Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»

между И.
  являются тайной, разоблачение которой, например через просвещение, через
деятельность интеллигенции грозит распадом идеалу, дезинтеграцией обществу,
социальной катастрофой. Псевдосинкретизм включает три И. : а) вечевой
идеал, который в государстве существует в противоречивом единстве соборного
и авторитарного идеалов; б) редуцированный до средств либеральный идеал и
в) утилитаризм, который манипулирует первыми двумя И. В зависимости от
конъюнктурных условий решения медиационной задачи ипостасное мышление
приобрело в псевдосинкретизме фактор отождествления, слияния массового
сознания и науки, что можно расценивать как попытку вернуться к
синкретизму, не расставаясь с наукой, и одновременно как попытку перейти к
(псевдо) научному мышлению, не расставаясь с древними пластами обыденного
сознания.
  Однако в результате кризиса господствующего нравственного идеала на
каждом этапе, а также в особенности в конце глобального модифицированного
цикла выявляются различия И. Они активизируются, расползаются, ускользают
из-под контроля, начинают жить самостоятельной жизнью, вступая в конфликт
друг с другом.
  Носители И. могут превратиться в носителей самостоятельных нравственных
идеалов.
  
  ИСКУССТВО - специализированная форма человеческой деятельности, особая
сторона любой ее формы, включая религию, науку и т. д. И. через
своеобразное слияние эмоционального и интеллектуального видения мира не
только закрепляет в сознании личности некоторое комфортное состояние, но и
постоянно пытается раздвинуть его границы, создает предпосылки для
превращения комфортного состояния художника в содержание массового
сознания. Однако необычное для данной формы культуры И. может вызвать
дискомфортное состояние. Одно и то же И. влияет различно на людей,
принадлежащих к разным типам культур.
  В одних случаях произведение И. может быть принято в качестве образца,
приказа. Для других субкультур это произведение - повод для самоуглубления
и т. д. И. составляет абсолютно необходимый элемент закрепления и изменения
всех видов комфортного состояния, авангард новых комфортных состояний,
симптом и фактор превращения комфортного состояния в дискомфортное и
обратно. Без И. не может быть массовых социальных изменений, их закрепления
в массовом сознании. В И. существует прогресс способности переступать
границы ранее сложившегося комфортного состояния. И. - постоянный разведчик
будущего, точнее - возможных сдвигов в комфортном состоянии. Попытки
"запретить" определенные виды и формы И. являются фактически попытки
воспрепятствовать значимым изменениям в обществе.
  
  ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ - закон, диктующий ход, направление значимого
исторического процесса. И. н. формируется не вне истории, ее источник в
человеке, в человеческой деятельности. Человек испытывает тяжесть И. н.,
следуя инерции истории, осваивая накопленное многочисленными поколениями
богатство культуры. Однако в истории нет абсолютной необходимости. Человек
отвечает на вызов истории, на угрозу гибели общества и цивилизации либо
антимедиацией, т. е. возрастом к инверсии, закреплением циклов, либо
медиацией, т. е. стремление выйти за рамки ранее сложившегося уровня
необходимости, ее углубить, овладеть эволюцией истории. Неспособность
человека углубить И. н. в кризисной ситуации может привести к гибели
общество, человечество. Человек отвечает на вызов истории ростом
исторического творчества, способностью формировать социальные изменения,
прогресс рефлексии. В конечном итоге возникает новый тип И. н., способность
превратить любую форму того, что понимается за И. н. в проблему, подлежащую
разрешению самим человеком. История включает в себя рефлективное стремление
человека отойти от роли объекта И. н., от игрушки стихийных сил истории и
стать субъектом своей личной судьбы, в конечном итоге субъектом И. н.
Решающий шаг в углублении И. н. связан с переходом от традиционной
цивилизации к либеральной.
  
  КАМПАНЕЙЩИНА - понятие, близкое штурмовщине, характеризующее стиль жизни,
действий в условиях господства инверсионной логики, пульсации. К.
характеризуется стремление власти решить некоторую сложную проблему,
например продовольственную, алкоголизма, преступности, идеологических
"ошибок" и т.
  д., пытаясь спровоцировать массовый инверсионный поворот, используя для
этого различные психологические, административные методы воздействия,
вплоть до нагнетания массовой истерии. К. способна достичь в основном
разрушительных целей, даже если ее инициаторы ставят позитивные задачи. Она
приводит к уничтожению каких-то связей, структур, людей, например, борьба с
алкоголизмом привела к уничтожению виноградников, борьба с "убийцами в
белых халатах" нанесла ущерб системе здравоохранения. К. в форме амнистий
приводила к резкому росту преступности. За К. обычно идет обратная
инверсия, т. е. борьба с "перегибами" - попытка преодолеть ущерб в
результате К. или успокоить общественное мнение, например, аналогичная
попытка Сталина в статье "Головокружение от успехов". К. является формой
проявлений хромающих решений проблем, характерных для раскола, т. е.
ситуации, где проблема решается через переход от одного варианта
однобокости к другому.
  К. сама является источником дезорганизации, которая увеличивается с
усложнением общества.
  
  КАПИТАЛ - социокультурная возможность подчинения труда задаче повышения
его эффективности, превращение этого процесса в высокую ценность, что
требует освоения всех ресурсов прошлого и живого труда во всеобщей денежной
форме. Это открывает возможность перехода ресурсов друг в друга, их
комбинирования в любых соотношениях во все более широких масштабов, что
является предпосылкой поиска все более разнообразного и эффективного труда.
Это требует свободы труда, возможности переходить к его все более сложным и
эффективным формам. К. формирует капитализм, т. е. социальную систему в
рамках либеральной цивилизации, где в отличие от традиционной цивилизации
социальные отношения подчиняются задаче получения возрастающего эффекта. К.
постоянно подвергается критике за то, что человек, расставшийся с
неподвижностью традиционных отношений, втягивался в этот процесс, требующий
иных отношений, иных ценностей, иной культуры. Эта критика, однако, теряет
объективные основания в той степени, в какой сам этот процесс определяется
потребностями свободы развития личности, что само по себе выступает все
более важной предпосылкой эффективного использования ресурсов. Общество

Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь