Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

  роста и развития), ведущих к воспроизводству высших ценностей,
  поддерживающих своим
существованием К. н. К. н - необходимый элемент всеобщности, пронизывает
все ее формы, включая психику, систему социальных отношений, любую форму
деятельности. Социокультурное противоречие возникает в результате
расхождения, рассогласования, противоречия между К. н., встроенной в
сообщество, им соответствующей (суб) культурой членов этого сообщества,
носителей соответствующих социальных отношений. Разрушение К. н., например,
в результате антимедиации, приводит к дезорганизации воспроизводственной
деятельности, к разрушению социальных отношений.
  В традиционной цивилизации К. н. нацелена на сохранение сообществ,
культуры в неизменном состоянии, на воспроизводство некоторого идеального
состояния, рассматриваемого как комфортное тогда как всякое значимое
отклонение рассматривается как отпадение, как дискомфортное, как
порождающее дезорганизацию.
  Этот тип К. н. нацеливает личность на деятельность в рамках локального
сообщества при ориентации на статичные в основном показатели, например на
неизменную эффективность. В результате организационной революции большое
общество может существовать, если К. н. через экстраполяцию выходит за
рамки локального мира. Однако в результате основного закона систем большой
сложности развился принципиально иной тип К. н., ориентированный на
прогресс личности, социальных отношений, культуры, на поиск точек роста и
развития за рамками локальных сообществ, на обеспечение воспроизводства
любого сообщества через большое общество, через взаимопроникновение
локального сообщества и человечества. Наиболее простым, но необходимым
выражением этого процесса является формирование рынка. Новый тип К. н.
связан с отказом от манихейства, с развитием ценности личного творчества, с
постоянным развитием способности превращать всякое противоречие в стимул
прогресса творческого поиска, выхода из исторически сложившейся
социокультурной, творческой ограниченности. В обществе промежуточной
цивилизации, отягощенной расколом, существует постоянное мучительное
рассогласование между К. н. традиционного типа и сообществами, связанными с
прогрессивными типами производства. Антимедиация, связанная с переходом от
первого глобального периода ко второму привела к социальной системе, где
социальные слои, воспроизводившие позитивный полюс К. н. во всех сферах
деятельности, оказались уничтожены. Большой террор непрерывно уничтожал в
каждой группе общества наиболее квалифицированную, умелую часть занятых
более сложным квалифицированным трудом. Это нанесло столь сокрушительный
удар К. н. что практически подорвало возможность модернизации и в ряде
случаев даже сохранения исторически сложившихся форм труда. На место
разрушаемой К. н. напряженности встала попытка власти, бюрократии заместить
ее административными усилиями, моральным и материальным стимулированием.
Это могло давать ограниченный эффект лишь в сравнительно простых условиях.
Усложнение общества выявило тупиковость такого пути развития.
  Возникновение всякого нового сообщества возможно лишь в процессе
формирования соответствующей К. н., для чего требуется определенный тренаж.
Например, возникновение после атомизации различного рода архаичных
молодежных групп сопровождается драками, различного рода акциями,
противопоставляющими их окружающему миру.
  
  КОНТРОЛЬ -специфическая форма рефлексии, способность общества делать себя
предметом своего рассмотрения и реагировать на отклонение от идеального
состояния; существует в любом обществе как система разнородных механизмов,
способов, фиксирующих и запрещающих отклонения действий людей за рамки
допустимого с точки зрения нравственности, права, технических инструкций и
т. д., превращающих эти отклонения в энергию восстановления движения к
идеалу. Основным инструментом К. является культура, где фиксируется мера
допустимого и предусмотрены санкции за их нарушения. Усложнение общества
требует сложных и тонких инструментов К. Общество, нацеленное на развитие,
требует возрастания роли самоконтроля.
  Отставание качества К. от сложности общества, от важнейших процессов,
прежде всего от роста способности личности к позитивным новшествам приводит
к гипертрофии старых методов К., т. е. прежде всего чисто бюрократических.
Это снижает его эффективность, повышает дезорганизующую роль самого К., его
роль как фактора, усиливающего дискомфортное состояние общества. Важнейшее
средство К. - рост ответственности личности за все значимые события в
обществе.
  В традиционной цивилизации К. носит синкретический характер, одним из
элементов которого является насилие. В либеральной цивилизации К.
перемещается к самоконтролю в сочетании с К. как аспектом диалога.
  В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, при переходе
от одного этапа к последующему происходит колебание от авторитарных методов
К., включающих насилие в беспрецедентных масштабах, до либеральных форм.
Однако все из имевших место вариантов К. завершившихся этапов выявили свою
несостоятельность.
  К. в условиях раскола имеет постоянную тенденцию вырождаться в
бюрократический К., так как расколотые части общества постоянно пытаются
замкнуться в себе, развалить гибридный идеал. Снижение К. ниже необходимого
порога, а также его усиление свыше определенного порога приводит к росту
дезорганизации.
  Уровень и масштабы К. постоянно пульсируют, К. всегда чрезмерен, так как
подавляет инициативу, и одновременно недостаточен, так как формируется не
под влиянием реальной потребности, например, под влиянием реальной
потребности, например, под влиянием, казалось бы, естественного стремления
предотвратить массовое отравление пищи удобрениями или стремления
контролировать бюрократию с точки зрения возможностей коррупции, но прежде
всего на основе некоторой общей способности общества обеспечить параметры
К., определяемые содержанием господствующей версии нравственного идеала на
соответствующем этапе.
  
  КОНФЛИКТ - неизбежное проявление противоречивости жизни общества,
результат различного отношения групп к энтропийным процессам, к
дезорганизации, к вызову истории. К. можно рассматривать как такую
модификацию дуальной оппозиции, полюса который существует, взаимно
дезорганизуя друг друга, пытаясь друг друга ликвидировать, постоянно нанося
ущерб друг другу, отказываясь от взаимопроникновения. К. не сводится к
столкновению утилитарных интересов лиц, групп, сообществ. В конечном итоге
в его основе лежит борьба за разные версии общего порядка в стране и мире,
борьба носителей разных версий господствующего нравственного идеала. К.
может возникает и усиливаться в результате расхождения вариантов

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь