Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 40   41   42   43   44   45   46   47   48  49   50   51   52   53   54   55   56   57   58  » »»

устройства и т. д.). К. всегда обращается к другим К. за ответами на свои
вопросы, что может стимулировать медиацию или, наоборот, инверсию. К. по
своей сути всегда несет в себе мечты, потребности, цели и т. д., выходящие
за рамки реальности и т. д. Без этого было бы невозможно всякое изменение,
всякое преодоление ограниченности реальности, всякое удовлетворение
изменившихся потребностей. Тем самым культура открывает возможности
творчества, расширения веера человеческих потребностей и возможностей. В
этом важное воплощение человеческой свободы. Однако за эту свободу человек
расплачивается ошибками, заблуждениями, самоубийственными идеалами,
утопическими целями, возможностью нарушения социокультурного закона.
Поэтому потенциал творческого созидания К. является первым ответом на вызов
истории.
  К. становится реальным содержанием личностного сознания, лишь приобретая
комфортный характер, вписываясь в ранее накопленный культурный опыт
личности. Потоки новшеств, разрушающих комфортное состояние, могут
поставить личность в критическую ситуацию, которая разрешается либо оценкой
новшеств как комфортных, что требует развития К., либо антимедиацией,
разрушением новшеств посредством инверсионной косы, что, возможно, позволит
сохранить на какое-то время статический идеал К. В результате антимедиации,
например уничтожения очагов прогресса, может измениться конструктивная
напряженность, имеет место массовая нравственная деградация, возврат к,
казалось бы, давно ушедшим древнейшим ценностям, стереотипам. В
традиционной цивилизации стремление сохранить унаследованное комфортное
состояние выражается в стремлении сохранить К. в неизменном состоянии, что
не мешает в принципе постоянно обновлять представление о сложившихся
условиях жизни и деятельности. В либеральной цивилизации стремление
сохранить комфортное состояние выражается в постоянном расширении сферы
этого состояния, в постоянном развитии К. В обществе промежуточной
цивилизации, отягощенной расколом, хаотическое перемешивание исключающих
друг друга принципов порождает дискомфортное состояние. Это требует для
сохранения интеграции общества формирования особой псевдокультуры
(Идеология, псевдо..., комфортный миф).
  Существование раскола является результатом недостаточной способности
разрешать социокультурные противоречия. Отсюда необходимость преодоления
отставания К., глубокой программы культурного развития.
  
  КУЛЬТУРА КАТАКОМБ - культура, которая либо в результате социально
культурной инверсии оказалась разгромленной и сохранилась в порах общества,
либо ростки новой культуры, которые вызывают у представителей
господствующего нравственного идеала дискомфортное состояние. К. к. всегда
играет роль хранителя определенных культурных мутаций, которые скрыто
культивируются, ожидая своего звездного часа.
  Он может наступить в результате роста массового дискомфортного состояния,
в результате банкротства господствующего нравственного идеала.
  
  ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - одна из основных форм цивилизаций человечества,
характеризуемая господством либерального нравственного идеала. В
противоположность традиционной цивилизации основана на ценностях развития и
прогресса, превращения диалога в основополагающий принцип социальной жизни,
в оттеснении на задний план инверсии, преобладании творчества, медиации,
совершенствования конструктивной напряженности посредством постоянного
развития очагов прогресса, точек роста и развития. Для Л. ц.
  характерно комфортное состояние, требующее постоянного потока новшеств,
изменений, динамичного образа жизни. Предметов диалога становятся также и
связи между людьми, структура организаций. Л. ц. носит рефлективный
характер, т. е. воспроизведенная деятельность нацелена на возрастающее
совершенствование общества (социальных отношений, культуры,
воспроизводственного процесса, менталитета). Иначе говоря Л. ц.
  характеризуется стремлением к подчинению всех элементов конечному эффекту
(см.: организационная революция). Л. ц. нацелена на возрастающее значение
личности, что выражается в институциональной защите прав человека, в идее
равенства исходных предпосылок его развития, равенства прав при принятии
решений на всех этажах, ориентации на творчество и инициативу. Ресурсы
распределяются на основе представления, что эффект деятельности зависит от
характера этого распределения. Капитализм является первым этапом Л. ц., для
которого характерна возможность отношения к человеку как к ресурсу,
средству. Ограниченность этого этапа преодолевается развитием общества, где
человек выступает как самоценность.
  
  ЛИБЕРАЛЬНО-АВТОРИТАРНЫЙ ИДЕАЛ - один из вариантов либерального
нравственного идеала, который может возникнуть в условиях незрелости его
социокультурной базы. Он характеризуется стремлением использовать
авторитарные ценности и институты для поддержания элементов демократии,
плюрализма, диалога, для развития системы управляемой демократии. В России
Л.-а. и. никогда не занимал господствующего положения, так как всякие
попытки в этом направлении сводились либо к авторитарному нравственному
идеалу в его различных формах, либо к вечевому-либеральному, который в
конечном итоге оказывался невольным прикрытием для вечевого идеала.
Специфика Л.-а. и., чего не замечают его критики, смешивающие его с
авторитарным нравственным идеалом, заключается в том, что его сторонники,
подчас интуитивно исходят из того, что слабость либерализма в стране, где
вечевые силы обладают мощным потенциалом, делает периодическое утверждение
авторитаризма практически неизбежной реакцией на кризис.
  Поэтому целесообразна некоторая прививка либерального авторитаризма, что
дает шанс избежать авторитаризма вечевого типа, способного перерасти в
тоталитаризм.
  Л.-а. и. исходит из того, что в обществе, находящемся в переходном
периоде, необходима "персонифицированная сильная власть на вершине
номенклатурной пирамиды" (Мигранян А. Новый мир 1989 ј 7). Ряд стран дает
положительный ответ в этой области, доказывая способность авторитарных
режимов подготовлять страну к демократии, создавать условия для развития
рынка, товарно-денежные отношения. На пути воплощения этого идеала лежит
много препятствий. Каждому шагу (а также каждому отказу от такого шага)
будет грозить смыкание межпорогового жизненного пространства, достижение
такого состояния общества, которое для одной части может оказаться
невыносимо авторитарным, а для другой - разгулом вечевого хаоса. Для
движения по этому пути необходимы определенные условия - прежде всего
зрелая и ответственная правящая элита, действующая в единстве со зрелой
духовной элитой. Это идеал несет в себе осознание своей ограниченности. Его
внутренняя логика направлена на переход в Либерально-почвенный идеал, но

Страницы: «« « 40   41   42   43   44   45   46   47   48  49   50   51   52   53   54   55   56   57   58  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь