Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 332   333   334   335   336   337   338   339   340  341   342   343   344   345   346   347   348   349   350  » »»

мстительности; здесь я замечу только, что его брат был небезупречен  в  этой
системе дискредитирования архиепископа в известных пунктах, которые, как  он
отлично понимал, содержали не ересь, а  только  тезисы,  способные  особенно
повредить Каррансе, когда бы бумаги его процесса ни были посланы в Рим.
     XXIII. 20 декабря 1560  года  брат  Херонимо  де  Порас,  францисканец,
показал  в  святом  трибунале  Калаоры  перед  инквизитором  Ибаре,   братом
квалификатора трудов архиепископа, что  слышал  от  одного  человека  (имени
которого он не помнил), как дом Бартолемео,  возвращаясь  с  собора  в  1552
году, произнес проповедь в Тафалле, не обращая к  Святой  Деве  приветствия:
"Прииди, Создатель Дух" [95], и это,  по-видимому,  показывало,  что  он  не
верит ни в заслуги, ни в заступничество святых.
     XXIV.  4  января  1561  года  брат  Франсиско  д'Ирибарен,   настоятель
францисканского  монастыря  в  Тарасоне,  сказал,  что  рассказанный  случай
произошел, когда он был настоятелем в Тафалле; хотя он не присутствовал  при
проповеди, но от многих  слышал,  что  Карранса  проповедовал,  как  святой;
правда, один человек выразил неудовольствие, что не было сказано приветствия
Деве Марии, но он, свидетель, на вопрос о причине  этого  новшества  получил
ответ: Карранса следовал в этом обычаю собора.
     XXV. Ни один из этих двух свидетелей не показал того, что он видел  или
слышал сам. Предполагая факт достоверным, настоятель не дает  ему  злостного
толкования, придуманного другим монахом.


       Статья вторая

РАЗБОР ПОКАЗАНИЙ

     I. Согласно результату процесса, который мы видели до  сих  пор,  можно
утверждать,  что  уже  на  предварительном  следствии,  хотя   произведенном
инквизиторами в служебном порядке  без  участия  Каррансы  и  даже  без  его
ведома, рассыпались все факты, доказывающие, что Карранса лютеранин.  Теперь
я сведу их к небольшому числу тезисов.
     II. Первый относится к существованию чистилища. Брат Доминик де  Рохас,
дон Карлос де Сесо и донья Катерина де Риос доказывают своими показаниями  и
своими произведениями, что архиепископ говорил, писал и  давал  распоряжения
при объездах в качестве провинциала своего ордена, как человек,  верующий  в
чистилище, и что он даже упрекнул дона Карлоса де Сесо в его неверии на этот
счет.
     III. Оправдание верою. Из показаний вышеупомянутых свидетелей, а  также
маркизы д'Альканисес, брата Хуана де Вильягарсия, брата Хуана де  ла  Пеньи,
брата Франсиско Торо де Сильяс, брата Луиса де ла  Круса  и  доктора  Савино
Бернарде де Астете видно, что Карранса всегда питал большое доверие к добрым
делам и что  единственный  вывод,  который  можно  извлечь  из  совокупности
показаний, заключается в том, что он мало ценил их в сравнении  с  заслугами
страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, в  которые  следует  горячо
верить.
     IV. Заступничество святых. Дон Хуан де Акунья, граф де  Буэндиа,  донья
Франсиска де Кордова, его жена, Педро Вальдес, их капеллан, и главные  слуги
семьи этого гранда Испании показывают, что Карранса  советовал  прибегать  к
покровительству святых; единственное, чего он не одобрял  в  этих  молитвах,
это прибавления к ним Отче наш и Богородице дева радуйся, которые обращены к
Иисусу Христу и его матери, а не к святым.
     V. Евхаристия. Брат Доминик де Рохас, брат  Луис  де  ла  Крус,  иезуит
Мартин Гутьерес, донья Франсиска де Суньига и другие удостоверяют его веру в
это таинство, хотя Карранса  утверждал,  что  не  нужно  исповедоваться  для
приступления к святой трапезе, если только человек не находится в  состоянии
смертного греха.
     VI. Толкование Священного Писания. Брат Луис де ла Крус,  брат  Доминик
де Рохас, брат Франсиско де Тордесильяс, доктор Астете  и  некоторые  другие
говорят, что Карранса признавал нужным обращаться к святым учителям и  Отцам
Церкви для понимания темных и сомнительных мест Библии и  что  он  прибавлял
этот пункт к тому, что утверждал Хуан Вальдес.
     VII. Лютеранское учение вообще. Все перечисленные мною  монахи,  доктор
Астете и брат  Амбросио  де  Саласар  удостоверяют,  что  он  не  только  не
исповедовал еретического учения, но, проникнув в глубину  этих  заблуждений,
показывал, в чем они состоят, чтобы уберечь от  них  неблагоразумных  людей;
его поступки были настолько противоположны лютеранству, что он обратил много
еретиков, а других велел наказать как  неисправимых;  а  если  он  дружил  с
прелатами, заподозренными в ереси, то делал это только с  тою  целью,  чтобы
кротостью вернуть  их  к  Церкви,  так  как  кротость  является  единственно
надежным средством влиять на подобных людей.
     VIII. Лютеранский способ выражения. Свидетели говорят, что относительно
некоторых пунктов учения способ выражения у католиков одинаков с лютеранами;
Карранса изъяснял  свое  учение  в  католическом  смысле,  чтобы  не  подать
никакого повода к двусмысленности; его труды и  личное  поведение  постоянно
были в согласии с его речами и никто не мог  упрекнуть  его  ни  в  малейшем
противоречии.
     IX. Факты и особенные тезисы, близкие к лютеранству. Нет ни одной улики
ни в поступках, ни в сочинениях, которые могли бы подтвердить это  обвинение
или  действие  которых  не  было  бы  уничтожено  тем,   что   вытекает   из
предшествующих положений.
     X. Печатные труды. Катехизис - единственный труд, из которого  извлекли
некоторые инкриминируемые статьи. До и после своего  напечатания  этот  труд
был рассмотрен и одобрен многими богословами и прелатами, которые  заслужили
на Тридентском соборе репутацию людей ученых и добродетельных. Этого  вполне
достаточно,  чтобы  защитить  намерения  автора,  потому  имеющий   недобрые
намерения  не  станет  подвергать  свои  труды  цензуре  стольких  судей   с
выдающимися познаниями.
     XI. Неизданные произведения. Их нельзя защищать таким  же  образом;  но
святой трибунал ознакомился с ними и отдал их для оценки только по окончании
процесса. Более ничего не надобно для доказательства того, что их содержание
не играло никакой роли в причинах преследования  Каррансы,  потому  что  оно
было еще неизвестно. Я должен добавить, что даже после разбора  богословская
отметка коснулась лишь очень небольшого числа их и что доктор  Астете,  брат
Альфонсо де Кастро, доминиканец, и некоторые другие показали, что ни в одном
из них не заметили ни малейшего заблуждения.
     XII. Итак, какой же мотив послужил  к  аресту  и  заключению  в  тюрьму
святого   трибунала   примаса   Испании   -   к   скандалу   всей    Европы?
Недоброжелательство главного инквизитора и некоторых  других  дурных  людей,
возбужденное завистью. Новые доказательства этой истины мы увидим в том, что

Страницы: «« « 332   333   334   335   336   337   338   339   340  341   342   343   344   345   346   347   348   349   350  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции