Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 318   319   320   321   322   323   324   325   326  327   328   329   330   331   332   333   334   335   336  » »»

Сан-Мартин,  доминиканец,  в  возрасте  более  сорока  пяти  лет,  профессор
коллегии Св. Григория в Вальядолиде, 19  ноября  1530  года  донес  на  него
инквизиции, говоря перед инквизитором Морисом, что два  или  три  года  тому
назад у него было несколько разговоров с Каррансой по  вопросам,  касающимся
совести, и он заметил, будто этот молодой монах сильно ограничивает  папскую
власть касательно церковных обрядов; некоторые  его  выражения,  повторяемые
несколько раз, заставили предполагать, что мнения Каррансы об этом  предмете
ложны и что ему  следует  сделать  за  них  выговор.  Из  того  же  процесса
вытекает, что, когда в 1527 году  была  создана  комиссия  для  рассмотрения
учения Эразма и этот важный вопрос сделался в 1528 году  предметом  всеобщих
разговоров, Карранса был одним из тех, кто выразил  мнение,  противоположное
общепринятому. 1 декабря 1530 года на него донес тому же инквизитору  Морису
брат Хуан де Вильямартин, член коллегии Св. Павла в Вальядолиде. Он говорил,
что Карранса был горячим защитником Эразма даже относительно  его  учения  о
таинстве покаяния  и  о  частой  исповеди  лиц,  у  которых  имеется  только
отпустительный грех; когда ему противопоставили пример св. Иеронима [83], он
уверял,    что    нельзя    подтвердить     факт     никаким     достоверным
церковно-историческим авторитетом; Карранса говорил также,  что  не  следует
осуждать Эразма за утверждение, что Апокалипсис -  творение  не  св.  Иоанна
Богослова, но другого священника, носившего то же имя [84].
     IV. Эти два доноса были записаны под  э  17  в  реестре  инквизиторской
ревизии, произведенной в 1530 году в округе  Вальядолида.  Тогда  ничего  не
предприняли  против  Каррансы,  потому  что  не  признали  мотивы  и   улики
достаточными для установления обвинения. Впоследствии перемена  инквизиторов
и секретарей предала все забвению, и о доносах вспомнили, когда  архиепископ
подвергся аресту. Когда следствие по его процессу двинулось  вперед  и  были
пущены в ход всевозможные средства  для  отыскания  материала  обвинительных
пунктов, перерыли все  реестры  и  все  связки  доносов  и  приостановленных
следствий и нашли два вышеупомянутых доноса. Их внесли в число свидетельских
показаний под номерами 94 и 95, тогда как, следуя порядку дат, им  следовало
быть под номерами 1 и 2.
     V. Так как эти доносы были неизвестны вне инквизиции,  ректор  и  члены
совета коллегии Св. Григория в Вальядолиде представили в 1530 году  Каррансу
к  званию  профессора  философии.  В  1533  году  его  назначили  помощником
профессора богословия. В 1534 году, по смерти профессора этой кафедры  брата
Яго де Астудильо, Карранса занял его место. Затем  вскоре  он  был  назначен
квалификатором  святого   трибунала   вальядолидской   инквизиции,   который
воспользовался несколько раз его услугами и отблагодарил его преследованием,
составляющим предмет этой истории. В 1539 году  он  был  послан  в  Рим  для
присутствия в генеральном капитуле своего ордена. Прибыв в  этот  город,  он
был избран для ведения диспута, что обыкновенно  поручали  лицам,  способным
провести его с  наибольшим  блеском.  Он  справился  с  этим  поручением,  к
удовольствию своих начальников, в присутствии нескольких  кардиналов,  между
прочим кардинала Караффы (впоследствии ставшего папой под именем Павел IV) и
дона  Хуана  Манрике  де  Лары,   маркиза   д'Агилара,   испанского   посла.
Обнаруженный им талант доставил ему степени доктора и магистра богословия, а
папа Павел III разрешил ему читать запрещенные книги.
     VI. По  возвращении  в  Испанию  он  с  величайшим  успехом  преподавал
богословие в коллегии Св. Григория. В 1540 году его добродетели,  милосердие
и сочувствие бедным проявились весьма ярко.  В  этом  году  совсем  не  было
урожая в горах Леона и Сантандера,  и  несчастные  жители  этой  области  во
множестве пришли в Вальядолид. Карранса не только кормил  в  своей  коллегии
сорок этих бедняков, но делал для них сборы по  городу  и  продал  все  свои
книги, оставив только Библию и Суммы св. Фомы. В это время он был  постоянно
занят то в святом трибунале  в  качестве  квалификатора,  то  у  себя  дома,
просматривая книги,  присланные  ему  верховным  советом,  то  на  городской
площади, произнося проповеди на аутодафе,  справлявшихся  там,  например  на
аутодафе Франсиско Сан-Романа, сына старшего  алькальда  Брибиэски,  который
был сожжен живьем как нераскаявшийся лютеранин. В том же 1540  году  он  был
назначен в епархию Куско. Когда известие о его назначении было принесено ему
доном Хуаном Бернардом Диасом де Луке,  членом  совета  Индий  (который  был
потом епископом Калаоры), Карранса  ответил  ему,  что,  если  правительство
желает послать его в Америку в качестве  проповедника  Евангелия,  он  готов
повиноваться, но только не в должности епископа или приходского  священника.
Его отказ приняли во внимание.
     VII. В 1545 году Карранса отправился на Тридентский  собор  в  качестве
богослова, посланного Карлом V. Он оставался там три года и много работал во
всех конгрегациях  под  главенством  папских  легатов  и  испанского  посла.
Кардинал дом Пабло Пачеко, епископ Хаэна, а затем Сигуэнсы (декан  испанских
прелатов, присутствовавших на соборе), настоятельно предложил ему произнести
проповедь об оправдании перед отцами собора, собравшимися в приходской церки
Св. Лаврентия в Триенте. В 1546 году он  напечатал  в  Риме  один  из  своих
трудов под заглавием Итог соборов, а в Венеции - Другой  труд:  Богословская
полемика. В  1547  году  он  опубликовал  трактат  О  резиденции  епископов,
доставивший ему множество  врагов;  на  этот  труд  нападал  брат  Амброджио
Катерине, доминиканец, а защищал его тоже доминиканец, брат Доминике Сото.
     VIII. По возвращении в Испанию в 1548 году он был  назначен  духовником
Филиппа II, тогда принца Астурийского. Император письмом из Германии дал ему
знать о назначении, а принц Астурийский, который был тогда  в  Коллиуре,  со
своей стороны уведомил его об этом, послав  приказ  выехать  в  этот  город,
чтобы сопровождать его  в  путешествии  по  Фландрии  и  Германии.  Карранса
поблагодарил государей, но отказался от должности, считая  себя  недостойным
ее, хотя брат Педро де Сото, его ученик, был тогда духовником Карла. В  1549
году  монарх  назначил  его  епископом  Канарских  островов;   но   Карранса
отказался, извиняясь таким же образом, как он сделал в 1540 году при  отказе
от назначения епископом Куско. Доминиканцы Паленсии в том  же  году  избрали
его настоятелем своего монастыря. Он принял это предложение. В том  же  году
он составил толкование на Послание св. Павла к Галатам. В 1550 году  он  был
назначен  провинциалом  монастырей  Кастилии  и  посетил   свою   провинцию,
ревностно  заботясь  о  восстановлении  всех  правил,  если   было   введено
послабление,  а  особенно  годовщин,  заупокойных  обеден  и  других  служб,
установленных во спасение душ чистилища.
     IX. Когда Тридентский собор был созван вторично в 1551  году,  Карранса
отправился туда по приказанию императора, снабженный  полномочиями  от  дома
Хуана Мартинеса Силисео, кардинала-архиепископа Толедо. Он присутствовал  на
всех собраниях и  конгрегациях  до  1552  года,  когда  собор  был  вторично
приостановлен. В числе разных поручений, доверенных  ему,  было  составление
индекса. Для этой цели ему доставили множество книг,  из  которых  он  велел
сжечь те, которые  считал  пагубными,  а  остальные  отдал  в  доминиканский
монастырь Св. Лаврентия в Триденте. По приезде в  Испанию,  когда  окончился

Страницы: «« « 318   319   320   321   322   323   324   325   326  327   328   329   330   331   332   333   334   335   336  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции