Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345   346   347   348  » »»

обнаружили  такое  мужество,  епископы,  архиепископы  и  другие  богословы,
стремившиеся к епископскому сану, вели себя трусливо и без  колебаний  брали
обратно свое первое истинное  мнение  и  объявляли  сильно  заподозренным  в
лютеранстве того человека, которого сами  называли  почти  что  апостолом  в
отношении одного и того же произведения, и это  только  вследствие  процесса
против него. Если бы мое звание историка не обязывало меня напомнить  факты,
столь  нелестные  для  репутации  прелатов,  поведение  которых,  в   других
обстоятельствах, достойно уважения, я полагал бы, что у меня есть достаточно
мотивов, чтобы обойти молчанием их поведение в этом деле.
     III.  30  августа  1559  года  Мартин  Гутьерес,  иезуит,  показал   по
собственному побуждению и без запроса, будто слышал от  брата  Луиса  де  ла
Круса, что в юности он  однажды  помогал  дому  Бартоломео  служить  обедню.
Последний, держа святую гостию пальцами, спросил его:  "Хочешь  съесть  этот
хлеб?" Брат Луис отвечал, что он не исповедался, на что Карранса сказал ему:
"Ты слишком мнителен" и дал ему причастие.
     IV. Брат Луис на вопрос об этом факте показал 26 июня  1560  года,  что
правда только то, что дом Бартоломео однажды, беседуя с ним о духовных дарах
евхаристии, сказал: "Когда я буду потреблять гостию, я хотел  бы  пригласить
вас к святой трапезе". На это свидетель ответил: "Дай Бог, чтобы я был готов
к этому, как вы". Тот же свидетель повторил это показание 2 июля.
     V. Антонио Лопес, врач из Торо, на допросе 4 сентября показал, что семь
или восемь лет тому назад слышал, как архиепископ в проповеди,  сказанной  в
церкви Св. Севастиана в  этом  городе,  высказал  приблизительно  следующее:
"Есть столь испорченные люди, что сохраняют за собой  в  течение  нескольких
лет звание публичных грешников. Христиане ли такие  люди?  Неизвестно  даже,
веруют ли они. Предположим, что они  веруют"  и  проч.  Этот  свидетель  был
единственным, давшим такое показание. Поднимался, однако, вопрос о  публично
сказанной проповеди.
     VI. 19 сентября лиценциат Агостино Сурухано показал,  будто  слышал  от
Фавиана Сальвадора рассказ о том, как архиепископ Толедский  в  проповеди  в
Лондоне говорил, что люди не совершают никакого греха, не посещая мессы,  не
исповедуясь  и  не  причащаясь.  Свидетель  добавил,  что  Фавиан  Сальвадор
говорил, как Франсиско Монтеро  (который  вместе  с  ним  присутствовал  при
проповеди) был возмущен, слыша от проповедника подобные выражения.
     VII. Этот Фавиан Сальвадор не был допрошен. Франсиско Монтеро, пехотный
капитан, отвечал,  что  он  не  помнит  об  этом.  Его  энергично  побуждали
припомнить факт, но  безуспешно:  он  упорно  стоял  на  своем.  Определение
смертный или тяжелый  при  слове  грех,  не  расслышанное  свидетелем,  было
достаточно для того, чтобы это место проповеди считать правоверным; если  бы
оно не было произнесено, тезис, несомненно, был бы оговорен многими  другими
лицами из слушателей.
     VIII. Блаженный Хуан де Рибера, тридцати  лет  от  роду,  вызванный  27
сентября для дачи показания в  севильский  святой  трибунал,  в  присутствии
епископа Тарасовы, заместителя главного инквизитора, сказал, что он читал  в
Саламанке сочинение под заглавием Мнение  касательно  переводчиков  Писания,
относительно которого ему был сделан запрос; он заметил три тезиса,  которые
не показались ему католическими. Первый:  не  следует  опираться  на  мнения
святых отцов для понимания Священного Писания. Второй: мы можем быть уверены
в нашем оправдании. Третий: оправдание достигается горячей верой в страдания
и смерть нашего Спасителя. Свидетель прибавил к  своему  показанию,  что  он
слышал в то время, будто это сочинение принадлежит дому Бартоломео Каррансе,
но потом узнал, что оно составлено другим автором.
     IX. Брат Луис де ла Крус (который хорошо знал все  дела  архиепископа),
несколько раз допрашиваемый об этом предмете, до последней  минуты  заявлял,
что Мнение представляет часть  письма,  которое  Вальдес  (задолго  до  того
времени, когда он был признан еретиком) писал  архиепископу,  бывшему  тогда
профессором богословия в коллегии Св. Григория в Вальядолиде.  Он  прибавил,
что потом узнал, будто  этот  труд  сначала  был  напечатан  в  Христианских
наставлениях Таулера; что он (а не дом Бартоломео) списал из письма Вальдеса
и включил в труд Каррансы, озаглавленный Толкование на Послание св. Павла  к
Филиппийцам, копии которого передал  в  разные  руки;  что  он  прибавил  по
собственному  побуждению  и  чистосердечно  прилагательное  благочестивое  к
существительному  мнение;  это  должно  быть  приписано  его   молодости   и
недостатку познаний, которые он  приобрел  лишь  в  более  зрелом  возрасте,
продолжив изучение. Это сочинение находится, быть может, в Толковании  (хотя
оно не составляет его части), потому что  дом  Бартоломео  обычно  имел  его
перед глазами, когда объяснял некоторые пункты  из  этого  произведения.  Он
никогда не давал этого Мнения ученикам в виде урока; никогда  не  читал  его
содержания с кафедры таким образом, как читают письма или  книгу,  но  делал
дополнения,  изменения  и  исправления,  внушаемые  ему  познаниями;  он  не
старался удаляться от толкований, данных  святыми  отцами  насчет  истинного
смысла Священного Писания, и изъяснял его, следуя тому, что  находил  у  св.
Августина, св. Иеронима и других; наконец, он в своей коллегии заставлял  по
этому предмету вести публичные диспуты, один из которых  содержал  следующий
тезис: в  Священном  Писании  существуют  некоторые  темные  и  трудные  для
понимания места, поэтому надо прибегать к толкованию их, данному учителями и
Отцами Церкви.
     X. 28 сентября допрашивали дона Диего Уртадо де Мендосу, бывшего послом
на Тридентском соборе и при римской курии, члена государственного  совета  и
королевского камергера, исполнявшего эту обязанность  во  время  путешествия
короля в Англию и Фландрию. От него потребовали  показать,  что  он  заметил
относительно веры толедского архиепископа. Этот допрос произошел после того,
как главный инквизитор удостоверился, каким образом и  в  каком  духе  будет
отвечать Мендоса. Он писал Мендосе 2 сентября, и дон Диего  в  своем  ответе
останавливался на важности, которую он придавал (во время его  пребывания  в
Венеции при подготовке Тридентского собора) тесному  единению,  связывавшему
Каррансу с Маттео Приоли, епископом Брешиа [92], донато  Рулло  Кадавересом,
неаполитанцем, Антонио Фламинио и М. Карнесекой, кардиналами Поло и Мороной,
Атаназио Колонной и другими, с которыми он имел тайные совещания. Дон  Диего
в своем письме говорил, что этих людей не в чем упрекать и с внешней стороны
они не давали повода ни к какому подозрению, но они шли  путем,  проложенным
только для очень небольшого числа лиц. Главный инквизитор знал, что все  эти
люди были отмечены как еретики, некоторые из них подверглись преследованию и
были осуждены. Он имел на этот счет  частные  разговоры  с  доном  Диего  де
Мендоса и вынудил его  потом  дать  об  этом  показание  под  присягой.  Тот
повторил переданные мною выше  слова  и  прибавил,  что  это  обстоятельство
заставляло его сомневаться в чистоте веры архиепископа  Толедского;  что  не
одобрял его катехизиса, так  как  он  не  отвечает  на  некоторые  аргументы
еретиков; правда, опровергает другие, но  слабыми  доводами;  между  тем  он
представлял доводы противников во всей их  силе  и  трудности,  как  он  уже

Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345   346   347   348  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции