Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура - Музыка
Автор неизвестен - Маэстро. К столетию С. Я. Ребрикова

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 128 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22  »

cksanw`ixhl  почтением  и неизменным восхищением.  Причем  речь  в
данном  случае  идет  не  столько  о  поклонении  юного  дарования
знаменитой оперной примадонне, сколько о дружбе двух людей, хоть и
разного поколения, но одинаково большого таланта…
   Антонина  Нежданова родилась в селе Кривая Балка под Одессой  4
(16)  июня  1873  года  в  семье сельского учителя,  игравшего  на
скрипке  и  руководившего местным хором. Понятно,  что  русские  и
украинские народные песни, буквально впитавшиеся в нее  с  молоком
матери,   имели   огромное  влияние  на  формирование   вокального
дарования  будущей  певицы. Уже в пять лет она  начала  заниматься
музыкой  с  отцом, а в семь – солировать в деревенском и церковном
хорах, выступать на ученических концертах.
   В  1891  году после окончания женской гимназии, получив  звание
домашней  учительницы, она некоторое время преподавала в  Одесском
городском женском училище, часто выступала на любительских вечерах
и  благотворительных концертах. Уже тогда были заметны  уникальные
вокальные данные и большой артистизм молодой певицы.
   В  те  годы  по  Одессе  гастролировали  знаменитые  русские  и
итальянские певцы – Николай и Медея Фигнер, Леонид Яковлев,  Луиза
Тетраццини,  Джакомо  Гальвани.  Их  искусство  глубоко   потрясло
Нежданову  и оказало решающее влияние на избрание ею артистической
карьеры.  В  1899 году она поступила в Московскую консерваторию  в
класс  профессора  Умберто Мазетти, а в 1902-м  блестяще  окончила
курс.  В  том  же  году, после успешного дебюта в партии  Антониды
(«Иван  Сусанин»),  начинающую приму  приняли  в  труппу  Большого
театра, где она выступала в течение последующих тридцати с  лишним
лет.
   С  первых  сезонов  в репертуаре Антонины Неждановой  появились
такие  легендарные  партии,  как  Джильда  («Риголетто»),  Людмила
(«Руслан  и  Людмила»),  Розина  («Севильский  цирюльник»),  Лакме
(одноименная  опера  Делиба), Церлина («Дон  Жуан»),  Царица  ночи
(«Волшебная   флейта»),  Волхова  («Садко»),   Татьяна   («Евгений
Онегин»),   Снегурочка   (одноименная  опера  Римского-Корсакова),
Шемаханская царица («Золотой петушок»), Эльза («Лоэнгрин»). Вместе
с Л. В. Собиновым, ставшим ее постоянным сценическим партнером, Ф.
И.   Шаляпиным,  С.  В.  Рахманиновым,  В.  И.  Суком  и   другими
выдающимися  русскими  певцами  и  дирижерами  Нежданова   активно
боролась  за  развитие  и утверждение традиций  русского  оперного
искусства.  Именно  в русском репертуаре (в  опере  –  особенно  в
сочинениях   Римского-Корсакова)  вполне  раскрылся   ее   талант.
Исключительно    чистое,    прозрачное,    благородное,     слегка
«отстраненное»  звучание  ее сопрано очень  хорошо  подходило  для
исполнения  отечественной вокальной лирики. Она была замечательным
интерпретатором современной ей музыки и постоянно  расширяла  свой
репертуар.  Единственная  из  певиц,  она  выступала  в   духовных
кон­­цертах  Синодального хора (дело  в  том,  что  до  1917  года
участие  женщин  в  духовных  хорах, кроме  женских  монастырей  и
институтов,   не   было  разрешено,  и  для  Неждановой   делалось
исключение   как   для  прославленной  певицы,   известной   своей
религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии
солирующего  сопрано  в  популярных  духовных  песнопениях  П.  Г.
Чеснокова.  Большое  значение  в  ее  творческой  биографии  имело
общение  с  великой русской актрисой Марией Ермоловой,  помогавшей
оперной  диве  в работе над легендарными сценическими  образами  –
Виолетты («Травиата»), Ми­ми («Богема») и др.
   Как  хором  повторяют энциклопедии, в пении Антонины Васильевны
«глубокое     чувство     худо­жественной    правды,     простота,
естественность,   задушевный  лиризм   гармонично   сочетались   с
выдающимся   вокальным   дарованием  и  виртуозным   мастерством».
Обладавшая   удивительным   тембром  голоса   (лирико-колоратурное
qno-p`mn), своеобразием и редким обаянием, Нежданова быстро  стала
любимицей  публики.  В  1912–1913 годах  она  с  огромным  успехом
выступила за рубежом: в частности, на сцене парижской Grand  Opera
исполнила  партию  Джильды  («Риголетто»)  в  одном  спектакле   с
великими  Энрико  Карузо  и Титта Руффо.  Публика  была  буквально
заворожена удивительным голосом русской певицы.
   После   Октябрьской   революции  музыкальная   и   общественная
деятельность  Антонины  Неждановой, к  счастью,  не  прекратилась.
Среди  партий,  спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь  («Сказка  о
царе  Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская  ярмарка»
Мусоргского),  Нинетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева).  В
1925 году ей присвоили звание народной артистки РСФСР, в 1936-м  –
народной  артистки  СССР. В том же 36-м певица  покинула  сцену  и
занялась   педагогической  деятельностью:  преподавала  в   студии
Большого театра, в оперной студии К. С. Станиславского, а  с  1943
года  – в Московской консерватории. За эти годы стала профессором,
доктором искусствоведческих наук, получила Государственную  премию
СССР.  Умерла Антонина Васильевна Нежданова в возрасте 77 лет  (26
июня 1950 года) в Москве.
   Источники информации:
   Марков П. А., ред. Театральная энциклопедия. Т. 2. – М.,  1963.
С. 1078
   Шикман  А.  П.  Деятели  отечественной истории.  Биографический
справочник. – Москва, 1997
   http://www.belcanto.ru/nezhdanova.html
   http://www.krugosvet.ru
   
   Иван Игоревич Кожинов
   К вечеру памяти С. Я. Ребрикова.
   
   Дотянул до бесконечности
   «–  Сергей  Яковлевич,  а  чья это дубленка-то?  Уж  не  NN  ли
случайно? – спросила я.
   –  Ты  проходи  в  комнату, пока она в туалете,  –  полушепотом
ответил мне дядя Сережа. – Она и не узнает, что ты приходила.
   –   На   следующий  день  я  спрашиваю  у  NN:  «А  ты  у  кого
занимаешься?»
   – А ты разве не знаешь, как зовут мою преподавательницу?
   –  Странно,  а  вчера я твою шубейку видела в квартире  другого
педагога.

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Маэстро. К столетию С. Я. Ребрикова