Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Паркинсок Сирил - Законы Паркинсона

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 158
Размер файла: 1103 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»

   Что  же  сказать  о  государственной  службе  в  целом?  И   здесь   мы
сталкиваемся  со  статистическими  трудностями   из-за   реорганизации   и
изменения сфер ответственности. Не ясна грань между властями  в  центре  и
властями на местах, затянута туманом  пограничная  полоса  между  службами
общественного  пользования   и   национализированными   предприятиями.   К
сожалению, не проведешь четкую линию между промышленной  и  непромышленной
сферами; в зависимости от того, куда отнести одно только управление почт и
телеграфа, общие показатели изменятся на многие тысячи.  Тем  не  менее  в
рамках этих подвижных границ статистика - чего бы она ни стоила - дает нам
следующие показатели:

   . 1935 . 1940 . 1945 . 1950 . 1955 . 1960 . 1965
   303610 454745 704646 684799 635663 637374 803327

   Итак, на 1 января 1967 года  суммарное  число  чиновников  возросло  до
845.900 человек - весьма впечатляющая доля  всего  работающего  населения.
Значит, за 32 года это число увеличилось на 179%,  то  есть  среднегодовой
прирост чиновников равен 5,6%. Этот процент мог бы оказаться  и  выше,  но
запросы некоторых министерств исключительно скромны. Скажем,  министерство
труда с 1935 года постоянно сокращается, а с  1943  года  численность  его
работников уменьшилась почти вдвое, ибо немалая часть его забот  отошла  к
министерству по делам государственного страхования. Уполовинилось  с  1959
года и министерство транспорта. Подобная сдержанность  на  этом  и  других
участках имеет простое объяснение: о законе Паркинсона стало известно.  По
сути, в 1955 году, когда мои заметки были опубликованы  в  журнале,  общее
число служащих даже сократилось, а по выходу книги  сократилось  еще  раз.
Чиновники снова  начали  плодиться  в  1960-1965  годах  -  первоначальное
впечатление от книги стало несколько стираться, - и с той поры  сей  закон
действует безотказно.
   В исходном  очерке  (1955  года)  особо  подчеркивалась  чисто  научная
природа сделанного открытия. Автор даже  позволил  себе  такое  замечание:
"Ботаник не должен полоть сорняки. Он вычислит скорость их роста, и с него
довольно". Думаю, и нынешнее исследование следует  проводить  в  столь  же
объективном духе. То есть мы не будем выяснять, много  ли  это  -  845.900
государственных служащих - или, наоборот, мало. Зато мы имеем полное право
вычертить график и показать, куда мы зайдем, если  темпы  роста  останутся
нынешними. Мы можем задать законный вопрос: к какому году административный
аппарат поглотит _половину_ работающего населения? _Все_ население?  Чтобы
это  вычислить,  в  наше  статистику  придется  включить   государственных
служащих в центре и на местах, сейчас у нас таковых 1.077.050 человек. Вот
вам  прогноз  на  два  поставленных  вопроса:  2145   год   и   2195   год
соответственно. Мы сейчас не будем  рассуждать  о  новом  типе  экономики,
которая сделает подобный  образ  жизни  возможным.  В  официальных  кругах
считается  абсолютно  естественным   и   вполне   приемлемым,   что   люди
зарабатывают на жизнь чтением  докладных  записок  и  письменных  справок.
Можно не сомневаться - в общих чертах новая экономика уже  разработана,  и
специалисты по планированию уже изучают ее  многоплановое  воздействие  на
жизни  людей.  Но  такое  умозрительное  теоретизирование   для   рядового
гражданина просто опасно. Существуют крупные  и  постоянно  разрастающиеся
отделы, для которых постичь грядущую утопию - основная  работа,  а  посему
оставим это дело для людей сведущих.
   Центральное место в нашей  системе  управления  занимает,  конечно  же,
министерство финансов, и движение  к  прогрессу  возглавляет  именно  оно.
Министерство финансов озирает хозяйским оком всю структуру, следит за тем,
чтобы деньги не бросались на ветер или на  зарплату  ненужным  работникам.
Тут надо хоть как-то прокомментировать  деятельность  этого  министерства,
тем более что многие видят ее явно в ложном свете. Обыватель убежден,  что
министерство финансов - это  небольшая  группа  преданных  делу  эрудитов,
закончивших самые престижные колледжи и поднаторевших в своем  деле.  Это,
конечно же, люди,  получившие  классическое  образование,  которые  каждый
новый абзац выделяют буквой из греческого алфавита. Они обедают  только  в
клубе "Реформ" [элитарный клуб], а кроссворды из  газеты  "Таймс"  щелкают
как орехи. Вечерами они  наслаждаются  классической  музыкой,  а  выходные
проводят в кругу семьи, у  себя  дома  в  Хэмпстед-Гарденз  [фешенебельный
район]. Мы склонны верить, что могущество  этих  людей  соперничает  с  их
загадочностью. По нашим подсчетам, их примерно человек  200,  и  нам,  как
налогоплательщикам, становится слегка не по себе  -  еще  никогда  за  всю
историю вымогательства столь многие  не  были  должны  столь  много  столь
немногим.  Однако  наши  предпосылки  нередко  ошибочны,  и   одна   такая
фактическая ошибка - численность  работников  министерства  финансов.  Сие
важнейшее министерство, возможно, и невелико по сравнению  с  другими,  но
мало  кому  уступит  в  скорости   размножения.   Следующие   цифры   тому
доказательство:

   1935 .. 1956 .. 1966 .. Прирост
   309 ... 1249 .. 1639 .. 430,42% или 13,88% в год

   Среди уважаемых  министерств  с  многолетней  репутацией,  чьи  функции
принципиально не менялись, только  одно,  а  именно  военное  министерство
(прирост в год 13,18%), разрастается схожими темпами. Для сравнения  рост,
скажем, министерства техники статистически не имеет ни малейшего  значения
- его просто создали, и на этом была поставлена точка. Таким  образом,  мы
вправе заключить, что именно министерство финансов играет первую  скрипку.
Между прочим, параллельно разбухали и другие ведомства, имеющие  отношение
к финансам, от министерства экономики до национализированного  Английского
банка, и есть резон вывести для них суммарные данные. При  таком  раскладе
министерство финансов вырвется далеко вперед и станет просто недосягаемым.
   Итак, в рассмотренном нами  случае  министерству  финансов  не  удалось
сдержать рост служащих в своих  рядах,  более  того,  своим  примером  оно
вдохновило на размножение  другие  ведомства.  Но  нельзя  не  признать  и
другого - оно сумело ограничить  затраты  на  содержание  своих  служащих.
Высшие государственные чины потребовали  и  получили  компенсацию,  вполне
сопоставимую с зарплатой боссов-промышленников, -  это  факт;  но  есть  и
другой  факт  -   чиновникам   рангом   пониже,   мелкой   сошке,   скорее
недоплачивают, нежели наоборот. Верно, общие выплаты по зарплате поднялись
с 298 миллионов фунтов в 1951 году до 773 миллионов в 1965-м.  Но  возьмем
отдельного чиновника средней руки и спросим: а поспевает ли этот  рост  за
инфляцией, ведь деньги постоянно падают в цене? Как  насчет  покупательной
способности? Соответствует ли в этом смысле  уровень  средней  чиновничьей
зарплаты 1951 года (440 фунтов) уровню 1965-го? Цифра эта выросла до  1057

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паркинсок Сирил, Законы Паркинсона