Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

в древней культуре локальных сообществ, доживших до большого общества,
государства без глубоких ментальных изменений. К. можно преодолеть не
законом, но массовым вовлечением людей в торговлю, частную инициативу,
увеличением слоя работников, склонных много работать и много зарабатывать,
тяготеющих к личному самовыражению и росту ответственности за большое
общество.
  
  КРИВАЯ ДЕФИЦИТА - распределение дефицита по потребителям в соответствии с
некоторой шкалой престижа получателей, устанавливаемой держателем дефицита.
В случае, если количество дефицита меняется, то изменяется не доля,
получаемая каждым потребителем пропорционально прежнему распределению, а
заново определяется К. д. Практически это означает, что в случае уменьшения
дефицита часть потребителей может получить его в прежнем объеме, а часть -
полностью потерять. Это объясняется тем, что дефицит распределяется в
соответствии со стремлением держателя дефицита поддерживать свою монополию
на дефицит, максимально подчиняя этой задаче распределение имеющегося
объема дефицита. Причем как снижение количества дефицита ниже определенного
уровня, так и его превышение выше некоторой величины угрожает самой системе
монополии на дефицит. В масштабе общества распределение дефицита высшей
властью является элементом решения медиационной задачи.
  К. д. вступает в противоречие как с традиционным уравнительным
распределением, так и с так называемым распределением по труду. Это
стимулирует дискомфортное состояние как со стороны слоев, тяготеющих к
уравнительности, так и ориентированных на рыночные отношения.
  
  КРИТИКА ИСТОРИИ - форма рефлективной деятельности, совместно с инерцией
истории составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в
соотношении амбивалентности. К. и. направлена на пересмотр целей
человеческого развития, условий его протекания, на изменение представлений
о комфортном и дискомфортном состоянии.
  К. и. не может быть сведена к критике личности, например того или иного
  вождя, учреждения, бюрократии и т. д., но в конечном итоге нацелена на
  движущие силы исторического процесса, т. е. на массовую деятельность,
соответствующую ей культуру, уровень и масштабы человеческого творчества,
рефлексии. К. и. порождается страхом, сожалением, стыдом и надеждами в
связи с содеянным нами, нашими отцами, далекими предками в связи с
неудовлетворительной способностью человека отвечать на вызов истории. К. и.
позволяет возвыситься над цепью исторических событий и, следовательно,
возвысить саму историю, ее гуманистическом содержание, преодолеть инерцию
истории, углубить историческую необходимость, сделать человека более
достойным, соответствующим более высоким целям и ценностям. Сами результаты
К. и. не могут быть навязаны историей извне, но являются элементом самой
истории, ее внутреннего диалога, механизмом ее возвышения, преодоления
ограниченности. К. и. носит теоретический характер, углубляет понимание
движущих сил человеческой истории. Но К. и. носит и практический характер,
как критика действием, деятельностью людей, возвысившейся до качественно
нового уровня, путь к которому уже проложен теоретической критикой.
  Потребность в К. и. возрастает в процессе роста сложности исторического
процесса, роста масштабов изменений. К. и. возникает в результате
постоянного возникновения социокультурных противоречий, что требует
постоянного их преодоления, в конечном итоге совершенствования самой
способности это делать, развития более высокой культуры, более совершенных
социальных отношений, более совершенной способности принимать решения. В
этой связи возникает проблема меры К. и., соответствующей уровню самой
истории, соразмеримости К. и. с практическими способностями реально
воплощать результаты этой критики.
  Нарушение этой меры как в ту, так и в другую сторону приводит к росту
дезорганизации, возможно к катастрофе. Повышение К. и. определенной
группой, например, либеральной партией над уровнем массовой способностью в
этой области грозит опасностью разоблачения тайны, общим замешательством,
активизацией архаичных сил. Снижение К. и. ниже сложности подлежащих
разрешению значимых проблем приводит к росту дезорганизации общества в
связи с потерей органичности, ростом конфликтов, рассогласований, раскола.
Оба эти отклонения могут существовать одновременно. В традиционном обществе
мера этой критики тяготеет к неизменности, всякое ее значимое изменение
вызывает дискомфортное состояние. В либеральной цивилизации эта мера
подвергается критике с целью установления соответствия возрастанию
масштабов истории. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной
расколом, эта мера постоянно раскалывается на критику теми или иными
группами, которая может доходить до гигантских масштабов, до титанизма, и
на массовую К.
  и., и, которая колеблется от минимума до мощных попыток критики
  изменений. К. и. меняется при переходе от одного этапа к последующему. К.
  и. должна включать в себя рефлексию, т. е. критику самой критики, отказ
  от сведения К. и. к критике отдельных групп, лиц и т. д.
  
  КУЛЬТУРА - определение человека, взятого с точки зрения его всеобщности,
важнейшая сторона воспроизведенной деятельности, общества, человеческой
истории. К. - концентрированный, организованный опыт человечества, основа
понимания, объяснения, осмысления, принятия решения, рефлексия, всякого
творчества, выходящего за исторически ограниченные рамки сложившейся
культуры. К. выступает как основа консенсуса, интеграции любого общества.
К. иерархична, включает целостный уровень, охватывающий общество в целом,
субкультуры групп, сообществ, содержание массовой культуры и массовой
деятельности, личностную культуру. Клеточкой К. является дуальная
оппозиция, между плюсами которой разыгрываются все комедии и трагедии К.,
скрыты всей тайны логики человеческого существования. Осваивая К., человек
приобщается к исторически сложившимся целям, ценностям, к конструктивной
напряженности, лежащей в основе способности человека воссоздать общество,
все типы человеческих отношений, формировать смыслы.
  Настоящее всегда в определенном смысле богаче, сложнее, разнообразнее
прошлого, представленного в К. Оно всегда несет вызов истории. К. может
быть не обладает достаточным богатством для ответа на слишком сложную
проблему, хотя люди этого подчас могут и не понимать и продолжать искать
этот ответ в древних пластах К. (Антимедиация, Иллюзия истории).
  К. всегда незавершена, недостроена, абстрактна по своей природе, так как
все ее накопленное содержание всегда недостаточно для каждого конкретного
действия в конкретных условиях места и времени. Она содержит в себе больше
вариантов возможностей (потенциально бесконечных) формирования социальных
отношений (организационных, технологических, моделей государственного

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь