|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 » »» Алексин, но граждане храбро оборонялись и побили много татар. Скоро, однако,
нечем стало более обороняться, не осталось ни стрелы, ни копья; татары
зажгли город, и он сгорел с людьми и добром их; кто же выбежал из огня, те
попались в руки татарам. Князь Юрий Васильевич и воеводы стояли на другом
берегу и плакали, но помочь не могли по глубине Оки в этом месте. После хан
спросил одного пленника: "Куда девались алексинцы? Сгорело их мало и в плен
попалось также мало?" Пленник, которому посулили свободу за открытие,
объявил, что более тысячи человек со всем добром забежали в тайник,
выведенный к реке; татары взяли тайник, и тут уже ни один алексинец не ушел
от них. Истреблением Алексина, впрочем, и ограничились все успехи Ахмата;
слыша, что сам великий князь стоит в Ростиславле, царевич Даньяр Касимович с
татарами и русскими - в Коломне, брат великого князя Андрей Васильевич - в
Серпухове, видя перед собою многочисленные полки князя Юрия, как море
колеблющиеся в светлом вооружении, хан двинулся назад, в свои улусы. По
некоторым же известиям, Ахмат принужден был отступить вследствие моровой
язвы, открывшейся в его войске; впрочем, страх Ахматов будет понятен и без
моровой язвы, если справедливо известие одного летописца, что у русских было
180000 войска, стоявшего в разных местах на пространстве 150 верст.
После этого, как видно, заключен был мир между Ахматом и великим
князем; под 1474 годом встречаем известие о приходе из Орды Никифора Басенка
с Ахматовым послом Кара-Кучуком, который привел с собою 600 татар,
принадлежавших к посольству, получавших поэтому пищу от великого князя,
кроме 3200 купцов, приведших на продажу более 40000 лошадей. В 1476 году
приехал в Москву новый посол от Ахмата звать великого князя в Орду; Иоанн
отправил с ним к хану своего посла Бестужева, неизвестно с какими речами.
Известно только то, что эти речи не понравились; есть известие, впрочем
сильно подозрительное, что когда хан отправил в Москву новых послов с
требованием дани, то Иоанн взял басму (или ханское изображение), изломал ее,
бросил на землю, растоптал ногами, велел умертвить послов, кроме одного, и
сказал ему: "Ступай объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то
будет и с ним, если он не оставит меня в покое". Гораздо вероятнее другое
известие, что великую княгиню Софию оскорбляла зависимость ее мужа от
степных варваров, зависимость, выражавшаяся платежом дани, и что племянница
византийского императора так уговаривала Иоанна прервать эту зависимость:
"Отец мой и я захотели лучше отчины лишиться, чем дань давать; я отказала в
руке своей богатым, сильным князьям и королям для веры, вышла за тебя, а ты
теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?
Зачем слушаешься рабов своих и не хочешь стоять за честь свою и за веру
святую?" К этому известию прибавляют, будто по старанию Софии у послов и
купцов татарских взято было Кремлевское подворье, будто София уговорила
Иоанна не выходить пешком навстречу к послам ордынским, привозившим басму,
будто древние князья кланялись при этом послам, подносили кубок с кумысом и
выслушивали ханскую грамоту, стоя на коленях; будто Иоанн для избежания этих
унизительных обрядов сказывался больным при въезде послов ханских; но можно
ли допустить, чтоб отец и дед Иоаннов подвергались этим обрядам, если даже
допустим, что иностранцы, свидетельствующие о них, и сказали полную правду?
Как бы то ни было, вероятно, что Ахмат не был доволен поведением Иоанна
и в 1480 году, заслышав о восстании братьев великого князя и согласившись
опять действовать заодно с Казимиром литовским, выступил на Москву;
летописцы говорят, что и на этот раз король был главным подстрекателем.
Получивши весть о движении Ахмата, великий князь начал отпускать воевод на
берега Оки: брата, Андрея Меньшого, отправил в Тарусу, сына, Иоанна, - в
Серпухов и, получивши весть, что хан приближается к Дону, отправился сам в
Коломну 23 июля. Но хан, видя, что по Оке расставлены сильные полки, взял
направление к западу, к Литовской земле, чтоб проникнуть в московские
владения чрез Угру; тогда Иоанн велел сыну и брату спешить туда; князья
исполнили приказ, пришли к Угре прежде татар, отняли броды и перевозы.
В Москве сели в осаде: мать великого князя инокиня Марфа, князь Михаил
Андреевич Верейский, митрополит Геронтий, ростовский владыка Вассиан,
наместник московский князь Иван Юрьевич Патрикеев с дьяком Василием
Мамыревым; а жену свою, великую княгиню Софию (римлянку, как выражаются
летописцы), Иоанн послал вместе с казною на Белоозеро, давши наказ ехать
далее к морю и океану, если хан перейдет Оку и Москва будет взята.
Касательно самого великого князя мнения разделились: одни, приводя
непостоянства военного счастья, указывая на пример великого князя Василия
Васильевича, взятого в плен казанскими татарами в Суздальском бою, указывая
на бедствия, бывшие следствием этого плена, думали, что Иоанн не должен
выводить войска против татар, но должен удалиться на север, в места
безопасные; другие же, особенно духовенство, и из духовных преимущественно
Вассиан, архиепископ ростовский, по талантам, грамотности и энергии
выдававшийся на первый план, думали, что великий князь должен оставаться с
войском на границах; летописец, оставивший нам подробнейший рассказ о
событии, держался того же мнения и сильно вооружался против людей,
настаивавших на удалении великого князя от границ, именно против двоих
приближенных бояр, Ивана Васильевича Ощеры и Григория Андреевича Мамона. По
его словам, эти богатые люди думали только о богатстве своем, о женах, о
детях, хотели укрыть их и самих себя в безопасных местах и припоминали
Иоанну Суздальский бой, как отца его взяли татары в плен и били;
припоминали, что когда Тохтамыш приходил, то великий князь Димитрий бежал в
Кострому, а не бился с ханом. Но должно заметить, что летописец, равно как и
Вассиан в послании своем, удивительным для нас образом смешивают две вещи:
удаление великого князя от войска и бегство целого войска, покинутие
государства на жертву татарам, что, по их словам, Ощера и Мамонов именно
советовали. Великий князь, оставя войско на берегу Оки и приказавши сжечь
городок Каширу, поехал в Москву, чтоб посоветоваться с матерью, митрополитом
и боярами, а князю Даниилу Холмскому дал приказ - по первой присылке от него
из Москвы ехать туда же вместе с молодым великим князем Иоанном. 30
сентября, когда москвичи перебирались из посадов в Кремль на осадное
сиденье, вдруг увидали они великого князя, который въезжал в город вместе с
князем Федором Палецким; народ подумал, что все кончено, что татары идут по
следам Иоанна; в толпах послышались жалобы: "Когда ты, государь великий
князь, над нами княжишь в кротости и тихости, тогда нас много в безлепице
продаешь; а теперь сам разгневал царя, не платя ему выхода, да нас выдаешь
царю и татарам". В Кремле встретили Иоанна митрополит и Вассиан; ростовский
владыка, называя его бегуном, сказал ему: "Вся кровь христианская падет на
тебя за то, что, выдавши христианство, бежишь прочь, бою с татарами не
поставивши и не бившись с ними; зачем боишься смерти? Не бессмертный ты
человек, смертный; а без року смерти нет ни человеку, ни птице, ни зверю;
дай мне, старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо свое перед
татарами!" Великий князь, опасаясь граждан, не поехал на свой кремлевский
Страницы: «« « 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |