Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 196   197   198   199   200   201   202   203   204  205   206   207   208   209   210   211   212   213   214  » »»

по причине успехов,  сделанных  последними  рядом  с  испанскими  границами,
Филипп II решил, что им найдено более легкое средство воспрепятствовать этой
контрабанде, а именно: прибегнуть для борьбы с  этим  к  инквизиции,  состав
которой равнялся службе ста тысяч человек пограничной стражи. Вместе  с  тем
можно  было  заинтересовать  в  этом  деле  религию  путем  выдачи   каждого
контрабандиста  за  подозреваемого  в  ереси  или  пособничестве   еретикам,
согласно специальной булле папы, гласившей, что всякий, кто  будет  снабжать
еретиков оружием, боевыми припасами  и  другими  средствами  войны  в  ущерб
католической, апостольской и римской религии, считается пособником  еретиков
и еретиком. Эта булла и звание еретиков, гугенотов,  кальвинистов  и  врагов
святой Церкви, данное французам Беарна, подданным принцессы Жанны  д'Альбре,
королевы  Наварры  [844],  были  более  чем  достаточны,   чтобы   заслужить
богословскую квалификацию,  всем,  кто  осмеливался  заниматься  запрещенной
торговлей лошадьми. Филипп  II  поручил  инквизициям  Логроньо,  Сарагосы  и
Барселоны  следствие  по  всем  проступкам,  имевшим  своим  предметом  ввоз
испанских лошадей во Францию.
     VI. Вследствие этой меры совет инквизиции прибавил к ежегодному указу о
доносах  оговорку,  которая  обязывала   каждого   христианина,   испанского
католика, доносить святому трибуналу на лиц, известных  покупкой  лошадей  и
переправкой их во Францию на службу протестантам. Это  добавление  появилось
19 января 1569 года. В первый раз политика  воспользовалась  непосредственно
инквизицией  в  своих  частных  целях.  Хотя   этот   пример   возобновлялся
впоследствии неоднократно, я далек от принятия мнения  некоторых  писателей,
думающих, что этот  мотив  побудил  Фердинанда  V  основать  инквизицию.  Не
следует смешивать своекорыстные виды, которые могли сопутствовать  мысли  об
учреждении ее, как, например, конфискация имуществ,  с  проектом  превратить
инквизицию в жандармский корпус,  в  корпус  политических  альгвасилов.  Эта
затея принадлежит Филиппу II.
     VII. Постоянным правилом инквизиции было: пустите меня в такое-то дело;
я сумею хорошо устроиться. Этот дух сделал из нее  горячо  любимое  законное
дитя римской курии. Поэтому она вскоре расширила свое усердие  до  поручения
инквизиторам Сарагосы, Логроньо  и  Барселоны  преследовать  всех  испанцев,
которые  захотели  переправить  лошадей  во  Францию,  даже  если  не   было
достоверно известно, что они  отправлены  протестантам  этой  страны.  Новое
распоряжение, от 1 июня 1574 года, приказывает инквизиторам  арестовывать  и
судить как еретиков  тех,  кто  будет  замечен  в  нарушении  нового  указа,
обязывать их излагать свою генеалогию, чтобы увериться, не происходят ли они
от евреев, мавров, лютеран, кальвинистов или лиц, осужденных инквизицией.
     VIII. Кроме побуждений совести,  о  которых  напомнили  жителям,  чтобы
обязать доносить  на  виновных,  их  усердие  возбудили  обещанием  награды.
Происшествие 1575 года вызвало споры в верховном совете. Несколько  жителей,
которые думали о своей выгоде не меньше, чем о службе инквизиции,  задержали
четырех  лошадей,  которых  переправляли  во  Францию,   и   потребовали   у
инквизиторов  Сарагосы  половину  цены  захваченного  за  оказанную  службу.
Верховный  совет  в  ответ  на  запрос  предоставил   решение   этого   дела
благоразумию арагонской инквизиции.  15  ноября  того  же  1575  года  снова
обнародовали указ о доносах, к которому присоединили статью,  гласящую,  что
донос применяется к тем, кто продает лошадей или содействует их  провозу  во
Францию. Она была изложена следующим образом:  "Вы  должны  объявить  своему
духовнику, не слышали ли вы речей о том, что кто-нибудь  продал,  отдал  или
предложил лошадей, оружие, военные или съестные припасы  неверным,  еретикам
или лютеранам; способствовал тому, чтобы у них все это  было,  и  для  этого
перевел или помог перевести означенных лошадей, боевые  и  съестные  припасы
через дороги и порты Беарна, Франции, Гаскони и других стран; продал,  купил
или содействовал этому. Наказание, определяемое  тем,  кто  узнает  об  этих
проступках и не донесет  на  них,  будет  равно  тому,  какому  подвергнутся
пособники еретиков".
     IX. 26 ноября 1575 года было приказано подвергнуть  виновных  наказанию
ударами кнута; хотя закон  был  изложен  в  общих  терминах,  намерение  его
авторов, несомненно, состояло  в  применении  его  к  тем  правонарушителям,
власть или влияние которых не имеет ничего страшного. Происшествие 1576 года
ясно  доказывает,  что  ни  инквизиторы,  ни  верховный  совет  не   считали
обязательными законы, налагавшие это  наказание.  Вот  факт.  Уполномоченный
инквизитор встретил слугу вице-короля Арагонского, который ехал во Францию с
двумя  лошадьми;  он  захватил  лошадей,  предоставил   проводнику   свободу
продолжать свой путь и отчитался во всем инквизиторам. Они одобрили то,  что
он не  арестовал  слугу,  и  уведомили  об  этом  верховный  совет,  который
поддержал их поведение. Но инквизиторы готовились писать вице-королю,  чтобы
получить объяснение поведения его слуги, когда верховный совет  приказал  им
не  заходить  так  далеко,  предвидя,  что  их   выходка   будет   неприятна
вице-королю. Этот факт доказывает, что инквизиторы  не  были  чистосердечны,
налагая долг совести с угрозой отлучения,  осуждая  на  наказание  кнутом  и
наименовывая еретиками или пособниками  еретиков  людей  без  власти  и  без
протекции, занимавшихся контрабандной доставкой лошадей.
     X. Инквизиторы не ограничились описанными нарушениями и 31 августа 1589
года применили закон к  тем,  кто  был  заподозрен  в  совершении  проступка
контрабанды, если факты установили хотя бы простое подозрение. 26 марта и 21
августа 1590 года этому  закону  подчинили  равным  образом  тех,  кто  этим
поступкам благоприятствовал. 21 марта и 6 мая 1592 года Филипп II велел дать
более точные приказы, чтобы как можно строже соблюдали этот закон.
     XI. 12 мая 1607 года Филипп III  поручил  инквизиторам  давать  награды
всем жителям, которые пресекают этот род  торговли.  Но  вскоре  народу  был
внушен большой ужас перед лошадиной контрабандой, а  занимавшиеся  ею  стали
весьма ненавистны, и правительство было обязано объявить, что несчастие быть
наказанным за улику в этом проступке не влечет за собою  потери  почестей  и
должностей.   Поэтому   некоторое   время   спустя   разрешили   представить
осведомление о чистоте крови сына  одного  осужденного,  искавшего  места  в
коллегии Св. Иакова в Уэске.
     XII. Инквизиторы, всегда внимательные к  расширению  своей  юрисдикции,
решили подчинить ей также  все  процессы  по  контрабанде  селитры,  серы  и
пороха. Это доказывают указы верховного совета от 21 декабря 1572 года и  от
20 февраля 1616 года. Но эта попытка им не удалась. Она  послужила  причиной
того, что правительство отняло у них право выносить приговоры за  проступки,
касающиеся контрабандной торговли лошадьми: скандальный  образчик  лицемерия
Филиппа II  и  его  инквизиторов,  способный  дать  почувствовать  нелепость
отлучений святого трибунала.
     XIII.  У  меня  перед  глазами  информация,  полученная   инквизиторами
Сарагосы 4  апреля  1591  года  против  дона  Диего  Фернандеса  де  Эредиа,
владетеля деревни Барболес, брата  и  предполагаемого  наследника  графа  де
Фуэнтеса,  обвиненного  в  отправке  лошадей  для  Франции.  Показания  были

Страницы: «« « 196   197   198   199   200   201   202   203   204  205   206   207   208   209   210   211   212   213   214  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции