Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Паркинсок Сирил - Законы Паркинсона

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 158
Размер файла: 1103 Кб
Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»

государства действуют весьма эффективно - Финляндия, Дания или  Швеция,  -
но ведь они и сами размером с провинцию, а населяют их от четырех до  семи
миллионов человек. Если население превышает десять  миллионов,  совершенно
ясно, что нужна децентрализация, как в Голландии, где у  каждой  провинции
свой губернатор, или как в США. На этом фоне  разворачиваются  движения  в
Шотландии и Уэльсе, от  которых  так  просто  не  отмахнешься.  Мы  начали
понимать,   что   многонациональное    государство    с    населением    в
тридцать-пятьдесят миллионов человек безнадежно "не тянет", оно сводит  на
нет культуру провинций и стрижет под одну унылую гребенку всю общественную
жизнь.  Для  надежного  управления  нам  нужно  правительство   доступное,
экономное, обслуживающее зону, которая  объединена  общей  культурой  и  в
разумных пределах невелика.
   Итак, следствие объединения в Европе -  новое  стремление  провинций  к
автономии.  Оно  влечет  за  собой  два  колоссальных  преимущества  чисто
практического  свойства.  Во-первых,  набившие   оскомину   споры   насчет
социализма   можно   перенести   на   уровень   провинций.   Все   отрасли
промышленности можно национализировать в одном районе, а в другом  все  их
отдать частным предпринимателям. Исчезнет  надобность  обсуждать  проблемы
здравоохранения и жилищного строительства в Париже или Риме; зато  в  этих
городах высвободится время на  то,  чтобы  решать  проблемы  действительно
национального или интернационального свойства. Наша же  нынешняя  политика
такова: убить всякую инициативу на периферии и  не  оставить  времени  для
серьезных дел в центре. Парламент в Эдинбурге - по типу  североирландского
- позволит в  конечном  итоге  повернуть  этот  курс  на  сто  восемьдесят
градусов, и требование шотландцев создать его  вполне  справедливо.  Между
прочим, мы забываем: если уступить требованиям шотландцев  и  предоставить
им автономию, это наверняка ослабит напряжение в  Вестминстере.  Все,  что
будет сделано для Шотландии, в равной степени пойдет на пользу и Англии, и
всем Британским островам. Возможно, к  Англии  присоединится  и  Ирландия,
возникнет  федерация  более  свободного  типа;   такой   шаг   принес   бы
колоссальную  пользу  этим  двум  народам,  чьи  отношения  косы  и  камня
позволили  им  достичь  выдающихся  успехов  в  искусстве  руководить,   в
литературе и умении мыслить.
   Со скрипом, но дело сдвинулось с места - наши политики начали понимать,
что от децентрализации никуда не деться. Но какова их реакция?  Они  ведут
разговор о создании в Англии дюжины органов административной власти, чтобы
каждый  такой  орган  координировал  экономическую  деятельность   советов
графств   и   графств-городов   в   данном   районе.   Возникнет    эдакий
бюрократический запор, и сразу напрашиваются  три  возражения.  Во-первых,
такие регионы по размеру будут не то, что, скажем,  Дания  или  Шотландия.
Во-вторых, они никогда не были автономными, не имели своей программы - еще
минус. В-третьих, они совсем застопорят и без того хилое движение, возведя
еще  один  бюрократический  заслон  между  гражданами  и  законодательными
властями. В чем функции провинциального парламента? В том,  чтобы,  как  в
Белфасте, целиком и полностью заменить центральный парламент в  делах,  не
имеющих отношения к другим регионам. Строительство тоннеля под Ла-Маншем -
проблема международная, и вполне понятно, что обсуждают ее и в Париже, и в
Вестминстере. Организация единых средних школ (и их последующая отмена)  -
это вопрос местного значения, и решать его в Кардиффе  или  Эдинбурге.  Но
даже в бедламе никто не додумался предложить систему, по которой  политика
в области образования, согласованная в Эдинбурге, потом снова  обсуждалась
в Лондоне. Даже людям со средними умственными  способностями  должно  быть
ясно - на этом пути можно окончательно  свихнуться.  Наш  административный
аппарат и так раздут сверх всякой меры. Еще больше усложнить его -  причем
не бесплатно - будет равносильно самоубийству.
   Если говорить о децентрализации серьезно, вне сомнения, надо начинать с
единиц, уже существующих. Шотландия и Уэльс - это исторические территории,
сопоставимые  по  размеру  с  Австрией  и  Швейцарией,  потенциал  у  этих
провинций не меньше, чем у Дании и Норвегии. Если признать  их  автономию,
придется выделить в Англии регионы, примерно соответствующие  Шотландии  и
Уэльсу по размеру и по уровню местного патриотизма.  Любой  здравомыслящий
человек, прежде  чем  отважиться  на  такое  дробление,  самым  тщательным
образом изучит нужды, пристрастия и традиции каждого  региона.  Мы  видели
колониальные  "федерации"  в  Юго-Восточной  Азии,  Африке  и  Вест-Индии,
созданные для  удобства  управления,  но  без  учета  подлинных  интересов
населения; и все они благополучно распались, едва были созданы. Мы  должны
четко уяснить себе, даже если и  упускали  это  из  виду  в  прошлом:  при
создании  таких  групп  надо  учитывать  реальные  условия,  а  не  только
директивы свыше. Итак, к вопросу о районировании надо подходить с  большой
осторожностью. Возможно, первые предложения ни к чему не  приведут.  Тогда
для  начала  выдвинем  такую  идею:  поделить  Англию  на  шесть   крупных
территорий, каждая с населением от пяти до семи миллионов.  Чем  не  идея?
Дальше, отстаиваем следующую посылку:  границы  между  этими  территориями
должны  соответствовать  определенным   реальностям   -   историческим   и
современным. Если взять за основу эти принципы, задача  (по  крайней  мере
поначалу) будет не такой уж невыполнимой.
   В первом приближении Англию можно  поделить  вот  на  какие  княжества:
Малая Англия, Ланкастрия, Лондон, Мерсия, Нортумбрия и Уэссекс.  Но  сразу
же возникает добрый  десяток  вопросов.  Монмут  -  английский  город  или
уэльский? Куда тяготеет Чешир - к Ланкаширу или Шропширу? Корнуолл  -  это
часть Уэссекса, часть Уэльса или самостоятельная  территория,  как  Гернси
или Джерси? Много ли общего между Норфолком и Линкольнширом, между ними  и
Ратлендом? Куда отнести Глостершир - к Мерсии или Уэссексу? В  общем,  тут
есть о чем поспорить и что поизучать, но в целом каждая из выделенных  зон
- северо-восток, северо-запад, центральные графства, восток и юг  -  имеет
ядро для единения. Безусловно, кто-то скажет, что Уэссекс лучше  разделить
по линии между Сомерсетом и Уилтширом,  между  Хэмпширом  и  Дорсетом,  но
тогда западный кусок окажется недонаселенным, а  без  Корнуолла  -  совсем
маленьким. Пожалуй, есть смысл все южнее Темзы и Северна объединить в один
регион. На другом конце страны  Нортумбрия  в  своем  первоначальном  виде
опоясывала Пеннинские горы и включала  в  себя  Йоркшир  и  Ланкашир.  Сам
размер этого конгломерата мешает возродить его в чистом  виде,  не  говоря
уже о печальной памяти баталиях между Белой и Алой розами. Отсюда мысль об
усеченной Нортумбрии со столицей  в  Йорке  и  подрезанной  Ланкастрии  со
столицей  в  Манчестере.  Винчестер  можно  сделать   столицей   Уэссекса,
Питерборо - Малой Англии, а Бирмингем - Мерсии. Эти,  а  может,  и  другие
центры - посовременнее - вернут  своеобразие  каждой  из  этих  провинций,
Лондон  же  сохранит  свое  исключительное  положение,   но   одновременно
перестанет быть явлением  уникальным.  Смею  предположить,  что  на  такую
Британию и Ирландия не долго будет смотреть  искоса.  Если  сама  Ирландия

Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паркинсок Сирил, Законы Паркинсона