Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 211   212   213   214   215   216   217   218   219  220   221   222   223   224   225   226   227   228   229  » »»

выслушать автора, а потом  уже  осуждать  его  произведение.  Этот  поступок
дорого обошелся ему: ни его семидесятилетний возраст, ни постоянная  опухоль
ног не помогли избежать преследования. Он был заключен в  секретную  тюрьму;
как бы боясь, что этого недостаточно, его держали в течение февраля и  марта
в холодной и сырой комнате, где он испытал всю суровость сезона и готов  был
совсем изнемочь. Добились того, что известили  Филиппа  V  о  положении,  до
которого был доведен Кирос, и он получил свободу после сорока  четырех  дней
мучений,  под  определенным  условием  не  писать  больше  ничего  о   делах
инквизиции, если он не хочет  испытать  более  страшных  наказаний.  Следует
допустить, что мстительность инквизиторов еще не была удовлетворена, так как
они не считали его достаточно наказанным.
     81. Рамос дель Мансано (дон Франсиско ) - см. главу XXVI.
     82. Регла (брат Хуан де) - см. главу XXIX.
     83. Рикардос (дон Антонио), граф  де  Трулъяс  от  своего  имени  и  де
Торрепальма  по  жене  и  кузине;   главнокомандующий   королевской   армии;
главнокомандующий армии в Руссильоне в 1793 и 1794 годах против  Французской
республики. Мадридская инквизиция преследовала его  по  подозрению,  что  он
вольнодумец (esprit fort), то есть неверующий  философ.  Декан  инквизиторов
пригласил его присутствовать на малом аутодафе дона Пабло де Олавиде;  таким
манером думали дать ему предостережение. Думали также, что он может  принять
на свой счет некоторые заявления, имевшие,  кажется,  какое-то  отношение  к
нему, хотя его имя не было упомянуто. Это казалось тем  более  естественным,
что он был связан дружбой с Олавиде  и  был  с  ним  согласен  по  некоторым
вопросам религии. Это единственное унижение,  которое  святой  трибунал  дал
испытать Рикардосу; не было достаточно улик,  чтобы  приступить  к  процессу
против него.
     84. Рипальда (Херонимо де),  иезуит,  уроженец  Теруэля  в  Арагоне.  В
конце. XVI и в начале XVII века он был одним из ученейших богословов  своего
ордена. Он преподавал богословие и написал два трактата, один мистический, а
другой О христианском учении. Последний был в  школьном  употреблении  более
столетия, с некоторыми изменениями, произведенными в последних изданиях  его
катехизиса. Николас Антонио говорит, что он умер  в  Толедо  "в  благоухании
святости" в 1618 году, в восьмидесятичетырехлетнем возрасте. Некоторое время
он был духовником св. Терезы. Похвала, вышедшая из-под пера такого историка,
сначала уверила меня, что я  должен  молчать:  мне  казалось  несправедливым
Нападать на лицо, которое  умерло  с  репутацией  добродетельного  человека.
Однако в качестве историка я не могу воздержаться, чтобы не сказать  правды,
тем более что поведение Рипальды было очень назидательно в  последние  сорок
четыре года его жизни и что он впал в некоторые  заблуждения  во  дни  своей
юности. Разве нет для его извинения  примеров  Давида,  св.  Августина,  св.
Игнатия Лойолы  и  св.  Франсиска  де  Борха,  которые  совершили  некоторые
излишества, будучи юны, а затем стали достойными причисления к лику  святых?
Процесс, возбужденный вальядолидской инквизицией, доказывает,  что  Херонимо
Рипальда, священник, иезуит и обитатель Саламанки, был заключен в  секретную
тюрьму  как  иллюминат  и  квиетист,  затронутый  ересью  Молиноса;  что  он
признался в некоторых фактах, приписанных ему, просил в них прощения, умолял
своих судей о сострадании и был подвергнут епитимье в 1574 году  как  сильно
подозреваемый. Проявленное им сильное  раскаяние  было  причиной  того,  что
главный  инквизитор  Кирога  скоро  положил  конец  его  покаянию.  Он   был
восстановлен  в  своих  правах,  во  всех  должностях  и  допущен  ко   всем
поручениям, которые хотели ему  доверить  его  начальники.  Я  с  сожалением
передаю это обстоятельство из жизни Рипальды и прибавлю, что чистота веры  и
нравов впоследствии сделала его достойным почета и уважения людей. Да  будет
позволено мне привести здесь ответ Мезрэ  [888]  кардиналу  Мазарини  [889].
Этот министр однажды упрекал Мезрэ за то, что тот написал  в  своей  Истории
Франции, что Людовик XI был плохой сын, плохой отец,  плохой  муж  и  плохой
друг. Мезрэ отвечал: "Я очень досадую  на  это,  но  мое  качество  историка
обязывает меня быть орудием истины".
     85. Рибера (дон Хуан де) - см. главу XXX.
     86. Рода (дон Мануэль де) - см. главу XXVI.
     87. Родригальварес (дом Хуан Антонио), священник, каноник монастыря Св.
Исидора в Мадриде, затем архидиакон Куэнсы, наместник и генеральный  викарий
этой епархии, назначенный епископом домом  Антонио  Палафоксом.  Он  написал
несколько исторических трудов. Он был впутан в  донос  своего  коллеги  дома
Бальтасара Кальво. Уступая  своим  личным  мотивам  и  возбуждаемый  бывшими
иезуитами, недавно приехавшими из Италии, Кальво  заставил  своих  коллег  -
Родригальвареса и Посаду - претерпеть столь жестокие унижения, что они  были
вынуждены жаловаться Князю мира [890], первому министру  короля,  и  умолять
его о поддержке,  чтобы  клевета  не  торжествовала  над  их  невиновностью.
Судопроизводство, начатое инквизитором,  не  доставило  улик  виновности,  и
преследование не продолжалось. Таков же был конец процесса Антонио Посады  и
Хоакино Иварры, о которых я упоминал в статье о Монтихо.
     88. Роман (брат  Херонимо),  августинец,  уроженец  Лог-роньо.  Он  был
сведущ в  восточных  языках  и  направлял  все  свое  внимание  на  изучение
священной и гражданской истории. С этой  целью  он  изъездил  большую  часть
Европы, роясь в разных архивах и делая извлечения  из  всего,  что  казалось
полезным для успеха предположенных им больших трудов. Назначенный  историком
своего ордена, он напечатал его историю и летописи с  1569  года.  Здесь  он
упомянул о жизни святых и знаменитых людей, вышедших из среды этого  ордена;
все  было  смешано  с  интересными   подробностями.   Желание   опубликовать
исторические факты  и  события,  собранные  им  во  время  его  путешествий,
побудило составить книгу под названием  Республики  вселенной  ("Respublicae
Mundi"). Здесь он  очень  учено  и  методично  говорит  о  древних  и  новых
республиках. Сначала он напечатал этот труд в Медина-дель-Кампо в 1575 году,
а потом в Саламанке в 1595 году. Труд  содержал  (к  несчастью  для  автора)
несколько истин, которые не понравились  людям,  достаточно  могущественным,
чтобы повредить  ему.  Он  испытал  преследования;  вальядолидский  трибунал
сделал ему выговор и приказал исправить этот труд.  Он  умер  в  1597  году,
оставив несколько рукописей, о которых упоминает Николас Антонио.
     89. Саласар (брат Амбросио де),  доминиканец,  профессор  богословия  в
Саламанке. Вальядолидская инквизиция учинилa против него процесс в 1559 году
по двум пунктам обвинения. Первый был основан  на  показаниях,  сделанных  в
тюрьме братом Доминго де Рохасом и братом Луисом де ла Прусом: они вменяли в
вину Саласару тезисы, которые можно  считать  склоняющимися  к  лютеранству.
Второй был мотивирован его благоприятным суждением о  катехизисе  Кар-рансы.
Судопроизводство  не  было  продолжено  вследствие  смерти  брата  Амбросио,
происшедшей  в  1560  году.  Полагают,  что  страх,  а  затем  объявление  о
заключении в тюрьму святого трибунала,  где  содержался  архиепископ,  могли
ускорить преждевременную кончину.  Он  оставил  для  печати  Комментарии  на
первую часть суммы св. Фомы.

Страницы: «« « 211   212   213   214   215   216   217   218   219  220   221   222   223   224   225   226   227   228   229  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции