Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Мельников Г. - В страну Восточную придя...

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 170
Размер файла: 1051 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

-  Да,  я  отлично помню, как восточносибирский генерал-губернатор
Посьет  в  семьдесят пятом году добивался государственных субсидий
для  железной дороги от Волги до Амура и от Владивостока до  озера
Ханка.
-  И  я  работал над тем проектом, - улыбнулся Павел Федорович.  -
Молод  был,  энергичен,  легок на подъем, меня  тогда  переполняла
жажда  сделать  как  можно больше собственными  руками,  отчего  я
месяца  проводил в поле, на съемке будущей трассы. Очень тогда  мы
надеялись,  что  эти  труды воплотятся в  полотно  дороги.  А  тут
война...
-  Дело  даже  не в русско-турецкой войне, - не согласился  Сергей
Юльевич,   -   не  считали  тогда  в  высших  кругах  эту   дорогу
необходимой. Война, впрочем, казну опустошила изрядно...
-  Нам  с  нашей  колокольни видно по-своему, - не сдавался  Павел
Федорович. - Казна Российской империи пополняется главным  образом
за  счет продажи хлеба за границу, хотя его и на внутреннем  рынке
не   хватает.   Но  ведь  российская-то  деревня   задыхается   от
переизбытка  нищего  населения!   А  вот  если  бескрайнюю  Сибирь
колонизовать? Если Забайкальские степи хлебом засеять? И ведь  там
не только земли хорошие, там и рудные богатства неисчислимые, даже
при  весьма  поверхностном осмотре. Но, знаете, бездорожье  -  наш
бич.  Если  за  все это сейчас взяться, то железная дорога  лет  в
пятнадцать  - двадцать окупится, а при широкой торговле  с  Китаем
возможно и раньше, и начнет чистую прибыль казне давать.
-  Конечно,  на средства частных концессий дорогу построить  можно
быстро,  многие проблемы снимаются. Вон, во время той же  войны  в
Оренбург и от Перми до Екатеринбурга чугунку строили, а  там  и  к
Оби  потянулись.  Но все же, уверен, желающих составить  концессию
для  строительства дороги по этим пустынным и безлюдным местам  не
найдется.  Состоятельные, весьма состоятельные, конечно  же  я  их
имею  в  виду,  люди  желают тратить деньги в обмен  на  скорые  и
большие   дивиденды  на  вложенный  капитал.  А   здесь   они   не
предвидятся.  К  тому же состоятельный человек -  всегда  реалист.
Пространства  Сибири  и Приамурского края заселены  весьма  редко,
промышленности  почти никакой нет и дорогу-то  строить  некому.  А
средства на десять тысяч верст нужны огромные.
-  Ну,  не  десять тысяч, на первых порах значительно меньше.  Еще
шесть  лет  назад  на  созванном Приамурским  генерал-губернатором
бароном  Корфом  Хабаровском  съезде местных  деятелей  обсуждался
вопрос строительства рельсового пути в Забайкалье от Сретенска  до
A`ij`k`   протяженностью  около  тысячи  верст,   и   второго,   в
Уссурийском  крае,  от Владивостока до станицы  Графская  на  реке
Уссури, это еще около четырех сотен верст. Таким образом, имели  в
виду   создать   смешанный  железнодорожно-водный   путь,   решили
использовать  реки  Уссури, Амур, озеро  Байкал,  Ангару...    Тем
более,  что  тогда  же Восточно-Сибирский генерал-губернатор  граф
Игнатьев   добивался  постройки  железной  дороги  от  Томска   до
Иркутска.
Сергей   Юльевич  вспомнил,  что  сложная  обстановка  на  Дальнем
Востоке, вызванная обострением отношений между Китаем и Японией из-
за  Кореи, неудачная, ввиду вмешательства  Англии, попытка  России
занять  в  Корее  незамерзающий порт, дружные  усилия  западно-  и
восточносибирского  генерал-губернаторов, а  главное  -  жизненная
необходимость      круглогодичной,     вне     зависимости      от
внешнеполитических  факторов, связи  с  дальневосточной  окраиной,
заставили  правительство внимательно отнестись  к  этому  вопросу.
Особое  совещание министров под председательством  действительного
тайного  советника Абазы /вспомнив Абазу, Сергей Юльевич скривился
как   от  зубной  боли  -жулик  он  эдакий/  обсудило  сложившееся
положение   и   было   решено  направить  в   Приморскую   область
изыскательскую  экспедицию,  которую  возглавили   инженер   путей
сообщения  Урсати и генерального штаба подполковник  Надаров,  как
знаток Уссурийского края, для проведения специальных изысканий  на
местах.
А  Павел Федорович продолжал. - Изыскания линии железной дороги  в
Приморской  области начались с весны восемьдесят восьмого  года  и
закончились  в  следующем году, Будущей линии от  Владивостока  до
станицы   Графская  было  решено  дать  направление   через   села
Раздольное  и Никольское, откуда она шла дальше, вдоль  восточного
берега  реки Сунгачи до станицы Лутковская, расположенной на  реке
Уссури  и, перейдя реку, пустить вдоль правого берега реки  Уссури
до  станицы Муравьево-Амурской, с ветвью на левый берег реки Иман,
где  образовалась пристань. Кроме огромного количества  инженерных
задач  по прохождению сложного рельефа, в том числе ряда туннелей,
исследовались  разные  переходы для железнодорожного  моста  через
реку  Уссури.  Наконец,  в виду требований местной  администрации,
признававшей  линию железной дороги от Владивостока вдоль  правого
берега   полуострова  Муравьева-Амурского  на   протяжении   около
тридцати  верст опасной в стратегическом отношении,  так  как  она
свободно  могла  быть обстрелянной с моря, было сделано  изыскание
дороги  от  Владивостока до перехода реки Лянчихэ  по  водоразделу
полуострова.  Впрочем, из-за дороговизны сметы эти  варианты  были
отставлены.
-   Да,   Павел  Федорович,  расскажите,  пожалуйста,  что   собой
представляет Владивосток. Меня, прежде всего, интересует состояние
там промышленности и население города.
-  Да ничего особенного, честно говоря. Крохотный, неустроенный  и
довольно  скучный городишко. Но учтем, что расположен он  довольно
далеко   и  очень  молод.  Начало  Владивостоку  положил   военный
транспорт  "Маньчжур", который двадцатого июня шестидесятого  года
доставил  сюда  команду из тридцати нижних  чинов  3-й  роты  4-го
Восточно-Сибирского   линейного   батальона     под    начальством
прапорщика  Комарова.  Команда  принялась  за  постройку  казармы,
офицерского  дома и служебных построек. Месяца через два  в  бухту
Золотой  Рог,  на берегах которой и расположен Владивосток,  зашел
корвет "Гридень" и экипаж его построил большую казарму, офицерский
флигель  и  небольшие  ремонтные  мастерские  для  нужд  флота.  В
следующем  году была заложена православная церковь во имя  Успения
Божьей матери, освещенная в апреле шестьдесят второго года.  Тогда
же  Владивосток стал именоваться уже не постом, а  портом,  и  для

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мельников Г., В страну Восточную придя...