Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 322   323   324   325   326   327   328   329   330  331   332   333   334   335   336   337   338   339   340  » »»

27  июня,  что  дом  Барто-ломео  говорил  ему,  что  он  должен  верить   в
существование чистилища и полагаться  на  решение  Церкви,  и,  если  бы  не
настало время отъезда, он ответил бы  удовлетворительно  на  все  аргументы;
свою беседу с Каррансой  он  сообщил  только  Педро  де  Касалье.  Это  дает
основание думать, что обращенный к нему запрос  вызван  показанием  Касальи,
который сказал неправду. 20 и  23  августа  брат  Доминик  заявил,  что  дом
Бартоломео постоянно говорил о  чистилище,  как  всякий  настоящий  католик.
Следовательно, показание Педро Касальи было  опровергнуто  и  уничтожено  до
приказа об аресте.
     XV. 7 мая 1559 года инквизитор Гильельмо передал  письмо,  адресованное
ему архиепископом Толедским по частному делу. В этом письме  он  упоминал  о
том, что  случилось  в  1554  Году  с  доном  Карлосом  Сесо;  он  признавал
возможность вменить ему в вину, что он не донес на него, но  прибавлял,  что
не сделал этого потому, что считал его  не  еретиком,  а  только  впавшим  в
заблуждение; доказательство этого содержится в ответе, который дал ему Сесо;
ответ этот был вызван упреком Каррансы и гласил, что он желает верить только
в то, что Действительно согласно с католической религией,  на  что  Карранса
заметил ему, что именно так лучше всего поступать.
     XVI. Гарсия Барбон де Бехега, альгвасил калаорской инквизиции,  показал
12 мая, что, арестовав в этом городе брата Доминика  де  Рохаса,  когда  тот
пытался покинуть Испанию, много беседовал с ним об увеличении числа лютеран.
На вопрос  его,  не  лютеранин  ли  Карранса,  его  учитель,  Рохас  ответил
отрицательно и добавил, что хотел ехать  к  нему  во  Фландрию  не  по  этой
причине, а  чтобы  добиться  у  короля  милости  не  быть  опозоренным.  Это
показание также не было сообщено архиепископу  при  оглашении  свидетельских
показаний.
     XVII. 13 мая брат Доминик  де  Рохас  заявил,  что  брат  Франсиско  де
Тордесильяс говорил, как он жалел о  нем,  когда  слышал  его  разговоры  об
оправдании, к которым он примешивал фразы, имевшие  лютеранский  смысл,  что
случалось также с Каррансою. На вопрос об этом брат Франсиско ответил,  что,
переписывая некоторые труды архиепископа  и  переводя  другие  с  латинского
языка для маркизы Альканисес и разных других лиц,  он  поместил  в  рукописи
предисловие к читателю, в котором было сказано, что  средство  не  впасть  в
заблуждение при чтении этих трудов  состоит  в  том,  чтобы  не  приписывать
автору  больше  того,  что  он  намеревался  сказать,  а  также  понимать  в
католическом  смысле  некоторые  тезисы  его  об  оправдании,  которые   при
поверхностном отношении могут быть истолкованы в противоположном смысле; все
написаное Каррансой  согласуется  с  духом  католической  религии,  но  есть
несколько темных мест, которые  могут  быть  истолкованы  в  дурном  смысле,
вопреки намерениям автора; он, свидетель, знает, что они чисты,  потому  что
видел добрые дела  Каррансы  (пост,  милостыня,  молитва);  все  виденное  и
слышанное  им  в  проповедях  Каррансы  и  его  Частной   жизни   совершенно
согласуется с истинными принципами католической религии.
     XVIII. Донья Франсиска де  Суньига  показала  2  июня,  будто  Карранса
говорил ей, что она может причащаться без исповеди, раз она не  в  состоянии
смертного греха; 13 июля она слышала, как брат Доминик де Рохас сказал,  что
Карранса думает подобно ему о некоторых мнениях  Лютера,  но  не  обо  всех;
монахини Вифлеемского монастыря якобы считали, что нет чистилища, потому что
Педро Касалья сказал им, что таково мнение Каррансы. Брат Доминик ответил на
запрос то, что я уже передал относительно чистилища. 21 марта 1559  года  он
прибавил, что дом Бартоломее всегда  толковал  свои  тезисы  в  католическом
смысле; он осуждал и отвергал все относящееся к лютеранскому учению, хотя  в
обоих исповеданиях  веры  употребляется  одинаковый  способ  выражения;  при
первом возвращении с  собора  он  часто  беседовал  со  свидетелем  об  этом
предмете, чтобы ближе ознакомить с ним; его рассуждения постоянно  клонились
к защите католической  религии  и  к  опровержению  еретиков;  если  бы  он,
свидетель, всегда пользовался его толкованиями, то не впал бы в заблуждение.
На вопрос о вифлеемских монахинях Педро  Касалья  ответил,  что  не  помнит,
чтобы он так говорил, но что  он  стал  думать  таким  образом  в  отношении
архиепископа с тех пор, как тот не донес на дона Карлоса де Сесо.
     XIX. 13 июля инквизиторы приказали забрать  у  маркизы  Альканисес  все
книги,  труды  и  рукописи,  составленные  архиепископом  Толедским.   После
некоторых инцидентов этот приказ был выполнен. 28 июля та же особа показала,
что,  прочитав  Толкование  на  пророка  Исайю,  написанное  Каррансой,  она
спросила  брата  Хуана  де  Вильягарсию,  откуда  автор  почерпнул   столько
учености. Брат Хуан ответил ей, что в труде Лютера, что эта книга  не  может
быть доверена никому, потому что у этих авторов хорошее часто смешивается  с
дурным. На запрос об этом брат Хуан де Вильягарсия ответил,  что  книга  эта
составлена не Лютером, а Эколампадием и что архиепископ постоянно держал  ее
в  секрете;  он  действительно  почерпнул  в  ней  некоторые  материалы  для
трактата, в котором толковал пророка Исайю, но он обыкновенно  говорил,  что
не следует иметь ни малейшего доверия к авторам-еретикам, изливающим скрытый
яд, которым они полны, когда меньше всего можно ожидать  этого;  архиепископ
никогда не обольщался их учением, потому  что  всегда  защищал  католическую
религию. Мы уже сказали, что Павел III даровал  дому  Бартоломее  разрешение
читать запрещенные книги. Бреве, содержавшее это разрешение,  нашлось  среди
его бумаг.
     XX. 31 июля Елизавета Эстрада показала, будто  брат  Доминик  де  Рохас
говорил, что от дома  Бартоломео  зависит,  чтобы  маркиза  Альканисес,  его
сестра, усвоила учение Лютера, так как она во всем доверяет его советам;  он
еще надеется, что эта перемена произойдет  и  тогда  король  и  вся  Испания
примут эту религию. Свидетельница сказала  также,  будто  узнала  от  самого
брата Доминика, что дом Бартоломео читал произведения Лютера.  Брат  Доминик
на  вопрос  об  этом  ответил,  что  ему  часто  случалось  так  говорить  с
монахинями, которые держались его мнения,  а  также  с  другими  лютеранами,
прибавив, что Карранса разделял его мнение по  вопросу  об  оправдании  и  о
чистилище; он, Рохас, составив Изъяснение членов веры  согласно  его  личным
убеждениям, подумал, что придаст больший вес своему сочинению,  выдавая  его
перед монахинями и другими читателями за труд Каррансы.  Он  старался  среди
этих людей  поддерживать  мысль,  будто  принципы  Лютера  одобряются  таким
добродетельным и ученым человеком, как архиепископ; он считал  это  средство
удобным для убеждения их в этом веровании и для его упрочения; но он никогда
не говорил, что дом Бартоломео читал  произведения  Лютера,  потому  что  он
действительно не знал, делал ли это когда-либо Карранса. Свидетель прибавил,
что перемена, происшедшая в его положении, обязывает  его  говорить  правду,
поэтому он уверяет, что архиепископ  никогда  не  усваивал  этого  учения  и
постоянно придавал католический смысл тезисам, которые по сходству фраз  или
выражений можно понять в противоположном смысле.
     XXI. 23 августа брат Бернардин де Монтенегро и брат Хуан де Месета (оба
из  францисканского  монастыря  в  Вальядолиде)  донесли   по   собственному

Страницы: «« « 322   323   324   325   326   327   328   329   330  331   332   333   334   335   336   337   338   339   340  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции