Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 460   461   462   463   464   465   466   467   468  469   470   471   472   473   474   475   476   477   478  » »»

двор, а жил в Красном сельце; к сыну послал грамоту, чтоб немедленно ехал  в
Москву, но тот решился лучше навлечь на себя гнев отцовский, чем отъехать от
берега. Видя, что грамоты сын не слушает, Иоанн послал приказание Холмскому:
схвативши силою молодого великого князя, привезти в Москву; но  Холмской  не
решился употребить силы, а стал уговаривать Иоанна, чтоб ехал  к  отцу;  тот
отвечал ему: "Умру здесь, а к отцу не пойду".  Он  устерег  движение  татар,
хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на  Москву:  их
отбили от русского берега с большим уроном.
     В Москве мнение Вассиана превозмогло: проживши  две  недели  в  Красном
сельце,  приказавши  Патрикееву  сжечь  московский  посад  и  распорядившись
переводом дмитровцев в Переяславль для осады, а москвичей в Дмитров, великий
князь отправился к войску. Перед отъездом митрополит  со  всем  духовенством
благословил его крестом и  сказал:  "Бог  да  сохранит  царство  твое  силою
честного креста и даст тебе победу на врагов; только мужайся и крепись,  сын
духовный! Нe как наемник, но как пастырь добрый,  полагающий  душу  свою  за
овцы, потщись избавить врученное тебе  словесное  стадо  Христовых  овец  от
грядущего ныне волка; и господь бог укрепит тебя  и  поможет  тебе  и  всему
твоему христолюбивому воинству".  Все  духовенство  в  один  голос  сказало:
"Аминь, буди тако. Господу ти помогающу!" Иоанн отправился, но  стал  не  на
Угре, в виду татар, а в Кременце,  на  реке  Луже,  в  тридцати  верстах  от
Медыни, где теперь село  Кременецкое.  Здесь  опять  Ощера  и  Мамон  начали
советовать ему удалиться; на этот раз, впрочем, Иоанн не поехал в Москву, но
попытался, нельзя ли кончить дело миром, и отправил к хану Ивана Товаркова с
челобитьем и дарами, прося жалованья, чтоб отступил прочь, а улусу своего не
велел воевать. Хан отвечал: "Жалую Ивана; пусть сам приедет бить челом,  как
отцы его к нашим отцам ездили в Орду". Но великий князь  не  поехал;  слыша,
что Иоанн сам ехать не хочет, хан прислал сказать ему: "Сам не хочешь ехать,
так сына пришли или брата". Не получивши ответа, Ахмат послал в третий  раз:
"Сына и брата не пришлешь, так пришли Никифора Басенкова". Никифор этот  был
уже раз в Орде и много даров давал от себя татарам, за что и любили его  хан
и все князья. Но Иоанн не послал  и  Басенкова:  говорят,  к  этому  решению
побудило его послание Вассиана, который, узнавши о  переговорах,  писал  так
великому князю:
     "Благоверному и христолюбивому, благородному и богом венчанному и богом
утвержденному, в благочестии всей вселенной в  концы  воссиявшему,  в  царях
пресветлейшему, преславному государю великому князю Ивану  Васильевичу  всея
Руси богомолец твой, архиепископ Вассиан Ростовский,  благословляю  и  челом
бью. Молю величество твое, благолюбивый  государь!  Не  прогневайся  на  мое
смирение, что прежде дерзнул  устами  к  устам  говорить  твоему  величеству
твоего ради спасения: потому что наше дело напоминать вам,  а  ваше  слушать
нас; теперь же дерзнул я написать к твоему благородству, хочу напомнить тебе
немного от св. Писания, сколько бог вразумит меня, на крепость и утверждение
твоей державе". Напомнив Иоанну, как он приезжал в  Москву,  как,  повинуясь
общему молению и доброй думе, обещал бороться с Ахматом и не слушать  людей,
отвлекающих его от  этой  борьбы,  Вассиан  продолжает:  "Ныне  слышим,  что
бусурманин  Ахмат  уже  приближается  и  христианство  губит;  ты  пред  ним
смиряешься, молишь о мире, посылаешь к  нему,  а  он  гневом  дышит,  твоего
моления не слушает, хочет до конца  разорить  христианство.  Не  унывай,  но
возверзи на господа печаль твою, и той тя пропитает. Дошел до нас слух,  что
прежние твои развратники не перестают шептать тебе  в  ухо  льстивые  слова,
советуют не противиться супостатам, но отступить  и  предать  на  расхищение
волкам словесное стадо Христовых овец. Молюсь твоей державе,  не  слушай  их
советов! Что они советуют тебе, эти  льстецы  лжеименитые,  которые  думают,
будто они христиане?  Советуют  бросить  щиты  и,  не  сопротивляясь  нимало
окаянным этим сыроядцам, предать христианство,  свое  отечество  и,  подобно
беглецам, скитаться по чужим странам.  Помысли,  великомудрый  государь!  От
какой славы в какое бесчестие сведут они твое величество, когда народ тьмами
погибнет, а церкви божии разорятся и осквернятся.  Кто  каменносердечный  не
всплачется об этой погибели? Убойся же и ты, пастырь! Не  от  твоих  ли  рук
взыщет бог эту кровь? Не слушай, государь, этих людей,  хотящих  честь  твою
преложить в бесчестие и славу твою в бесславие, хотящих,  чтоб  ты  сделался
беглецом и назывался предателем  христианским;  выйди  навстречу  безбожному
языку агарянскому, поревнуй прародителям твоим, великим князьям, которые  не
только Русскую землю обороняли от поганых, но и чужие страны брали под себя:
говорю об Игоре, Святославе, Владимире, бравших дань на царях  греческих,  о
Владимире Мономахе, который бился с окаянными половцами за Русскую землю,  и
о других многих, о которых ты лучше моего знаешь.  А  достохвальный  великий
князь Димитрий, твой прародитель, какое  мужество  и  храбрость  показал  за
Доном над теми же сыроядцами  окаянными!  Сам  напереди  бился,  не  пощадил
живота своего для избавления христианского, не испугался множества татар, не
сказал сам себе: "У меня жена и дети и богатства много,  если  и  землю  мою
возьмут, то в другом месте поселюсь", но, не сомневаясь нимало, воспрянул на
подвиг, наперед выехал и в лицо стал против окаянного разумного волка Мамая,
желая похитить из уст его словесное стадо  Христовых  овец.  За  это  и  бог
послал ему на помощь ангелов и  мучеников  святых;  за  это  и  до  сих  пор
восхваляется Димитрий и славится не только людьми, но  и  богом.  Так  и  ты
поревнуй своему прародителю, и бог сохранит тебя; если же вместе с воинством
своим и до смерти постраждешь за  православную  веру  и  святые  церкви,  то
блаженны будете в вечном наследии. Но, быть может, ты опять скажешь, что  мы
находимся под клятвою прародительскою не поднимать рук на хана, то послушай:
если клятва дана по нужде, то нам повелено разрешать от нее, и мы прощаем  и
разрешаем, благословляем тебя идти на Ахмата не  как  на  царя,  но  как  на
разбойника,  хищника,  богоборца;  лучше,  солгавши,  получить  жизнь,  чем,
соблюдая клятву, погибнуть, т. е. пустить татар  в  землю  на  разрушение  и
истребление всему христианству, на запустение и осквернение святых церквей и
уподобиться окаянному Ироду, который  погиб,  не  желая  преступить  клятвы.
Какой пророк, какой апостол или  святитель  научил  тебя,  великого  русских
стран христианского царя, повиноваться  этому  богостыдному,  оскверненному,
самозваному царю? Не столько за грехи и неисправление  к  богу,  сколько  за
недостаток упования на бога бог попустил на  прародителей  твоих  и  на  всю
землю нашу окаянного Батыя, который разбойнически попленил всю землю нашу, и
поработил, и воцарился над нами, не будучи царем  и  не  от  царского  рода.
Тогда мы прогневали бога, и он на нас разгневался, как чадолюбивый  отец;  а
теперь, государь, если каешься от всего сердца и прибегаешь под крепкую руку
его, то помилует нас милосердный господь".
     Ахмат, не пускаемый за Угру полками  московскими,  все  лето  хвалился:
"Даст бог зиму на вас: когда все реки станут, то много дорог будет на Русь".
Опасаясь исполнения этой угрозы, Иоанн, как только стала  Угра  26  октября,
велел сыну, брату Андрею Меньшому и воеводам со всеми  полками  отступить  к
себе на Кременец, чтоб биться соединенными силами; этот приказ  нагнал  ужас

Страницы: «« « 460   461   462   463   464   465   466   467   468  469   470   471   472   473   474   475   476   477   478  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен