  он
избег преследования. Он умер спокойно в Мадриде в 1596 году.
     47. Ильескас (Гонсалъво де) - см. главу XIII.
     48. Ириарте (дон Томас  де),  уроженец  Канарских  островов,  начальник
архива министерства иностранных дел и первого государственного секретариата,
автор поэмы О музыке, книги Басен и  других  поэтических  произведений.  Его
преследовала мадридская инквизиция в последние годы царствования  Карла  III
как подозреваемого в исповедании антихристианской  философии.  Город  Мадрид
служил ему тюрьмой, и он получил приказание являться в суд, когда  будет  об
этом  извещен.   Судопроизводство   велось   в   секрете,   и   он   отвечал
удовлетворительным образом на  обвинения.  Однако  инквизиторы  считали  это
недостаточным для освобождения; они объявили его  в  легком  подозрении.  Он
произнес отречение и получил отпущение при закрытых  дверях;  епитимья  была
наложена тайно, и немногие знали о его процессе. Дон Томас де  Ириарте  имел
двух братьев: одного по имени Доминго,  который  заключил  в  Базеле  мирный
договор с Французской республикой, и другого по имени Бернардо, члена совета
Вест-Индии и кавалера ордена Карла III.
     49. Исла (Франсиско де), иезуит, автор нескольких трудов,  напечатанных
под его именем в царствование Карла III. Он напечатал под вымышленным именем
Историю  знаменитого  проповедника  брата  Герондифа  де  Кампасаса,   иначе
называемого Сотес, написанную в Мадриде в 1750 и в  1770  годах  лиценциатом
доном Франсиско Лобон де Саласаром, Это крайне тонкая  и  острая  сатира,  в
двух томах  в  одну  четвертую  листа,  на  проповедников,  делающих  плохое
употребление из текстов Священного Писания, цитируя их не вовремя и  насилуя
их смысл  для  подкрепления  сумасбродных,  смешных  и  недостойных  кафедры
тезисов. Нельзя  представить  себе  блага,  которое  произвел  этот  труд  в
Испании; он заставил исчезнуть дурной  вкус,  царствовавший  до  тех  пор  в
проповедях. Проповедники боялись приложения к себе эпитета  Герондиф;  [872]
выдуманного героя могли называть донкихотом кафедры.
     Действие этого романа было такое же, как романа  Дон-Кихот  Ламанчский,
предназначенного для излечения испанцев от смешной мании рыцарских  романов.
Монахи увидали себя нарисованными в настоящем  виде  в  образе  Герондифа  и
объединились против  этого  произведения.  Они  донесли  на  автора  как  на
нечестивца, хулителя церковного сословия, подозреваемого во всех  ересях,  в
которые  впадают  все  говорящие  с  презрением  о  нищенствующих   монахах,
называемых  братьями  (frailes).  Святой   трибунал   получил   бесчисленное
множество доносов на это произведение. Квалификаторы думали,  что  его  надо
запретить, так как автор, обращавший  в  предмет  насмешки  тех,  кто  делал
плохое употребление из священного текста, сам впадал в эту ошибку, составляя
проповеди, которые он заставляет произносить героя этого  романа.  Два  тома
были запрещены. Однако типограф Байонны, видя усердие, с которым  их  хотели
приобрести, задумал их перепечатать и прибавил к ним третий том из отдельных
писаний, появившихся в Испании за или  против  истории  Герондифа.  Истинный
автор сохранял анонимность, но его узнали, и инквизиция, уверившись в  этом,
велела ему явиться и сделала выговор. Отец Исла  выставил  своим  извинением
похвальное намерение бороться с промахами, введенными на кафедру  истины  по
ошибке плохих проповедников.  Процесс  застыл  на  этом,  и  все  окончилось
простым словесным предостережением. Иезуиты  имели  еще  достаточно  силы  в
Мадриде и главным образом в святом  трибунале,  который  среди  своих  судей
насчитывал множество членов Общества Иисуса.
     50. Св. Тереза Иисусова - см. главу XXVII.

Страницы: «« « 207   208   209   210   211   212   213   214   215  216   217   218   219   220   221   222   223   224   225  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции