Главная - Искусство - Культура - Музыка
Автор неизвестен - Маэстро. К столетию С. Я. Ребрикова Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 22 Размер файла: 128 Кб Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » cksanw`ixhl почтением и неизменным восхищением. Причем речь в данном случае идет не столько о поклонении юного дарования знаменитой оперной примадонне, сколько о дружбе двух людей, хоть и разного поколения, но одинаково большого таланта… Антонина Нежданова родилась в селе Кривая Балка под Одессой 4 (16) июня 1873 года в семье сельского учителя, игравшего на скрипке и руководившего местным хором. Понятно, что русские и украинские народные песни, буквально впитавшиеся в нее с молоком матери, имели огромное влияние на формирование вокального дарования будущей певицы. Уже в пять лет она начала заниматься музыкой с отцом, а в семь – солировать в деревенском и церковном хорах, выступать на ученических концертах. В 1891 году после окончания женской гимназии, получив звание домашней учительницы, она некоторое время преподавала в Одесском городском женском училище, часто выступала на любительских вечерах и благотворительных концертах. Уже тогда были заметны уникальные вокальные данные и большой артистизм молодой певицы. В те годы по Одессе гастролировали знаменитые русские и итальянские певцы – Николай и Медея Фигнер, Леонид Яковлев, Луиза Тетраццини, Джакомо Гальвани. Их искусство глубоко потрясло Нежданову и оказало решающее влияние на избрание ею артистической карьеры. В 1899 году она поступила в Московскую консерваторию в класс профессора Умберто Мазетти, а в 1902-м блестяще окончила курс. В том же году, после успешного дебюта в партии Антониды («Иван Сусанин»), начинающую приму приняли в труппу Большого театра, где она выступала в течение последующих тридцати с лишним лет. С первых сезонов в репертуаре Антонины Неждановой появились такие легендарные партии, как Джильда («Риголетто»), Людмила («Руслан и Людмила»), Розина («Севильский цирюльник»), Лакме (одноименная опера Делиба), Церлина («Дон Жуан»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Волхова («Садко»), Татьяна («Евгений Онегин»), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Эльза («Лоэнгрин»). Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим ее постоянным сценическим партнером, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и другими выдающимися русскими певцами и дирижерами Нежданова активно боролась за развитие и утверждение традиций русского оперного искусства. Именно в русском репертуаре (в опере – особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка «отстраненное» звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 года участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П. Г. Чеснокова. Большое значение в ее творческой биографии имело общение с великой русской актрисой Марией Ермоловой, помогавшей оперной диве в работе над легендарными сценическими образами – Виолетты («Травиата»), Мими («Богема») и др. Как хором повторяют энциклопедии, в пении Антонины Васильевны «глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством». Обладавшая удивительным тембром голоса (лирико-колоратурное qno-p`mn), своеобразием и редким обаянием, Нежданова быстро стала любимицей публики. В 1912–1913 годах она с огромным успехом выступила за рубежом: в частности, на сцене парижской Grand Opera исполнила партию Джильды («Риголетто») в одном спектакле с великими Энрико Карузо и Титта Руффо. Публика была буквально заворожена удивительным голосом русской певицы. После Октябрьской революции музыкальная и общественная деятельность Антонины Неждановой, к счастью, не прекратилась. Среди партий, спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). В 1925 году ей присвоили звание народной артистки РСФСР, в 1936-м – народной артистки СССР. В том же 36-м певица покинула сцену и занялась педагогической деятельностью: преподавала в студии Большого театра, в оперной студии К. С. Станиславского, а с 1943 года – в Московской консерватории. За эти годы стала профессором, доктором искусствоведческих наук, получила Государственную премию СССР. Умерла Антонина Васильевна Нежданова в возрасте 77 лет (26 июня 1950 года) в Москве. Источники информации: Марков П. А., ред. Театральная энциклопедия. Т. 2. – М., 1963. С. 1078 Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. – Москва, 1997 http://www.belcanto.ru/nezhdanova.html http://www.krugosvet.ru Иван Игоревич Кожинов К вечеру памяти С. Я. Ребрикова. Дотянул до бесконечности «– Сергей Яковлевич, а чья это дубленка-то? Уж не NN ли случайно? – спросила я. – Ты проходи в комнату, пока она в туалете, – полушепотом ответил мне дядя Сережа. – Она и не узнает, что ты приходила. – На следующий день я спрашиваю у NN: «А ты у кого занимаешься?» – А ты разве не знаешь, как зовут мою преподавательницу? – Странно, а вчера я твою шубейку видела в квартире другого педагога. Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |