Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 319   320   321   322   323   324   325   326   327  328   329   330   331   332   333   334   335   336   337  » »»

срок его должности провинциала, он вернулся в свою коллегию Св.  Григория  в
Вальядолиде.  В  это  время  принц-регент  королевства,  советы  Кастилии  и
инквизиции и святой трибунал Вальядолида были постоянно  заняты  обсуждением
щекотливых и затруднительных дел. В числе прочих надо назвать  произведенный
домом Диего де Таверой (членом верховного совета, а затем  епископом  Хаэна)
разбор нескольких Библий и  работу  над  подготовкой  той,  которая  была  с
большой точностью напечатана по-латыни и послужила образцом для  последующих
изданий.
     X. Когда был решен брак Филиппа II с  Марией,  королевой  Англии,  брат
Бартоломее отправился  в  это  королевство  в  1554  году,  чтобы  вместе  с
кардиналом Поло подготовить вступление этого королевства  в  лоно  Церкви  и
признание им папы. Вскоре отправился туда и король. Было  бы  затруднительно
дать точное представление о том, что Карранса сделал в  Англии  в  интересах
католической религии. Почти все время он проводил  в  проповедях  и  добился
обращения великого множества еретиков. Он убедительно отвечал письменно  или
устно на аргументы колеблющихся и этим способом сумел утвердить их  в  вере.
Когда Филипп II покинул Лондон в 1555 году, чтобы  отправиться  в  Брюссель,
Карранса  остался  при  королеве,  которой  его  помощь  была  полезна   для
укрепления католического учения в университетах и для завершения других  дел
крайней  важности.  По  приказанию  кардинала  Поло,  папского  легата,   он
редактировал каноны, декретированные на национальном соборе. Он содействовал
казни  некоторых  упорных   еретиков,   особенно   Томаса   Кранмера   [85],
архиепископа  Кентерберийского,  примаса  Англии,  и  Мартина  Босера  [86],
который  трудился  неустанно  над   разъяснением   заблуждений   не   только
лютеранских, но и своих. Усердие Каррансы  часто  подвергало  его  опасности
потерять жизнь, исполняя апостолические обязанности.
     XI. В 1557 году, отправившись во Фландрию, чтобы дать отчет Филиппу  II
обо всем, что он сделал в Англии, Карранса велел с  большой  старательностью
собрать и сжечь книги, зараженные ересью Лютера и других  протестантов.  Так
же он поступил во Франкфурте при  помощи  брата  Лоренте  де  Вильявисенсио,
августинского монаха, посланного в этот город в светском платье. Он  простер
свои заботы в этом отношении до Испании, внушив королю,  что  много  вредных
книг ввозилось через Арагон. Вследствие этого  Филипп  дал  приказ  главному
инквизитору перехватывать все подобные произведения. Карранса, желая сделать
эту меру более действенной, составил списки испанцев,  уроженцев  Севильи  и
других городов, бежавших в Германию  и  Фландрию  и  посылавших  еретические
книги в Испанию. Подлинник этого списка был найден в его бумагах при аресте.
     XII. Дом Хуан Мартинес де Силисео, архиепископ Толедо, умер 31 мая 1557
года, и король назначил его преемником  дома  Бартоломео  Каррансу.  Тот  не
принял этого предложения и, наоборот, предложил трех лиц, сказав, что  выбор
короля должен был бы пасть скорее на них, чем на него. Эти  три  лица  были:
дом Гаспар де Суньига-и-Авельянада, епископ Сеговии, впоследствии кардинал и
архиепископ Севильи; дом Франсиско де Наварра,  епископ  Бадахоса,  а  затем
архиепископ Валенсии; дом Альфонсо де Кастро, францисканский монах,  который
умер, получив назначение архиепископом  Сант-Яго.  Отказ  Каррансы,  хотя  и
повторенный трижды, был бесполезен. Король стал говорить с ним как  государь
и приказал ему  принять  назначение,  если  он  не  желает  отказать  ему  в
повиновении как подданный.  Из  описи  бумаг,  захваченных  у  Каррансы  при
аресте, явствует, что, в них находился  оригинал  этого  приказа.  Павел  IV
хорошо узнал Каррансу  де  Миранду  на  Тридентском  соборе;  он  знал,  что
Карранса  был  потом  в  Англии,  Германии  и   Фландрии,   и   избавил   от
формальностей, которые  римская  курия  обыкновенно  предписывает  исполнять
назначенным  епископам.  16  декабря  1557  года  на   пленарном   заседании
консистории он был провозглашен достойным  епископского  сана,  и  ему  были
посланы буллы. Педро де Мерида, каноник Паленсии, и дон Диего  Бривиэска  де
Муньятонес, член совета Кастилии и королевского тайного совета, 5 марта 1558
года вступили во владение толедской кафедрой в силу полномочий, данных им  в
Брюсселе 15 января 1558 года. Педро де Мерида жил в  Толедо  для  управления
епархией до прибытия архиепископа.  Вальядолидская  инквизиция  преследовала
его впоследствии, найдя в бумагах этого прелата письма  к  архиепископу.  Он
был также скомпрометирован братом Домиником де Рохасом и другими сообщниками
доктора Касальи.
     XIII. Архиепископ Карранса был посвящен в Брюсселе 27 февраля 1558 года
кардиналом  Гранвеллой,   Антуаном   Перено,   епископом   Арраса,   который
впоследствии стал первым архиепископом Мехельна. Он напечатал  в  Антверпене
свой катехизис на испанском языке под заглавием: Толкование  преподобнейшего
господина брата Бартоломео  Каррансы  де  Миранды  архиепископа  Толедо,  на
христианский Катехизис; в четырех частях, содержащих все, что мы  исповедуем
при  святом  крещении,  как  видно  на   следующей   странице;   посвященное
светлейшему  господину,  королю  Испании  и  проч.,   нашему   государю.   В
Антверпене,  в  типографии  Мартина  Нусио,  в  1558  году,  с   королевской
привилегией. Затем он отплыл в Испанию и 10 августа приехал в  порт  Ларедо,
откуда он отправился в Вальядолид, где тогда пребывал двор. В том же  месяце
он присутствовал несколько  раз  на  заседаниях  совета  Кастилии  и  совета
инквизиции. Последнему он отдал отчет обо всех  мерах,  принятых  им  против
бежавших во Фландрию испанских еретиков  и  против  ввоза  в  Испанию  книг,
зараженных ересью. В  середине  сентября  он  уехал  из  Вальядолида,  чтобы
представить Карлу V отчет во всех делах, порученных ему Филиппом II, и чтобы
явить знак уважения государю, уже удалившемуся  в  монастырь  Св.  Юста.  Он
прибыл туда в ту минуту, когда император был удручен  бременем  болезни,  от
которой умер через два дня. Я уже рассказал в главе XVIII, что произошло при
этом посещении. Он отправился в свою епархию, прибыл в Толедо 13  октября  и
прожил там до 25 апреля 1559 года, когда он отправился в  Алькала-де-Энарес,
намереваясь произвести общий объезд своей епархии. В течение шести  месяцев,
пока он пребывал в столице, он служил для всех, особенно  капитул,  примером
добродетелей, которые должны отличать епископа,  тратя  все  свое  время  на
проповедь, раздачу милостыни, посещение узников и больных и на наблюдение за
тем, чтобы возносили молитвы за умерших. Его -поведение  было  одинаково  во
всех местах, которые он посещал, до  прибытия  в  Торрелагуну,  где  он  был
арестован по приказанию инквизиции 22  августа.  Ему  велели  отправиться  в
Вальядолид, куда он прибыл 28 августа в два часа пополуночи.  Вместо  тюрьмы
ему отвели часть дома,  принадлежащего  майорату  дона  Педро  Гонсалеса  де
Леона,  а  другую  часть  его  занял   дом   Диего   Гонсалес,   инквизитор,
приставленный  сторожить  его.   Мне   показалось   нужным   выяснить,   что
предшествовало  той  мере,  которая  получила  большую  огласку  и   вызвала
изумление, скандал и страх не  только  во  всей  Испании,  но  и  в  Италии,
Германии, Англии и Фландрии.


       Статья вторая

Страницы: «« « 319   320   321   322   323   324   325   326   327  328   329   330   331   332   333   334   335   336   337  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции