Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338  » »»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ПРОЦЕССА

     I. Архиепископ Карранса навлек на себя  вражду  и  ненависть  некоторых
епископов с 1547 года, когда опубликовал трактат О резиденции  епископов.  Я
прибавлю: страсти легко проникают в людские сердца, и начиная  с  первых  же
заседаний Тридентского собора  репутация  ученого,  которою  он  пользовался
более некоторых других лиц, считавших себя его учителями в  этом  отношении,
сделала их его врагами или, по крайней  мере,  соперниками.  К  этому  числу
принадлежал  Мельхиор  Кано,  доминиканец,  о  котором  я   много   говорил.
Соперничество перешло в открытую зависть как  со  стороны  Кано,  так  и  со
стороны брата Хуана де Реглы, иеронимита,  духовника  Карла  V,  как  только
Карранса был назначен архиепископом  Толедо.  Ненависть,  вражда,  досада  и
другие подобные настроения стали обыкновенными у многих  священников,  когда
они узнали, что Карранса отказался от предложенного сана и предложил  королю
трех вышеупомянутых лиц, потому что они считали себя выше тех,  кого  назвал
архиепископ.   Мстительность,   которую   внушило   им   это   предпочтение,
приоткрывает часть их душевного состояния. К этому числу  принадлежали:  дом
Фернандо Вальдес, архиепископ Севильи,  главный  инквизитор,  дом  Педро  де
Кастро, епископ Куэнсы, сын графа де Лемоса, гранда Испании первого  класса;
а особенно человек величайших достоинств -  дом  Антонио  Агостино,  епископ
Лериды, архиепископ Таррагоны, светоч Испании в богословской литературе. Эти
три личности прибегли к притворству для прикрытия своих истинных чувств,  но
слова и поступки вполне разоблачили их.
     II.  Кроме  этого  главного  мотива  заговора,   составленного   против
архиепископа, можно предположить и другой. Прелат работал над катехизисом  в
несколько приемов и дал копию своего труда из нескольких разрозненных частей
донье Эльвире де Рохас, маркизе Альканисес; отдавая в  печать,  он  разделял
свою работу на тетради по мере того, как они выходили из  типографии;  таким
образом в феврале 1558 года труд был уже в полном виде в  Вальядолиде,  а  в
марте получено было несколько экземпляров из  Фландрии.  Маркиза  Альканисес
доверила  этот  труд  некоторым  доминиканцам,  ученикам   или   сторонникам
архиепископа, в частности брату  Хуану  де  ла  Пенье,  брату  Франсиско  де
Тордесильясу и брату  Луису  де  ла  Крусу.  Этот  труд  был  прочтен  также
Мельхиором Кано, который говорил о нем много  дурного  в  разных  беседах  и
давал весьма прозрачно понять, что в  нем  содержатся  тезисы,  рискованные,
опасные, непристойные  и  отдающие  ересью  Лютера.  Дом  Фернандо  Вальдес,
главный инквизитор, узнав о случившемся, велел купить несколько  экземпляров
этого труда, передал их  лицам,  образ  мыслей  коих  был  ему  известен,  и
посоветовал им внимательно прочесть эту книгу,  указать,  что  им  покажется
заслуживающим богословской отметки, и доложить ему;  однако  они  не  должны
были высказывать свое мнение  письменно  без  вторичного  совещания  с  ним.
Избранные им лица были: брат Мельхиор Кано, брат Доминго Сото, брат  Доминго
Куэвас, магистр Карлос и брат Педро Ибара,  провинциал  францисканцев,  брат
одного инквизитора.
     III. Этот труд был также  отправлен  дому  Педро  де  Кастро,  епископу
Куэнсы, и можно сказать, что его ответ, посланный из Парехи 28  апреля  1558
года, послужил основанием для  процесса  Каррансы,  хотя  можно  отыскать  и
другое в собрании фактов, содержащихся в различных документах,  найденных  у
архиепископа. Из письма, посланного Кастро главному инквизитору, видно,  что
тот спрашивал его мнение  о  катехизисе.  Кастро  отвечает,  что  этот  труд
показался ему очень опасным; обещает высказать  свои  доводы  и  теперь  уже
заявляет, что в статье об оправдании есть тезисы,  зараженные  лютеранством;
услыхав, продолжает он, как автор говорил в том  же  смысле  на  Тридентском
соборе, он составил дурное мнение о его учении, хотя до сих  пор  не  думал,
что Карранса исповедует в душе эти ложные убеждения, но теперь он  переменил
мнение, потому что лютеранские тезисы встречаются  здесь  очень  часто.  Это
доказывает, что автор проникся духом ереси. Дом Педро де Кастро  прибавляет,
что его мнение основывается еще и на других фактах,  о  которых  он  сообщил
доктору дону Андреа Пересу, члену верховного совета.
     IV. Из другой бумаги, подписанной тем  же  епископом  1  сентября  1559
года, видно, что его сообщение члену совета сводилось к  следующим  пунктам:
находясь в Лондоне во время Великого поста 1555 года,  он  присутствовал  на
проповеди,  произнесенной  Каррансой   перед   королем,   и   заметил,   что
проповедник, представляя, что он видит  на  небе  распятого  Иисуса  Христа,
говорил об оправдании людей живою верою в страдания и смерть Иисуса Христа в
выражениях,  близких  к  лютеранству.  Епископ  высказал  брату   Хуану   де
Вильягарсии, спутнику Каррансы, как он возмущен этой проповедью, на что  тот
ответил, что дом Бартоломее произносил ее в прошлом году в Вальядолиде, и он
сам нашел ее достойной порицания. Епископ Кастро прибавляет,  что,  высказав
свой образ  мыслей  Каррансе,  он  приписал  чувству  смирения  хранимое  им
молчание. В другом случае тот же проповедник, стоя на кафедре перед королем,
заявлял, что есть непростительные грехи. Сначала он подумал, что  ослышался,
но затем сомнения исчезли, потому что этот тезис повторялся часто.  В  конце
письма епископ говорит, что в другой проповеди, произнесенной перед королем,
дом Бартоломее говорил таким образом, что можно было подумать,  что  за  два
реала (десять су, полфранка)  покупаются  индульгенции,  даруемые  буллою  о
крестовом походе; он подумал, что подобный способ выражения опасен в  Англии
среди еретиков. "Все сказанное мною, -  заключил  Кастро,  -  согласуется  с
показанием, данным 18 октября 1559 года братом  Ангелом  де  Кастильо  после
ареста архиепископа. Там сказано, что он слышал, как  Кастро  рассказывал  в
Лондоне историю о  проповеди;  показание  заканчивается  словами:  "Карранса
проповедовал, как мог бы это сделать Филипп Меланхтон".
     V. Из этого письма видно, что сомнения в отношении Каррансы возникли  у
Кастро только через три года после путешествия в Лондон и что он  счел  себя
обязанным сделать донос тогда, когда  потерял  надежду  стать  архиепископом
Толедо. Если бы дом Бартоломео продолжал быть простым монахом, никто никогда
на него не донес бы. Главный инквизитор передал  письмо,  полученное  им  от
Кастро, для начала преследования; но он не упомянул о том, которое  сам  ему
писал, и это доказывает, что  оно  не  имело  официального  характера.  Член
совета дон Андреа Перес не заявил и не удостоверил ни одного  из  фактов,  о
которых  упоминает  епископ.  Таким  образом,  в  судопроизводстве  не  было
показания,  когда  был  дан  приказ  об  аресте.  Так  как  этого  документа
недоставало, то через полтора года сочли нужным  дополнить  судопроизводство
письмом, подписанным епископом. Можно ли  после  этого  подвергать  сомнению
злоупотребления, взращиваемые таинственными приемами инквизиции? Вот почему,
когда материалы дела были получены в Риме, с величайшим  изумлением  увидали
царивший  в  нем  беспорядок,   и   процесс   назвали:   "необработанная   и
беспорядочная груда" (rudis indigestaque moles).
     VI. Брат Хуан де Вильягарсия, будучи уже в  тюрьме,  17  сентября  1561

Страницы: «« « 320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции