Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Шнее Генрих - Старая гвардия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 96
Размер файла: 684 Кб
Страницы: «« « 48   49   50   51   52   53   54   55   56  57   58   59   60   61   62   63   64   65   66  » »»

Пфаффенроте. У него с детских лет стала проявляться  склонность  к  технике.
Особое предпочтение мальчик отдавал паровозам, что  часто  вызывало  чувство
страха у фрау Жозефины, ведь у сына могли быть те  же  наклонности,  которые
стали злым роком для отца. Охватившие ее  тягостные  представления  в  конце
концов навели на мысль, что самым  спокойным  было  бы  подготовить  сына  к
профессии чиновника, служащего. Учитывая способности сына, самый  подходящий
путь для такой карьеры открывался гимназией в Карлсруэ.  В  списке  учеников
III класса начальной школы от 1 октября 1853 года  можно  встретить  фамилию
Карла Бенца.
   Лицей, как тогда называлась гимназия, пользовался исключительной  славой,
которая осталась еще от любезного духа великого  алеманского  поэта  Иоганна
Петера Гебеля. С  1791  по  1814  год  он  был  сначала  учителем,  а  потом
директором этой школы. Среди  учебных  дисциплин  преподаванию  естественных
наук  отводилось  по  тем  временам  весьма  значительное  место.   Любимыми
предметами Карла Бенца были физика и химия. Сохранились его воспоминания  об
этом времени. Он сообщает, что "как "ассистент" учителя физики я с охотой  и
радостью оставался каждую среду после занятий, чтобы подготовить  аппаратуру
к опытам для урока физики в субботу с 11 до 12".
   Много счастливых часов он отдавал  и  фотографированию  камерой-обскурой.
Дагерротипия, ставшая известной в 1838 году, доставляла молодому и пытливому
уму  много  радостей,  особенно  проявление  фотографий,  которое  усиливало
интерес мальчика к химии. С трогательной гордостью Карл Бенц сообщает о том,
что таким  образом  он  заработал  первые  в  своей  жизни  деньги.  Радость
доставлял и ремонт Шварцвальдских часов и не в последнюю  очередь  благодаря
проникновению в таинственный и "удивительный язык, на котором  разговаривали
цепляющиеся друг за друга зубчатые колесики". Для подобных  работ  ему  была
предоставлена маленькая каморка  под  крышей,  которую  мать  разрешила  ему
оборудовать: она стала его королевством.
   Таким  образом,  талантливый,  увлеченный,  целеустремленный  сын   сумел
несколько примирить мать с той болью, которую  ей  пришлось  пережить  из-за
преждевременной гибели мужа. Она была  готова  бесконечно  жертвовать  собой
ради него. Но долго не могла смириться с  тем,  что  ее  мальчик  не  станет
служащим, как она мечтала. И все же она  оказалась  понимающей  матерью:  не
стала противиться желанию сына продолжить обучение в политехникуме Карлсруэ.

   "Политехническая школа в Карлсруэ" -  так  раньше  назывался  технический
университет - открыла Карлу Бенцу "врата в новый мир". 30 сентября 1860 года
он сдал экзамен на право поступления.  Именно  в  это  время  машиностроение
проходило свой  путь  развития  от  эмпирической  к  научной  дисциплине.  В
Карлсруэ этому развитию во  многом  способствовала  деятельность  Фердинанда
Редтенбахера.  Работая  в  политехнической  школе  с  1841  по   1863   год,
Редтенбахер  сумел  гармоничным   образом   объединить   свои   способности,
исследовательскую деятельность, практику, научное производство  и  понимание
ведущих  тенденций  развития  техники,  что  оказало  огромное  влияние   на
становление инженерного  мышления,  и,  как  сказано  в  сообщении  Общества
немецких инженеров от 18 апреля 1938 года по  поводу  75-летия  со  дня  его
смерти, "как никому другому  мы  должны  быть  благодарны  ему  за  создание
научных основ  нашей  профессии".  Удивительным  образом  предвидя  будущее,
Редтенбахер уже в 1852 году сам определил время возникновения наук,  которые
сейчас связаны с глобальными проблемами, в первую очередь это касается основ
атомной физики.
   Другие дисциплины в школе  преподавали  тоже  известные  учителя.  Важным
вспомогательным средством преподавания  были  механические  мастерские,  где
изготавливались модели. Отдельные движущиеся механизмы, созданные  благодаря
великолепному педагогическому мастерству учителей и незаурядным способностям
учеников, представляли собой подлинные шедевры техники и часто появлялись на
технических  выставках.   Некоторые   образцы,   известные   как   "Собрание
Редтенбахера", используются и по сей день в учебном  процессе.  Эти  занятия
особенно привлекали Бенца. Они  как  бы  заложили  фундамент  для  всей  его
последующей творческой деятельности - долгой и счастливой.
   Вспоминая это  время,  Бенц,  как  и  Редтенбахер,  убежденно  говорил  о
необходимости замены паровой машины, пытаясь заглянуть в недалекое  будущее.
Он цитирует одно из высказываний Редтенбахера от декабря 1856 года:
   "Впрочем, я должен признаться Вам, что ни управление паровой машиной,  ни
сама машина меня давно не интересуют. Немного больше  горючего  использовать
или меньше теперь не имеет никакого значения, ничего другого от нее  уже  не
добьешься. Считаю, что сейчас стоит поломать голову над теплотой и покончить
с нашей  современной  паровой  машиной.  Надеюсь,  это  произойдет  в  самое
ближайшее  время.  Еще  предстоит  сделать  главное  открытие,  связанное  с
размерами тепловой машины. Но цели можно достичь  лишь  познав  суть  самого
дела".
   Главное направление: двигатель внутреннего сгорания,  мотор  сравнительно
малых габаритов. Это - основа будущих изысканий. Данной проблемой уже заняты
все мысли Даймлера, над ней трудится и Карл Бенц,  который  был  на  10  лет
моложе. Обилие учебного материала и впечатлений  смущало  его,  так  как  он
точно не знал, куда ведет его путь. Редтенбахер  начал  эту  работу,  указав
основное направление к "главному открытию",  но  не  дожил  до  собственного
моторостроения, когда Отто создал  первый  двигатель  внутреннего  сгорания.
Среди студентов, несших 16 апреля 1863 года гроб с телом покойного учителя и
друга к последнему месту успокоения, был и Карл Бенц. Свою учебу он закончил
при  преемнике  Редтенбахера  Франце   Грасхофе,   который   тоже   считался
проводником немецких инженеров и исследователей машиностроения. При Грасхофе
политехникум первым среди немецких высших школ добился статуса университета.
До конца жизни Карл Бенц  с  глубоким  уважением  относится  к  своим  обоим
учителям.


   9 июля 1864 года Карл  Бенц  получил  документ,  удостоверяющий,  что  он
"закончил двухгодичные курсы математического класса и школу машиностроения",
этим формально и завершилось его техническое образование. Позади была важная
часть   пути.   Но   чтобы   после   окончания   политехникума   перейти   к
профессиональной  деятельности,  нужно  еще  было  поработать  учеником   на
каком-либо машиностроительном заводе. Место рабочего с жалкой оплатой еще не
так-то просто было найти. Считалось большой удачей,  если  спустя  два  года
бывшего выпускника зачисляли чертежником в бюро. Карл Бенц тоже прошел  этот
путь. 1 августа 1864 года он нашел работу  на  машиностроительном  заводе  в
Карлсруэ. Попасть на завод, где выпускали паровозы,  для  будущего  инженера
было просто счастьем. У него появилось такое чувство, будто он принадлежит к

Страницы: «« « 48   49   50   51   52   53   54   55   56  57   58   59   60   61   62   63   64   65   66  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Шнее Генрих, Старая гвардия